Управление образования администрации
Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного Образования
Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа_2023г.
Протокол №_1__
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
________________ И. Р. Андреева
Приказ № 262 от 31.08. 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно – спортивной направленности
«КАРАТЭ КИОКУШИНКАЙ»
Возраст обучающихся -7-18 лет
Срок реализации – пять лет
Автор программы:
Мещеряков Игорь Леонидович
Тренер – преподаватель
высшей категории,
черный пояс 1й дан
г. Чайковский 2023г.
Информационная карта
1. Учреждение: МАУДО Ц ДО
2. Ф.И.О. Мещеряков Игорь Леонидович
3. Вид спорта – каратэ киокушинкай
4. Статус программы: модифицированная
5. Направление деятельности: физкультурно-спортивное
6. По цели обучения: спортивно-оздоровительная
7. Продолжительность освоения программы: 5 лет
8. Количественный состав группы: 15 человек
9. Возрастной диапазон: 8-17 лет
10. Перечень разделов программы:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение образовательной программы
5. Список литературы
6. Приложение
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель
кекусинкай
каратэ
–
воспитание
духовно
развитых,
целеустремленных, физически сильных людей. Средством достижения этой
цели являются многолетние тренировки по выполнению специальных
упражнений, изучению техники и тактики поединков, развитию силы,
скорости и выносливости.
Программа направлена на приобщение детей и подростков к искусству
традиционного каратэ.
Данная программа представляет возможности для удовлетворения
интересов детей и подростков, развития их способностей и талантов через
взаимодополняемые блоки: образовательный и воспитательный.
Секция каратэ, на базе которой реализуется программа, играет важную
роль по воспитанию детей и подростков, доступна и открыта для них.
Срок реализации программы: пять лет. Возраст обучающихся: от 8 до 17
лет. Рекомендуется проводить занятия по 9 часов в неделю.
Программа занятий по темам третьего года обучения усложняется и
включает в себя кумитэ (поединок), упражнения на снарядах (грушах, лапах),
подготовку к соревнованиям; тактику ведения поединка.
Важным аспектом реализации программы является психологический блок
работы с детьми: от групповых треннинговых занятий на сплочение
коллектива
до
индивидуальных
психологических
консультаций
с
психологом, работающим по запросу тренера, родителей и учащихся.
Дополнительная общеразвивающая программа по каратэ киокушинкай
имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для групп
начальной подготовки (ГНП) 1-3 годов обучения, возраст обучающихся – 810 лет, 4 раза в неделю по 2,5 - 1,5 часа (9 часов).
Нормативную базу дополнительной образовательной программы по
каратэ киокушинкай составили следующие документы:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
4. Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
систем
дополнительного
образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017
г.
организациями,
№
816
«Об
утверждении
осуществляющими
Порядка
образовательную
применения
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
9. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
10. Приказ Минспорта России от 30.11.2022 N 1093 "Об утверждении
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта каратэ"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2022 N 71673).
11. Устав МАУДО Центра дополнительного образования.
4
Цель
программы:
заявленным
Создание
знаниям,
условий
умениям
и
для
саморазвития
навыкам),
(согласно
самоутверждения,
самореализации (по количеству выпускников, работающих по данному виду
деятельности, реализующих полученные умения и навыки по окончании
учебного заведения) детей и подростков через организацию досуговой
работы секции каратэ.
Основные задачи программы:
1. Расширение знаний учащихся о мире японской культуры, национальной
японской борьбы, осознание наследуемых ценностей и их усвоение, то
есть включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося
массива культуры;
2. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию, как
основы формирования образовательных запросов и потребностей;
3. Формирование
потребности
в
регулярных
занятиях
физической
культурой и с портом, каратэ, воспитание осмысленного отношения к ним
как к способу самореализации личностно значимому проявлению
человеческих способностей;
4. Формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной
глубины знаний по теории каратэ;
5. Воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих
способностей учащихся;
6. Формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных,
учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных
поединков;
7. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа,
анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэ;
8. Формирование
и
совершенствование
знаний,
умений
организации, проведения и судейства соревнований по каратэ;
5
и
навыков
9. Оказание
педагогической
поддержки
детям
и
подросткам
в
их
самопознании, самореализации и самосовершенствовании в условиях
секции по месту жительства;
10. Организация содержательного досуга детей, подростков и их родителей;
11. Укрепление и развитие взаимодействия с семьями воспитанников;
12. Профилактика асоциальных проявлений в детско- подростковой среде.
13. Развитие и укрепление творческих и общественно – полезных связей с
учреждениями города и края.
Основными принципами обучения являются:
1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых
учитываются новейшие достижения науки и техники.
2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного
материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря
чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы
обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на
практике.
4. Воспитательный
характер
обучения.
Процесс
обучения
является
воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает
навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные
качества.
5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все
действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно
учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая
выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и
наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной
убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении
предполагает
самостоятельность,
которая
достигается
теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
6
хорошей
6. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на
конкретных изделиях и программных продукта.
