ДООП Волшебный мир лепки (Менгалиева Е.Н.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования

Принята на заседании
педагогического совета
от « 9 » января 2020 г.
протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
Андреева И.Р.
Приказ № 5 от 09.01.2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Волшебный мир лепки»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 2 года

Автор программы:
Менгалиева Елена
Николаевна, педагог
дополнительного
образования МАУДО ЦДО
высшей квалификационной
категории

г. Чайковский, 2020

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Учреждение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования Центр дополнительного образования
2. Название объединения: «Юные мастера»
3. Ф.И.О. педагога: Менгалиева Елена Николаевна
4. Направление деятельности: художественное
5. Статус программы: модифицированный
6. По уровню усвоения: общекультурный
7. По цели обучения: ознакомительная
8. Образовательная область: технология
9. Продолжительность освоения: 144 часа
10.Количественный состав: от 15 до 20 человек
11.Возрастной диапазон: 6 - 8 лет
12.Перечень разделов:
• Пояснительная записка – стр. 3
• Учебно-тематический план изучаемого курса – стр. 7
• Содержание программы – стр. 9
• Формы аттестации и оценочные материалы – стр. 11
• Список использованной литературы для педагога – стр. 13
• Список литературы для учащихся – стр. 13
• Приложения.

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир лепки» создана на основании основных нормативных
документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р);
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. N 196 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от
30.09.2020 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организации дополнительного
образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14);
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования» г. Чайковский.
За основу данной программы были взяты:
-

Программа

«Глиняная

игрушка»,

педагога

дополнительного

педагога

дополнительного

имеет

художественную

образования Смирновой Л. А., 2011 год;
-

Программа

«Волшебные

фантазии»,

образования Абрамовой Ю. А., 2011 год.
Направленность программы
Программа

“Волшебный

мир

лепки”

направленность.
Актуальность

Разнообразные

виды

художественно-творческой

деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции,

3

развивает воображение, мелкую моторику. К видам такой деятельности
относятся лепка, рисование, аппликация.
Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников,
приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой
моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий
уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить
достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в
неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это
не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное
напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики
оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно
важно для полноценного формирования устной речи.
Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития
всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики
рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу
осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих
сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он
раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его
интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря
лепке.
Автором были разработаны и проведены несколько занятий по лепке из
соленого теста в рамках кружковой работы в Летнем лагере дневного
пребывания «Радуга» при МАОУ СОШ с Фоки, возраст детей 6 – 8 лет. Эти
занятия показали, что детям очень нравится заниматься этим видом
деятельности.
Поэтому была разработана программа «Волшебный мир лепки», для
учащихся 1, 2 классов.

4

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают
знания

по

конструированию

и

моделированию.

У

них

развивается

эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном
искусстве. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из
соленого теста, глины вызывают повышенный интерес к работе, и приносит
удовлетворение

результатами

труда.

Художественные

изделия

могут

выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Отличительные особенности программы
В начальных классах общего образования по предмету «Технология» в 12 классах на лепку по программе

отведено по 4 часа. Программа «

Волшебный мир лепки» рассчитана на 72 часа. В рамках внеурочной
деятельности учащиеся

научатся

лепить из пластических материалов

интересные работы.
В

содержании данной программы

включена работа с разными

материалами по лепке, что так важно для детей 6-8 лет для развития моторики
рук.
Программа является вариативной. В процессе обучения возможно
проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного
материала.
Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий учащихся и их
родителей.
Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся 1-2 классов,
которые любят лепить из пластилина, глины и других пластичных материалов.
Формы организации образовательного процесса
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Виды занятий

5

- учебное занятие;
- занятие - игра;
- занятие-путешествие;
- экскурсия.
Учитывая возрастные особенности учащихся,

