Положение об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум" при осуществлении образовательной деятельности МАУДО ЦДО от 29.01.2024 г.

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МАУДО ЦДО
Протокол № 2 от 26.01.2024

УТВЕРЖДЕНО
директор МАУДО ЦДО
И.Р. Андреева
приказ от 29.01.2024 №35

Положение
об использовании информационно-коммуникационной
образовательной платформы «Сферум» при осуществлении
образовательной деятельности МАУДО ЦДО
1.

Общие положения

1.1. Настоящее
положение
регулирует
порядок
использования
информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»
(далее – ИКОП «Сферум», образовательная платформа, коммуникационная
платформа) при реализации образовательных программ, организации
дистанционной коммуникации между участниками образовательных
отношений в Муниципальном автономном учреждении дополнительного
образования Центр дополнительного образования (далее -МАУДО ЦДО).
1.2. Положение об использовании ИКОП «Сферум» разработано на
основании следующих нормативно-правовых актов и документов:

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.10.2023 № 738 «Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее
– Приказ Минпросвещения России № 738);

приказ Минцифры России от 15.07.2022 № 542/1 «О мероприятиях по
созданию элементов федеральной государственной информационной
системы «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и
мероприятиях по созданию федеральной государственной информационной
системы «Моя школа»;

2


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее – СанПиН 1.2.3685-21);

«МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
при реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические
рекомендации», утвержденные главным государственным санитарным
врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР 2.4.0330-23);

письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»);

письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;

письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О
направлении информации»;

Пользовательское соглашение ИКОП «Сферум». URL: https://sferum.ru
(дата обращения: 18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, с учетом мнения учащихся и
родителей, вводится в действие приказом директора.
2.

Организация работы участников образовательных отношений в
ИКОП «Сферум»

2.1. Образовательная организация при осуществлении образовательной
длительности использует возможности образовательной платформы,
интегрированной с автоматизированной информационной системой
«Электронная Пермская Образовательная Система» (далее – АИС «ЭПОС»).
О принятом решении образовательная организация доводит до сведения

3

участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего учебного
года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте
образовательной организации в сети «Интернет», а также размещает приказ
директора о назначении ответственных лиц за поддержку применяемых
технологий.
2.2. Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного
процесса программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение
обязанностей среди работников учреждения в части переноса ранее
созданных чатов с педагогами, учащимися и родителями из иностранных
мессенджеров в ВК Мессенджер, организации подключений пользователей к
новым чатам, информирования о возможностях образовательной платформы
осуществляется администрацией учреждения в ходе разработки локальных
актов организации и документации, регулирующей трудовую функцию
специалиста.
2.3. Административно – управленческий персонал образовательной
организации координирует образовательные процессы:

издает локальные акты и организационно – распорядительные
документы, регулирующие вопросы использования коммуникационной
платформы;

назначает администратора платформы из числа педагогических
работников образовательной организации;

присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской роли
«учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной организации
посредствам связывания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в
АИС «ЭПОС»;

формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный
материал для размещения администратором образовательной платформы
публикаций
в
каналах
и
чатах
образовательной
организации
(«Общешкольный канал», канал «Администрация» и др.) для эффективной
организации управленческих процессов;

обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате посредством
создания видео-конференц-связи) с участниками образовательных
отношений для решения управленческих задач в чатах, созданных
в
учебном профиле в VK-мессенджера;

осуществляет контроль по использованию учебного профиля в VKмессенджере участниками образовательных отношений, в том числе, для
проведения дистанционных мероприятий и учебных занятий;

4


организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаѐт данные
сведения администрации образовательной организации;

обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими
средствами обучения, развитие материально-технической базы, необходимой
для использования возможностей ИКОП «Сферум» (доступ к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствам
вычислительной техники, программному обеспечению и презентационному
оборудованию и др.);

организует методическое сопровождение педагогов при организации
дистанционного обучения;

и др.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для
регистрации участников образовательного процесса, осуществляет
поддержку применяемых технологий посредством выполнения следующего
комплекса задач:

организует
регистрацию
образовательной
организации
на
образовательной платформе посредством подачи заявки на адрес
info@sferum.ru с приложением приказа о назначении администратора с
указанием своих контактных данных;

назначает дополнительных администраторов ИКОП «Сферум» из числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после
регистрации личного кабинета образовательной организации;

вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной
организации в личном кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;

осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП
«Сферум», со службой технической поддержи по вопросам использования
функционала образовательной платформы;

связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем
ИКОП «Сферум»;

осуществляет проверку наличия автоматически созданных групповых и
родительских чатов, учительской;

при необходимости создает структуру образовательной организации,
компонентом которой является группа, в соответствии с утвержденной
номенклатурой;

при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, экскурсий, олимпиад, онлайнмарафонов и др.);

5


при необходимости создает и направляет педагогическим работникам,
родителям и обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в
соответствующий чат в соответствующей пользовательской роли на
платформу;

редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и
педагогических работников образовательной организации;

аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение
к образовательной организации с целью обеспечения информационной
безопасности участников образовательных отношений;

публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности
учреждения в общем канале образовательной организации по запросу
администрации образовательной организации и педагогических работников;

планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые
образовательной организацией;

оказывает помощь и поддержку участникам образовательных
отношений по эффективному использованию функционала учебного
профиля VK-мессенджер;

доводит до сведения администрации образовательной организации
статистические данные по использованию платформы в образовательной
организации;

и др.
2.5.
Педагог
дополнительного
образования,
тренер-преподаватель
обеспечивает взаимодействие между образовательной организацией,
обучающимся и их родителями (законными представителями) по вопросам
использования функциональных возможностей учебного профиля в VKмессенджере для решения учебных и вне учебных задач в группе:

присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской роли
«учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной организации
посредствам связывания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в
АИС «ЭПОС»;

осуществляет информирование об использовании в деятельности
образовательной организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о
необходимых действиях со стороны родителей и обучающихся для
использования образовательной платформы на родительских собраниях и
занятиях;

обговаривает правила поведения пользователей в сообществах и мерах
ответственности за нарушение действующего законодательства на занятиях
посвященных теме информационной безопасности;

6


принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;

организует присоединение обучающихся и родителей (законных
представителей) к автоматически созданным групповым и родительским чатам;

при необходимости создает дополнительные чаты с участниками
образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с
целью решения определенных образовательных задач;

поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала учебного
профиля в VK-мессенджере, включая возможности организации и
проведения мероприятий в дистанционном формате;

проводит родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в
случае если провести встречу с личным присутствием невозможно;

при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, экскурсий, олимпиад, онлайнмарафонов и др.);

несѐт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещѐнного на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает меры
по удалению соответствующих материалов со страницы в случае появления
контента, который противоречит действующему законодательству Российской
Федерации и/или нарушает права и законные интересы третьих лиц;

и др.
2.6. Педагогический
работник
(тренер-преподаватель,
педагог
дополнительного
образования),
ведущий
учебные
дисциплины,
координирует процессы по использованию функциональных возможностей
учебного профиля в VK-мессенджере для решения образовательных задач:

создает учебный профиль на образовательной платформе, связывает
свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП
«Сферум»;

создает учебные чаты по предмету на стороне АИС «ЭПОС» с
обучающимися, организует присоединение учащихся к чатам;

принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;

планирует онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с
обучающимися, публикует запланированный звонок в расписании
электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС»;

проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования
VK-мессенджера в соответствие с санитарно-эпидемиологическими
требованиями и рекомендациями по реализации образовательных программ с

7

применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;

осуществляет общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями;

осуществляет отправку и хранение учебных материалов;

организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаѐт данные
сведения администрации образовательной организации;

при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение экскурсий, олимпиад,
онлайн-марафонов и др.);

осуществляет онлайн-звонки обучающимся в созданных чатах по
предмету согласно утвержденному расписанию занятий в период проведения
дистанционных занятий;

поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала цифрового
сервиса, включая возможности организации и проведения занятий с
применением дистанционных образовательных технологий;

несѐт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещѐнного на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает меры
по удалению соответствующих материалов со страницы в случае появления
контента, который противоречит действующему законодательству Российской
Федерации и/или нарушает права и законные интересы третьих лиц;

и др.
3.