Для
наглядности
применяются существующие видео материалы, а также материалы своего
изготовления.
7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по
определенной системе и в логической последовательности с целью
лучшего его освоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета
от простого к сложному, от частного к общему.
8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения
зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки
учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами
неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно
достигаться
неоднократным
целенаправленным
повторением
и
тренировкой.
9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит
из
индивидуальных
особенностей
детей
(уравновешенный,
неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым
вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и
т.д.),
и,
опираясь
на
сильные
стороны
ребенка,
доводит
его
подготовленность до уровня общих требований.
10.
Принцип
разноуровневости
реализуется
исходя
из
стартовых
возможностей ребенка и на основании диагностики. Предполагается
комплектование групп в соответствии уровнями сложности содержания
программы. Чем выше уровень сложности, тем выше учебная нагрузка и
требования к результатам учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Укрепление психофизического здоровья воспитанников.
2. Овладение основами знаний и умений в области каратэ.
3. Наличие и рост количества воспитанников, имеющих спортивные
разряды.
7
4. Сплочение детского – подросткового коллектива секции.
5. Передача и усвоение подростками положительного социального опыта
через совместную деятельность детей и взрослых.
6. Снижение асоциальных проявлений в детско- подростковой среде.
7. Увеличение количества воспитанников секции и их родителей в
организации и участии в разных формах социо-досуговой деятельности на
разном уровне (школьном, городском, краевом).
8. Рост инициативы со стороны детей и их родителей по решению
внутренних проблем секции.
9. Развитие организаторских навыков и лидерских качеств подростков.
10. Повышение имиджа секции и популяризации занятий каратэ.
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план занятий по каратэ киокусинкай, с расчетом на 42
учебных недель непосредственно в условиях МАУДО ЦДО, с учебной
нагрузкой – 2 ч/неделю, представлен в таблице 1. ГНП -3 9ч/неделю; УТГ -5
9ч/неделю.
Таблица 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
(ГНП – 1, 1-2й год обучения)
Общее
Теория
Раздел подготовки
количество
часов
Теоретическая подготовка:
16
16
Физическая подготовка:
36
ОФП
СФП
Технико – тактическая
26
подготовка:
Техника
Тактика
Контрольные испытания:
6
Зачёты по ОФП
Аттестационные экзамены
Всего часов:
84
16
Практика
26
10
21
5
4
2
68
Таблица 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(ГНП – 3, 3-й год обучения)
№
п/п
Общее
количество
часов
18
180
Раздел подготовки
Теоретическая подготовка:
Физическая подготовка:
ОФП
СФП
Технико – тактическая
подготовка:
3.1 Техника
3.2 Тактика
4.
Участие в соревнованиях
5.
Контрольные испытания:
5.1. Зачёты по ОФП
5.2 Аттестационные экзамены
Всего часов:
1.
2.
2.1
2.2
3.
Теория
Практика
18
117
63
158
138
20
10
10
12
378
9
18
6
6
360
Таблица 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(УТГ -1, 4- 5 год обучения)
№ Раздел подготовки
п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
Теория
Теоретическая
подготовка
Физическая подготовка
ОФП
СФП
Технико – тактическая
Подготовка:
Техника
Тактика
Контрольные испытания
Зачеты по ОФП
Аттестационные
экзамены
Соревнования
Всего часов:
Практика
Общее
Количество
часов
14
14
194
100
94
132
102
30
38
6
6
26
364
14
378
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Дополнительная общеразвивающая программа по каратэ киокушинкай
рассчитана на 5 лет.
В
группы
начальной
подготовки
зачисляются
обучающиеся
общеобразовательных школ, желающие заниматься избранным видом спорта
–
каратэ
и
имеющие
письменное
разрешение
врача.
Контингент
обучающихся составляют дети от 8 до 17 лет.
Образовательная программа состоит из двух взаимосвязанных блоков:
1. Обучающий блок.
2. Воспитательный блок.
Обучающий блок
Интерес к единоборствам у молодёжи довольно высок и устойчив, так
как они привлекательны и зрелищны. Культура единоборств разных
континентов имеет свои традиции, формировавшиеся веками под влиянием
множества факторов.
10
Национальные единоборства являются полноправной частью народных
традиций. Каждая народность с большим или меньшим успехом бережёт и
развивает традиционную культуру своих предков, в том числе боевые и
состязательные единоборства. Некоторые из них становятся широко
известными за пределами своей исторической родины. Так случилось и с
японским единоборством – каратэ.
Обучающий блок представлен следующими направлениями:
философия – изучение духовно – нравственных основ каратэ (этикет
каратэ, приобщение к системе общечеловеческих ценностей и т. д.)