большое количество

занятий проводятся в игровой форме.
Срок освоения программы
Программа «Волшебный мир лепки» реализуется в объёме 72(36), 144
часа.
Режим занятий
2 раза в неделю по 1ч;
2 раза в неделю по 2 ч;
1 раз в неделю по 1 часу.
Цель программы: Освоение приёмов лепки с использованием разных
материалов.
Задачи:
Образовательные – познакомить с основными приемами работы с
соленым тестом, пластилином, глиной; сформировать знания по основам
композиции, цветоведения и материаловедения, научить применять знания,
полученные на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для
создания композиций с изделиями, выполненными в технике лепки.
Развивающие

–

развивать

внимание,

память,

логическое

и

пространственное мышление, развивать мелкую моторику рук и глазомер,
развивать художественный вкус, фантазию детей.
Воспитательные – воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость,
умение довести начатое дело до конца.

6

Учебно-тематический план
1-й год обучения, 2 часа в неделю,72 часа в год
№

Название раздела,

Количество часов

п/п

темы

Всего

Теория

Вводное занятие.

1

1

Практика

Формы
организаци
и
занятий

Формы
аттестаци
и
(контроля)

Сообщение.
Выставка

Раздел 1. Пластилиновая фантазия/ -30 час.

1.1

1

14

15

1.2

Пластилиновая
живопись.
Процарапывание

1

1

просмотр

1.3

Лепка из колец

1

1

просмотр

1.4

Лепка из пластин

2

2

просмотр

1.5

Лепка на форме

1

1

просмотр

1.6

Лепка на каркасе.

1

1

просмотр

1.7

Отпечатывание

1

1

просмотр

7

Выставка

1.8

Смешанная
8
техника
Раздел 2. /Тестопластика/ -23 час.

1

2.1

1

Секреты при

1

выставка

выставка

просмотр

просмотр

работе с тестом

2.2

Лепка цветов
и листьев
Лепка грибов
и фруктов
Лепка
корзинок
Лепка венков

2

2

просмотр

2

2

просмотр

2

2

просмотр

2

2

просмотр

10

10

просмотр

2.7

Сувениры для
друзей
Тестяные тарелки

2

2

просмотр

2.8

Тестяные панно

2

2

просмотр

2.3
2.4
2.5
2.6

Раздел 3./Глиняная игрушка/- 17 час.

3.1

Чудесный материал 1
глина и

1

Виртуальная
7

3.2

3.3
3.4
3.5

3.6
3.7

3.8

использование её
человеком.
Что умеют делать
золотые руки (о
народных
умельцах)
Первые шаги лепки
из глины
Основы
художественной
обработки глины
Знакомство с
Каргопольской
и Дымковской
глиняной
игрушкой.
Зарисовка
игрушек.
Лепка козлика.
Раскрашивание
игрушки
Знакомство с
узорами
Дымковской
игрушки.
Выполнение эскиза
дымковской
игрушки.
Лепка барыни.
Раскрашивание
игрушки.

выставка

1

Виртуальная
выставка

2

2

5

1

просмотр

4

1

1

Виртуальная
выставка

3

3

1

1

3

3

Итоговое занятие

Итого часов:

1

1
72

просмотр
Виртуальная
выставка

просмотр

выставка

8

64

8

Учебно-тематический план
1-й год обучения, 1 час в неделю,36 часов в год
№

Название

Количество часов

п/п

раздела,темы

Вводное занятие.

Всего

1

Теория

Практика

Формы
организации
занятий

1

Формы
аттестаци
и
(контроля)

Сообщение.
Выставка

Раздел 1. Пластилиновая фантазия/ -16 час.

1.1 Пластилиновая

7

1

6

выставка

просмотр

живопись.

1.2 Процарапывание

1

1

просмотр

1.3 Лепка из колец

1

1

просмотр

1.4 Лепка из пластин

1

1

просмотр

1.5 Лепка на форме

1

1

просмотр

1.6 Лепка на каркасе.

1

1

просмотр

1.7 Отпечатывание

1

1

просмотр

1.8 Смешанная техника

3

2

Выставка

1

Раздел 2. /Тестопластика/ -8 час.

