ДООП Художественная лепка и глины (Менгалиева Е.Н.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования

Принята на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2022 г.
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 233 от 31.08. 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Художественная лепка из глины»
Возраст обучающихся: 10 - 15 лет
Срок реализации: 1 года

Автор программы:
Менгалиева Елена Николаевна
педагог дополнительного
образования, МАУДО ЦДО
высшей квалификационной категории

г. Чайковский, 2022

Паспорт программы
Полное наименование
программы
Целевые группы
Цель программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности
«Художественная лепка из глины»
Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.
Группа разновозрастная, количество 12 - 15
детей.
формирование творческого отношения детей к
изучению окружающего их предметного мира
и формирование способности и умения к его
отображению в своих работах в керамике.

Направленность
художественная
Срок реализации программы
1 год
Уровень сложности
базовый
Краткое содержание
Программой предусмотрено знакомство детей
программы
с такими пластичным материалами, как глина.
Программа направлена на развитие
творческого потенциала детей в процессе
овладения техникой лепки из глины,
знакомство с фактурой, текстурой и способами
её исполнения.

Содержание
I. Комплекс основных характеристик программы……………………………….. 4
Пояснительная записка……………………………………………………… 4
Цель и задачи программы……………………………………………………...15
Содержание программы………………………………………………………..23
Учебный план…………………………………………………………………...23
Содержание учебного плана……………………………………………….…..38
Планируемые результаты……………………………………………………...77
II. Комплекс организационно-педагогических условий………….……………….78
1. Условия реализации программы……………………………….................78
2. Формы аттестации…………………………………………………………78
3. Оценочные материалы………………………………………….………....79
4. Методические материалы……………………………………………….. 84
5. Список литературы………………………………………………………..87
6. Приложение

I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Лепка из глины является одним из традиционных видов декоративноприкладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих
эстетический вкус ребёнка, а также развивающих чувства прекрасного.
Керамика – это древнее искусство превращать почти самую бесполезную,
неплодородную земную породу, глину, в великолепные творения рук
человеческих. А началось все, как ни странно, с детских игрушек. Именно они
относятся к самым древним находкам.
Со временем игра утрачивала связь с младенчеством и приобретала все
более серьезный характер. Из глины стали лепить фигурки божеств, оберегов,
тотемов и т. д. Появились первые сосуды, которые больше всего походили на
неуклюжие пригоршни окаменевших великанов.
Искусство керамики широко распространено на всех континентах. В среде
обитания, образе жизни, уровне развития определили и свои особенности в
развитии керамики. Выработались не только национальные, но и местные и
даже индивидуальные стили работы с материалом.
Лепка из глины способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, совершенствует осязание обеих рук, развивает малые
мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и
ориентироваться в пространстве, способствует усвоению целого ряда
математических представлений (геометрических фигур, длины, ширины,
высоты)
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная лепка
из глины» имеет художественную направленность.
При разработке образовательной программы были использованы
следующие нормативные и программные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от
29 декабря 2012 года);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.
(утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р);
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от
30.09.2020 г.);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организации дополнительного
образования детей (СанПин 2.4.4.3172-14);
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования» г. Чайковский.
Программа стартового уровня.
Новизна программы заключается в возможности организации учебного
процесса по индивидуальным маршрутам (или в составе малых групп) с учетом
уровня подготовки и возможностей ребенка. Для этого в программе
предусмотрены маршруты по стартовому, базовому и продвинутому
(повышенной сложности) уровням, что предоставляет возможность
организовать реализацию программы на том уровне, который достижим
каждым обучающимся, в соответствии с его психофизическим и
интеллектуальным состоянием
Актуальность данной программы в том, что она направлена на развитие у
детей навыков, знаний и эмоционального отношения к деятельности,
формирующих творческую личность, ценящую культурные традиции и обычаи
своей страны.
Обучение
по
дополнительной
общеразвивающей
программе
«Художественная лепка из глины» может быть реализовано при помощи
дистанционных образовательных технологий в следующих случаях:
Обеспечение доступности дополнительного образования для
обучающихся, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не
имеющих возможности регулярно посещать занятия в Учреждении
(госпитализация, санаторий и т.д.);
- Обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в
условиях введения карантина, чрезвычайных ситуаций, при отсутствии
возможности посещения занятий в Учреждении.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по дополнительным
общеразвивающим программам, включающим в себя дистанционное обучение
в качестве компонента учебного плана.
Процесс обучения с использованием дистанционных технологий может
осуществляться
в
смешанной
форме
освоения
дополнительных
общеразвивающих программ: очной, очно-заочной, когда часть тем изучается
очно, а часть – дистанционно.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет.
Срок обучения – 1 год. Занятия проводятся 2 часа в неделю.