Организация занятий с применением дистанционных
образовательных технологий

3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса
образовательная организация в соответствие с приказом директора может
организовать дистанционное обучение по образовательным программам в
следующих случаях:

неблагоприятные погодные условия;

неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);

решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
образования.

8

3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного
процесса по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум».
Образовательная организация осуществляет информирование о возможности
реализации образовательной программы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об
организационных
и
технических
требованиях
для
проведения
дистанционных занятий на родительских собраниях, в ходе личных встреч и
звонков с родителями и обучающимися, а также посредством размещения
сведений на официальном сайте образовательной организации, в чатах ВК
Мессенджера с родителями (законными представителями) и обучающимися,
в общешкольном канале образовательной платформы.
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае соблюдения
организационных и технических требований для проведения дистанционного
занятия:

созданы учебные чаты на образовательной платформе;

присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и
обучающиеся (привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля ИКОП
«Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке), в каждом
учебном чате назначен администратор из числа педагогических работников;

наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер, ноутбук, планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки, микрофон,
камера, Интернет-соединение);

успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к
видеозвонку в созданных чатах по предмету образовательной платформы,
проведена проверка работоспособности планируемого к использованию
оборудования.
Использование мобильных телефонов обучающимися для участия в
дистанционном занятии не допускается.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
продолжительность занятий в соответствие с нормативами, утвержденными
СанПиН 1.2.3685-21, график проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей) и обучающихся.
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических
работников в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика
для глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела и повышения
активности центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями
по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических

9

требований
МР
2.4.0330-23,
а
также
может
увеличиваться
продолжительность времени отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий образовательная
организация вносит соответствующие корректировки в рабочие программы и
(или) учебные планы в части форм обучения (онлайн-лекция, онлайнконсультация и др.), технических средств обучения.
3.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) и
обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий
посредством использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия
возможности обеспечить обучающегося техническими средствами обучения
для проведения дистанционного занятия с использованием образовательной
платформы администрацией образовательной организации может быть
предложено:

просмотр записей занятий для самостоятельного изучения тем занятий,
в случае если производилась запись, сдача выполненных заданий по итогам
изучения темы посредством прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не позднее
2ух дней со дня проведения занятия;

самостоятельное изучение обучающимся тем занятий с использованием
иных государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа», АИС
«ЭПОС») и электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию согласно Приказу Минпросвещения России № 738;

самостоятельное обучение учащегося без применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием
традиционных форм обучения.
4.

Права и обязанности участников образовательных отношений

4.1. Участники образовательных отношений, использующие функциональные
возможности учебного профиля в VK-мессенджере вправе:

получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной
основе пользоваться еѐ возможностями;

удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу технической
поддержки info@sferum.ru;

обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также в
службу технической поддержки по адресу электронной почты info@sferum.ru
при возникновении проблем с регистрацией и использованием возможностей
образовательной платформы;

знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим
вопросы использования образовательной платформы, а также с

10

информационными ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте profsferum.ru, info@sferum.ru;

посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются
методические вопросы по применению функционала цифрового сервиса;

пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
4.2. Участники образовательных отношений, использующие функциональные
возможности учебного профиля в VK-мессенджере обязаны:

исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации
учебного профиля в ИКОП «Сферум»;

информировать администратора образовательной организации, а также
оператора ИКОП «Сферум» о несанкционированном доступе к аккаунту
образовательной платформы;

не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;

выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование
ненормированной
лексики
и
оскорблений
других
участников
образовательного процесса;

не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут нарушить
права и интересы других лиц, соблюдать действующее российское и
международное законодательство;

осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных
других лиц;

соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные
пользовательским соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его подписания и
утверждения.
5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными
актами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».