2.1 Секреты при работе

1

2.2

1

1

просмотр

1

1

просмотр

1

1

просмотр

1

1

просмотр

2.6 Сувениры для

1

1

просмотр

2.7

1

1

просмотр

1

1

просмотр

2.3
2.4
2.5

с тестом
Лепка цветов
и листьев
Лепка грибов
и фруктов
Лепка
корзинок
Лепка венков

друзей
Тестяные тарелки

2.8 Тестяные панно

1

выставка

Раздел 3./Глиняная игрушка/- 10 час.

3.1 Чудесный материал
глина и
использование её
человеком.

1

1

Виртуальная
выставка

9

просмотр

3.2 Основы

1

1

3.3

2

2

2

2

1

1

3.4

художественной
обработки глины
Знакомство с
Каргопольской
и Дымковской
глиняной
игрушкой. Зарисовка
игрушек.
Лепка козлика.

Виртуальная
выставка

просмотр

Раскрашивание
игрушки

3.5 Знакомство с

3.6

узорами
Дымковской
игрушки .
Выполнение эскиза
дымковской
игрушки.
Лепка барыни.
Раскрашивание
игрушки.

Итоговое занятие

Итого часов:

Виртуальная
выставка

3

3

1
36

просмотр

выставка

5

31

10

Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство. Просмотр выставочных работ. Инструктаж по технике
безопасности. Общие правила ТБ на занятии. Противопожарная
безопасность. Беседа о террористических актах. Правила дорожного
движения.Организация рабочего места.
Раздел 1. Пластилиновая фантазия
1.1. Пластилиновая живопись.
Теоретические сведения:Знакомство с материалом и инструментами.
Просмотр мультфильма « Пластилиновая ворона». Свойства и состав
пластилина. Цвет и цветовое решение. Первоначальные понятия композиции.
Приёмы работы. Техники работы с пластилином. Правила работы с
пластилином.
Практические работы: Выполнение рисунков пластилином по картону, стеклу,
пластикупутём размазывания пальцами.
1.2.Процарапывание
Теоретические сведения:Знакомство с техникой процарапывания.
Приспособления.
Практические работы:Выполнение картины в технике процарапывания.
1.3.Лепка из колец
Теоретические сведения:Знакомство с понятием «жгутик».
Практические работы:Изготовление объёмных форм из пластилиновых колец.
1.4.Лепка из пластин
Теоретические сведения:Знакомство с понятием конструирование из пластин.
Шаблон.
Практические работы:лепка объёмных и полых фигурок из пластилиновых
пластин.
1.5.Лепка на форме
11

Теоретические сведения:Использование бросового материала для лепки.
Способы соединения конструкций изделия, фигур.
Практические работы:лепка объёмных форм из пластилина.
1.6.Лепка на каркасе
Теоретические

сведения:Знакомство

с

понятием

конструирование

и

моделирование с использованием каркаса. Знакомство с понятием « шар».
Практические работы:лепка объёмных форм из пластилина на каркасе.
1.7.Отпечатывание
Теоретические сведения:Знакомство с понятием отпечатывание штампами.
Практические работы:Выполнение картины в технике отпечатывания.
1.8.Смешанная техника
Теоретические

сведения:Знакомство

с

понятиями

торцевание

на

пластилине,инкрустация на пластилине. Использование семян, бисера в лепке.
Практические работы:лепка объёмных и плоскостных работ.
Раздел 2. Тестопластика
2.1.Секреты при работе с тестом
Теоретические сведения:Знакомство с материалом. Состав солёного теста.
Сушка и обжиг.
Практические работы:изготовление солёного теста.
2.2.Лепка цветов и листьев
Теоретические сведения:Специфика раскраски изделий из соленого теста.
Приёмы лепки. Способы соединения.
Практические работы:Лепка цветов и листьев из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.3.Лепка грибов и фруктов
Теоретические сведения:Специфика раскраски изделий из соленого теста.
Приёмы лепки.
12