Обучение включает в себя теоретический материал, практические занятия,
участие в тематических конкурсах с посещением выставок. Количество
обучающихся в группе 12-15 человек.
Это позволяет достичь хороших результатов, реализовать личностноориентированный подход в обучении.
При комплектовании групп учитывается возраст, исходный уровень
учащихся, который определяется собеседованием.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год (72 часа), один раз в неделю 2 часа.
Формы организации образовательного процесса
В образовательном процессе педагоги применяют такие формы:
• коллективная – способствует сплочению коллектива, формированию
взаимоотношений, развитию интереса друг к другу, к делам и проблемам
своего объединения;
• индивидуальная – дает возможность работать с каждым ребенком, по
мере необходимости.
Основная форма учебного процесса – занятие, на котором создаются все
условия для развития творческих способностей учащихся.
Виды занятий:
• беседы;
• рассказы с демонстрацией наглядного материала, иллюстраций, с
использованием ИКТ технологий.
• викторины, кроссворды, которые составляются так, чтобы учащиеся
показали знание и понимание терминов, технологий выполнения различных
видов техник;
• мастер-классы.
Учебное занятие включает: теоретическую часть и практическую работу.
Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация
познавательного характера
Чисто теоретическое изучение какой-либо темы исключено. Любая
теоретическая часть занятия сопровождается практическим применением
знаний – выполнением конкретного задания, в котором закрепляются
полученные знания и отрабатываются необходимые в дальнейшем знания,
умения и навыки.
Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому
учащемуся в зависимости от его возможностей и способностей.
Методы обучения
В процессе реализации программы педагоги используют разнообразные
методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный: беседа, рассказ, работа с книгой,
упражнение;
• наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов,
самостоятельные наблюдения учащихся;
• методы стимулирования, взаимоконтроля;
• аналитический: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами,
самоанализ, самоконтроль.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется одним педагогом, обладающим достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями в области декоративноприкладного творчества.
Срок освоения программы: 1 года
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 7272 часа в год;
2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческого отношения детей к
изучению окружающего их предметного мира и формирование способности и
умения к его отображению в своих работах в керамике.
Задачи:
Обучающие
• развивать интерес к керамике;
• обучать свободно пользоваться способами и приёмами лепки;
• обучать пользоваться разными способами лепки и подбором средств
Выразительности;
• обучать создавать форму предмета на основе восприятия и
самостоятельного
наблюдения (познавательные, регулятивные - наблюдение, целеполагание,
составление плана действий).
Развивающие:
• развивать наблюдательность, расширить кругозор (познавательные
задачи для
достижения личностных результатов);
• познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства
(познавательные учебные действия для достижения личностных
результатов)
познакомить с работами местных мастеров;
• формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при
работе с
глиной, красками, глазурями, специальными инструментами.

Воспитывающие:
• воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии, трудолюбия и
Ответственности;
• воспитывать любовь к родному краю.
Содержание календарного учебного плана может частично
корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в
конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической
базе, по социальным запросам обучающихся, при появлении новой технологии.
Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого.

3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п

1-й год обучения,2 часа в неделю,72 часа в год

Название
раздела, темы

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика организации
занятий

1

Вводное занятие.

1.1
1.2

1.3
1.4

1

Сообщение.
Выставка

Раздел 1. Общие основы керамики – 10 часов.
2
практическая
А что такое
1
1
работа
глина?

Объемная
керамика
(простые
формы)
Плоскостная
керамика
(панно)
Герои
народных
сказок

Формы
аттестации
(контроля)

2

1

1

практическая
работа

просмотр

4

1

3

практическая
работа

просмотр

2

1

1

практическая
работа

просмотр

Раздел 2. Изготовление народных игрушек (Животные образы) и посуды – 29 часов.
выставка
просмотр
15
3
12
2.1 Народная

2.2

игрушка
(Дымковская,
Каргопольская,
Филимоновская)
Глиняная посуда

14

2

12

практическая
работа
Раздел 3. Свободное творчество – 20 часов.

3.1

Изготовление
сувениров к Дню
Матери, 23
февраля, 8 Марта.

11

1

10

Виртуальная
выставка

3.2

Лепка изделий на
новогоднюю
тематику.

10

1

9

Виртуальная
Выставка

3.3

Лепка на
свободную тему.