Практические работы:Лепка грибов и фруктов из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.4.Лепка корзинок
Теоретические сведения: Приёмы лепки из жгутов и полос.
Практические работы:Лепка корзиночек из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.5.Лепка венков
Теоретические сведения: Приёмы лепки из жгутов и пластин. Вырезание по
шаблону.
Практические работы:Лепка венков из солёного теста. Сушка. Раскрашивание.
2.6.Сувениры для друзей
Теоретические сведения: Понятие сувенир. Приёмы лепки.
Практические работы:Лепка сувениров. Сушка. Раскрашивание.
2.7.Тестяные тарелки
Теоретические сведения: Понятие декоративная тарелка.
Практические работы:Лепка тарелок. Сушка. Раскрашивание.
2.8.Тестяные панно
Теоретические сведения: Понятие панно.
Практические работы:Лепка панно. Сушка. Раскрашивание.
Раздел 3. Глиняная игрушка
3.1.Чудесный материал глина и использование её человеком.
Теоретические сведения:глина как художественный материал; отличительные
свойства различных глин; особенности формообразования; Просмотр
виртуальной выставки.
13

практические работы: подготовка материала (глины) к работе;
3.2.Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах)
Теоретические сведения:беседа по истории возникновения различных
художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России
Филимоновской,
Дымковской, Каргопольской, Абашевской с показом иллюстративного и
предметного материала. Просмотр виртуальной выставки.
практические работы: отработка приёма: лепка из целого куска.
3.3.Первые шаги лепки из глины
Теоретические сведения:знакомство с инструментами и приспособлениями,
используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка); условия
безопасной работы;организация рабочего места; формообразование в работе с
глиной; средства и способы изображения в пластике;
практические работы:отработка приёмов лепки: вытягивания и
прощипывания; правильная организация рабочего места; соблюдение правил
безопасной работы;
3.4. Основы художественной обработки глины
Теоретические сведения:знакомство с правилами и приёмами обработки
глины;простейшие приёмы декора изделий из глины; передача формы,
пропорций;
практические работы:отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением
деталей;
овладение простейшими приёмами декора изделий: защипы, нелепы;
3.5. Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой.
Зарисовка игрушек.
теоретические сведения:основные цвета красок, используемые в росписи
глиняных игрушек в традиционных народных промыслах;

14

практические работы:выполнение зарисовок глиняных игрушек, упражнения в
выполнении элементов и узорных композиций росписей используемых в
традиционных народных промыслах;
3.6. Лепка козлика. Раскрашивание игрушки
теоретические сведения:знакомство с элементами росписей и узорными
композициями, используемыми в росписи игрушек в народных промыслах;
практические работы:отработка приёма – наращивание по частям; лепка с
натуры по образам народной игрушки; Раскрашивание.
3.7. Знакомство с Дымковскими узорами. Выполнение эскиза
дымковской игрушки.
теоретические сведения:основные цвета красок, используемые в росписи
глиняных игрушек в традиционных народных промыслах;
практические работы:выполнение зарисовок глиняных игрушек, упражнения в
выполнении элементов и узорных композиций росписей используемых в
традиционных народных промыслах;
3.8. Лепка барыни. Раскрашивание игрушки.
теоретические сведения:знакомство с элементами росписей и узорными
композициями, используемыми в росписи игрушек в народных промыслах;
практические работы:отработка приёма – наращивание по частям; лепка с
натуры по образам народной игрушки; Раскрашивание.
Итоговое занятие
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов, награждение.

15

Учебно-тематический план
II-й год обучения, 2 часа в неделю,72 часа в год
№

Название

п/п

раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

1

Вводное занятие.

Практика

1

Формы

Формы

организаци

аттестаци

и

и

занятий

(контроля)

Сообщение.
Выставка

Раздел 1. Пластилиновая фантазия/ -26 час.

1.1 Пластилиновая

14

1.2

4

4

просмотр

4

4

просмотр

4

4

просмотр

1.3
1.4

живопись
Пластилиновая
мозаика
Объёмные изделия
из пластилина
Смешанная техника

2.1

1

13

выставка

Раздел 2. /Тестопластика/ -22 час.

просмотр

2

2

просмотр

2

2

просмотр

2

2

просмотр

2

2

просмотр

10

10

просмотр

2.6

Сувениры для
друзей
Тестяные тарелки

2

2

просмотр

2.7

Тестяные панно

2

2

просмотр

2.2
2.3
2.4
2.5

Лепка цветов
и листьев
Лепка грибов
и фруктов
Лепка
корзинок
Лепка венков

Раздел 3. /Глиняная игрушка/- 22 час.

3.1
3.2
3.3

Основы
художественной
обработки глины
Сувениры из
глины

2

1

1

выставка

10

1

9

Народные
игрушки

10

1

9

Итоговое занятие

1

Итого часов:

Виртуальная

72

просмотр

выставка

5
16

67

Учебно-тематический план
II-й год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год
№

Название раздела,

п/п

темы

Формы
организаци
и
занятий

Количество часов
Всего

Теория

2

Вводное занятие.

Практика

1

1

Формы
аттестаци
и
(контроля)

Сообщение.
Выставка

Раздел 1. Пластилиновая фантазия -52 час.

1.1 Пластилиновая

28

1.2

8

8

просмотр

1.3 Объёмные изделия из

8

8

просмотр

1.4

8

8

просмотр

живопись
Пластилиновая мозаика
пластилина
Смешанная техника

2

26

выставка

просмотр

Раздел 2. Тестопластика - 44 час.

2.1

Лепка цветов
и листьев
Лепка грибов
и фруктов
Лепка
корзинок
Лепка венков

4

4

просмотр

4

4

просмотр

4

4

просмотр

4

4

просмотр

20

20

просмотр

2.6

Сувениры для
друзей
Тестяные тарелки

4

4

просмотр

2.7

Тестяные панно

4

4

просмотр

2.2
2.3
2.4
2.5

Раздел 3. Глиняная игрушка - 44 час.

3.1
3.2
3.3

Основы
художественной
обработки глины
Сувениры из
глины
Народные
игрушки

4

2

2

20

2

18

20

2

18

Итоговое занятие

2

Итого часов:

144

Виртуальная
выставка
просмотр

выставка

9

17

135

Содержание учебного плана II год обучения
Вводное занятие.
Знакомство. Просмотр выставочных работ. Инструктаж по технике
безопасности. Общие правила ТБ на занятии. Противопожарная безопасность.
Беседа о террористических актах. Правила дорожного движения. Организация
рабочего места.
Раздел 1. Пластилиновая фантазия
1.1. Пластилиновая живопись
Теоретические сведения: Приёмы работы с пластилином (повторение).
Техники работы с пластилином. Правила работы с пластилином.
Практические работы: Выполнение рисунков пластилином по картону, стеклу
приёмом размазывания пальцами.
1.2. Пластилиновая мозаика
Теоретические сведения: Приёмы работы в технике мозаика. Цвет и цветовое
решение. Практические работы: Выполнение панно из пластилина в технике
мозаика.
1.3. Объёмные изделия из пластилина
Теоретические сведения: Приёмы работы объёмной лепки. Правила работы с
пластилином.
Практические работы: Лепка объёмных фигурок из пластилина.
1.4. Смешанная техника
Теоретические сведения: Знакомство с понятиями торцевание на пластилине,
инкрустация на пластилине. Использование семян, бисера в лепке.
Практические работы: лепка объёмных и плоскостных работ.
Раздел 2. Тестопластика
2.1. Лепка цветов и листьев
Теоретические сведения: Специфика раскраски изделий из соленого теста.
Приёмы лепки. Способы соединения.
Практические работы: Лепка цветов и листьев из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
18