10

1

9

практическая
работа

Раздел 4. Гончарный круг – 11 часов

просмотр

4.1
4.2

Юный гончар
Роспись глиняной
посуды
Итоговое занятие

Итого часов:

6
5

1
72

1
2

5
3
выставка

16

56

Содержание программы
(групповые занятия)
I Общие основы керамики
Вводное занятие.
Знакомство с планом на год, целями, задачами программы с расписанием
занятий. Требования к учащимся и правила поведения в Центре дополнительного
образования. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.
Соблюдение требований гигиены.
Тема 1.1. А что такое глина?
Теория: Правила поведения в мастерской. Знакомство с новым материалом.
Правила работы с глиной. Особенности хранения глины. Процесс добычи,
приготовления материала. Основные моменты создания изделий, сушка. Дать
знания о свойствах сухой, мокрой и обожженной глины, разновидность материала
по цвету.
Практика: Приемы работы с глиной. Ряд первоначальных упражнений (разминание
глины, скатывание шара, цилиндра, и др.)
Тема 1.2. Объемная керамика (простые формы).
Теория: Изучение основных элементов в лепке: шар, яйцо, лепешка, колбаска,
змейка. Знакомство с основными методами декорирования (тиснение, роспись).
Практика: учимся раскатывать глину, вырезать по трафарету, скручивать пласт в
объемные формы цилиндр, конус. Лепим по образцу горшочки под цветы,
колокольчики, подставка под карандаши, подсвечник, фрукты, бусы.
Тема 1.3. Плоскостная керамика (панно).
Теория: Знакомство с методом налепа, законами композиции. Знакомство с
гребенчато-ямчатым орнаментом.
Практика: изготавливаем панно «Рыба», «Солнышко», «Снежинка». Украшение из
глины «Медальон». Развитие чувства ритма, симметрии, равновесия. Тренируем
глазомер. Умение правильно держать стек, соизмерять силу нажима.

Тема 1.4. Герои народных сказок.
Теория: Изучение характерных пропорций птиц, животных, человека. Выбор
персонажа, устный разбор фигуры на формообразующие элементы. Передача
характера героя, выбор позы, размера.
Практика:(Рыба-кит, Русалка, Леший, Птица Сирин и д.р.)
II Изготовление народных игрушек (животные образы) и посуды.
Тема 2.1 Народная игрушка
Теория: Знакомство с народной игрушкой других регионов. Их отличительные
особенности. Изучение росписи игрушек. Изучение орнамента. Значимость
животных образов в народной игрушке различных регионов.
Практика: лепим животных народной игрушки: филимоновской, каргопольской,
дымковской, романовской, абашевской.
Тема 2.2 Глиняная посуда.
Теория: Роль глиняной посуды в крестьянском быту. Представление о жизни людей
в старину, об изготовлении и использовании глиняной посуды. Экскурсия в музей
«Деревянного зодчества», особое внимание избе гончара. Изучение зависимости
формы посуды от ее назначения.
Практика: Изготовление миски, чашки, тарелки из жгутиков. Украшение
орнаментом.
III Свободное творчество.
Тема 3.1 Изготовление сувениров к Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта.
Теория: История праздничных дат.
Практика: Изготовление сувениров и подарков из глины.
Тема 3.2 Лепка изделий на новогоднюю тематику.
Теория: История новогодних праздников.
Практика: Изготовление сувениров и подарков из глины.

Тема 3.3 Лепка на свободную тему.
Теория: История новогодних праздников.
Практика: Изготовление сувениров и подарков по собственному замыслу из глины.
IV Гончарный круг.
Тема 2.2. Юный гончар.
Теория: История развития гончарного промысла в разных странах мира.
Отличительные особенности посуды в разных странах. Форма, назначение,
особенности изготовления.
Практика: Навыки работы на круге. Самостоятельная подготовка глины,
центровка, вытягивание формы, придание задуманного объема. Горшок, крынка.
блюдце. Тиснение, декорирование.
Тема 2.3. Роспись глиняной посуды.
Теория: Изучение разных приемов и методов украшения глиняной посуды. Понятие
техники «Майолика». Роспись ангобами. Украшение глазурью. Молочение. Обварка
керамических изделии. Изучение техники чернолощеной керамики.
Практика: Покрытие готовых изделии молоком. Приготовление раствора для
обвара керамической посуды.

Роспись готовой посуды. Имитация техники

«майолика» красками по керамике. Эскиз на бумаге акварельными красками.
Отработка мазков. Рисование птиц, животных. Компоновка элементов на разных
формах (квадрат, круг, прямоугольник)
Итоговое занятие.
Контрольное занятие за год. Вручение дипломов. Чаепитие.

Планируемый результат по всему курсу
• знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных
способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска
глины);
• умение работать в паре и малых группах;
• умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением других
детей.
Ученик должен знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления
для работы.
3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.
4. Способы лепки из глиняного теста.
5. Историю керамики.
6. Способы декорирования изделий из глины.