2.2. Лепка грибов и фруктов
Теоретические сведения: Приёмы лепки.
Практические работы: Лепка грибов и фруктов из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.3. Лепка корзинок
Теоретические сведения: Приёмы лепки из жгутов и полос.
Практические работы: Лепка корзиночек из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.4. Лепка венков
Теоретические сведения: Приёмы лепки из жгутов и пластин. Вырезание по
шаблону.
Практические работы: Лепка венков из солёного теста. Сушка.
Раскрашивание.
2.5. Сувениры для друзей
Теоретические сведения: Понятие сувенир (повторение). Приёмы лепки.
Практические работы: Лепка сувениров. Сушка. Раскрашивание.
2.6. Тестяные тарелки
Теоретические сведения: Понятие декоративная тарелка (повторение).
Практические работы: Лепка тарелок. Сушка. Раскрашивание.
2.7. Тестяные панно
Теоретические сведения: Понятие панно (повторение).
Практические работы: Лепка панно. Сушка. Раскрашивание.
Раздел 3. Глиняная игрушка
3.1. Основы художественной обработки глины
Теоретические сведения: знакомство с правилами и приёмами обработки
глины; простейшие приёмы декора изделий из глины; передача формы,
пропорций;
практические работы: отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением
деталей;
овладение простейшими приёмами декора изделий: защипы, налепы;
19

3.2. Сувениры из глины
теоретические сведения: Приёмы работы полимерной глиной. Способы
соединения мелких деталей.
практические работы: лепка сувениров и поделок из полимерной глины
3.3. Народные игрушки
теоретические сведения: знакомство с элементами росписей и узорными
композициями, используемыми в росписи игрушек в народных промыслах;
основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в
традиционных народных промыслах;
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек, упражнения
в выполнении элементов и узорных композиций росписей, используемых в
традиционных народных промыслах;
отработка приёма – наращивание по частям; лепка с натуры по образам
народной игрушки; Раскрашивание.
Итоговое занятие
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов, награждение.
Формы аттестации и оценочные материалы
Освоение учащимися программы «Волшебный мир лепки» направлено
на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- познавательный интерес к лепке, как одному из видов изобразительной
деятельности;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать
другим, уважение к чужому труду,
20

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать средства художественной выразительности для создания
творческих работ,
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций;
- планировать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов
и техник, применяемых в лепке.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий лепкой у учащихся могут быть развиты такие качества
личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
21

- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Учащиеся должны знать:
- знать правила техники безопасности и личной гигиены при изготовлении
изделий из глины, пластилина, теста;
- знать назначения специальных инструментов, приспособлений и
оборудования и умение применять их в своей деятельности;
-знать общие сведения о глине, пластилине, тесте.
Учащиеся должны уметь:
- организовать свое рабочее место;
- использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;
- пользоваться стекой и печаткой;
- лепить несложную игрушку по образцу;
- уметь представлять себя и свои изделия.
формы контроля
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы);
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества
различного уровня;
- проведения самостоятельных работ по заданному образцу.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися
течение учебного года, включающее:
• результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
• активность,
• аккуратность,
• творческий подход к знаниям,
• степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
22

в

Литература для педагога:
1.Дегтярева Т. «Умные поделки». Москва «Лист»1999г.
2.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит,
2000. 3.Новацкая Марья "Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с
детьми" Издательство: Питер, 2014 г
4.Основы художественного ремесла. Послушная глина: М., АСТ-ПРЕСС,
1999г.
5.Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки».
Владис. 2013г.
http://www.liveinternet.ru
Список литературы для детей:
1.Богусланская И. Русская глиняная игрушка. Минск: Литература, 2000.
2.Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Ярославль: «Академия развития», 1998.
3.Диброва А. «Поделки из соленого теста».Клуб семейного досуга. 2011.
4. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста»Владис. 2011г.
6. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис. 2011г.
7. Румянцева Е."Пластилин. Простые поделки" Издательство: Айрис-Пресс,
2016 г

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».