Ученик должен уметь:
1. Выполнять правила техники безопасности.
2. Качественно выполнять каждую работу.
3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
4. Выполнять работы несложными техниками керамики.
5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их
выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной
формы.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
4.Условия реализации программы
1. Материально – техническая база (гончарный круг, печь для обжига, глина,
краски, основной и вспомогательный инструмент)
2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы
детей)
3. Методическое

обеспечение

(методическая

и

техническая

литература;

специальная литература по прикладному искусству)
4. Техника безопасности
Материально-техническая база и техническое оснащение кабинета.
Занятия проводятся в отдельном кабинете, специально подготовленном для
работы с глиной. Помещение освещено лампами дневного света. Кабинет оснащён
партами, отдельно для каждого ребёнка, мягкими стульями и учительским столом.
Для удобства детей в кабинете есть вода. Материалы для работы (глина, краски,
кисти, ангобы, глазури, бумагу, лак и т.д.) закупаю централизованно. Для работы с
глиной имеются дощечки. Шкаф для методической литературы и методические
пособия. Лакируют изделия в специально отведенное время.
Материалы и инструменты
1. Глина, гуашь, краски, кисти, палитра.
2. Стеки, наждачная бумага.
3. Деревянные досочки.
4. Клей ПВА, лак.
Для

реализации

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного обеспечения.
• Информационное обеспечение: аудио, видео, фото, интернет-источники.
• Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного
образования, обладающим профессиональными знаниями в предметной

области, знающим специфику дополнительного образования и имеющим
практические навыки в сфере организации творческой деятельности детей
5. Формы аттестации
Отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие художественного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ;
• игра-конкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• анкетирование;
• опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой
выставки или конкурса.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественно-эстетического вкуса;
• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.

Формы аттестации и оценочные материалы
При реализации программы используется несколько видов диагностики:
Входящая диагностика проходит в форме беседы.
Текущая

–

проходит

после

изучения

каждого

раздела

программы;

предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению
программного материала и личностного развития учащихся: (тестирование,
проверочное занятие, викторина, анализ выполненных работ, наблюдение за
динамикой становления личностных качеств обучающихся).
Итоговая диагностика по завершению изучения всех тем, проходит в форме
тестирования.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очная, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при
необходимости).
Методы обучения – словесный, наглядный практический, объяснительно
иллюстративный, дискуссионный, практический (решение проблемных задач,
отработка навыков работы в техниках, участие в мероприятиях и др.)
Методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная, групповая и работа в микрогруппах;
- индивидуальные или групповые online-занятия;
- образовательные online – платформы; цифровые образовательные ресурсы;
видеоконференции (Zoom); социальные сети (Instagram);
- мессенджеры; электронная почта;
- комбинированное использование online и offline режимов;
Формы организации учебного занятия
- рассказ, беседы, указание, объяснение, наблюдение, описание, опрос,
выставка, конкурс, мастер-класс.

8. Список использованной литературы
Список литературы для педагога
1.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском
кружке [Текст] /Н.Н. Алексахин // – М.: Издательство «Агар», 1998. - 84с.
2.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. [Текст] /Н.С.
Боголюбов// – М.: Просвещение, 1979. – 122с.
3.Богуславская И.И. Русская глиняная игрушка. [Текст] /И.И Богуславская// –
Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975. – 120с.
4.Бурдейный М.А. Искусство керамики. [Текст] /М.А. Бурдейный // – М.:
Профиздат, 2005. – 231с.
5.Буткевичь Л.М. История орнамента. [Текст] / Л.М.Буткевичь // – М.: Владос,
2003. – 197с.
6.Захаров А.И. Конструирование керамического изделия. [Текст] / А.И.
Захаров// – Учебное пособие, РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. – 145с.
7.Лукич Д.Е. Конструирование художественных изделии из керамики. [Текст]
/ Д.Е. Лукич // – М.: Высшая школа, 1979. – 103с.
8.Разумовская И.М. Кострома. [Текст] /И.М.Разумовская // – Л.: Художник
РСФСР, 1990. – 144с.
9.Федотов Г.Я. Глина и керамика. [Текст] /Г.Я Федотов // – М.: Эксмо-Пресс.
2002. – 98с.
10.Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. [Текст]
/Г.Я Федотов // – М.: АСТ-ПРЕСС.1997. – 121с.
Список литературы для детей
1.Богуславская И.И. Русская глиняная игрушка. [Текст] /И.И Богуславская // –
Л.: Искусство, 2007. – 65с.
2.Лыкова И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина,соленого
теста. [Текст] / И.А Лыкова// Издательство: «Цветной мир», 2014. – 89с.
3.Ращупкина С.Ю. «Лепка из глины для детей». [Текст] /С.Ю.Ращупкина
//Издательство: «Рипол Классик», 2010. – 86с.
4.Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. [Текст] /
Г.Я Федотов// – МАСТ-ПРЕСС, 1997. – 132с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».