искусство – изучение истории единоборств и каратэ, знакомство с
культурой Японии (икебана, каллиграфия, оригами, обычаями, нравами
страны);
физическая культура – общая и специальная физическая подготовка,
овладение каратэ, выход на спортивный уровень;
основы
безопасности
травматизма,
оказание
восстановления
жизнедеятельности
первой
дыхания,
помощи,
сердечной
–
предупреждение
овладение
деятельности,
способами
элементами
медитации и т. д.
Направления взаимосвязаны и взаимодополняемы, способствуют
гармонизации личности обучающегося каратэ, именно поэтому в каратэ
выявление победителя и побеждённого не является высшей целью, победить
воображаемого противника в ката (формальное упражнение) означает
одержать победу над самим собой.
В данном блоке использованы методические разработки ведущих
специалистов
этого
вида
спорта:
Литвинов
С.А.
«Методические
рекомендации по каратэ для детско – юношеских клубов физической
подготовки, спортивных школ различного типа» г. Москва Комитет по
физической культуре и спорту, спортивно – методический центр, 2003 г.;
учебно
–
методические
рекомендации
и
государственной академии физической культуры.
11
разработки
российской
В результате обучения достигается, прежде всего, оздоровительный
эффект,
а также
появляется
возможность овладения
воспитанником
различных ступеней спортивного мастерства в совокупности с навыком
самообороны.
Овладение
основами
медитации
–
эффективное
средство
саморегуляции, самовоспитания, предотвращения и снятие стресса.
С младшими воспитанниками (до 12 лет) акцент делается на общую
физическую подготовку, техническую подготовку, широко используется в
учебно-тренировочном процессе игровые технологии.
Учитывая оздоровительную и спортивную направленность программы,
в учебно – тематический план включены теоретические и практические
занятия, которые направленно знакомят и обучают воспитанников с
современным
уровнем
в
области
физической
культуры,
искусства,
философии.
В процессе обучения воспитанники проходят путь: от ЗНАНИЯ – к –
УМЕНИЮ – от УМЕНИЯ - к – НАВЫКУ.
Воспитательный блок
Секция по месту жительства – это место для самовыражения, развития
и выявления способностей ребёнка не только на основе каратэ, но и вне его.
Воспитательный блок представлен следующими направлениями:
-клубная работа
- каникулярный отдых
- работа с детским активом
- работа с родителями
- взаимодействие с социумом
Разнообразие форм и содержание досуговой деятельности укрепляет и
обогащает межличностные отношения детей и взрослых, совершенствует
культуру общения, развивает и укрепляет семейные интересы. Это
достигается через разные конкурсные развлекательные программы, игры,
акции, через взаимодействие с другими секциями и клубами по месту
жительства.
12
В
каникулы,
более
широко
используется
формы
досуговой
деятельности, особенно экскурсии, в летнее время организуются профильные
учебно-тренировочные сборы на базе лагеря с дневным пребыванием детей.
Участие в социально – значимых акциях и мероприятиях содействует
становлению молодого гражданина.
Возможность провести интересно и весело время в секции всей семьёй,
совместные тренировки детей и родителей – всё это сплачивает и укрепляет
семью воспитанника.
Виды воспитания:
Политическое: воспитание патриотизма, верности Отечеству.
Профессионально – спортивное: развитие волевых и физических качеств в
конкретном виде спорта; воспитание эмоциональной- волевой устойчивости
к неблагоприятным факторам, способности переносить большие физические
и психические нагрузки.
Нравственное: воспитание преданности идеалам Отечества; развития
чувства долга, чести, уважения к лицам другой национальности, к товарищам
по команде; приобщение к истории, традициям спорта своего вида.
Правовое: воспитание законопослушности; формирование убеждённости в
спортивной дисциплине; требованиях тренера, развитие потребности в
здоровом образе жизни.
Воспитательный процесс основан на постулатах основателя каратэ
киокушинкай Масутацу Ояма: «Истинная цель искусства каратэ киокушин –
это не победа или поражение, а совершенствование характера человека»,
«Воинский путь начинается с этикета и кончается этикетом».
Каратэ – путь жизни, цель которого состоит в том, чтобы дать людям
полностью осознать их потенциальные возможности – как физические, так и
духовные, если же духовная сторона игнорируется, его физический аспект
теряет смысл».
Ученикам также прививается такие понятия как уважение к старшим,
глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к
своим товарищам, не проявлять враждебного отношения к оппоненту в
13
процессе свободного боя, воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и
унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств.
Быть скромными и
уравновешенными в повседневной жизни,
оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех
действиях, почтительное отношение к родителям.
Ученики должны не забывать о духе киокушинкай, девиз которого
гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко
(будьте честолюбивыми), будьте сдержанными в словах (давайте отчёт
сказанному) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и
доброжелательностью), относитесь к своим родителям почтительно».
Программный материал для практических занятий включает в себя
основные средства и методы общей, специальной и технико – тактической
подготовки.
Общая физическая подготовка (ОФП)
К
ОФП
относятся
строевые
упражнения,
общеразвивающие
упражнения ОРУ без предметов и с предметами, упражнения на снарядах
(стенка, скамейка, скакалка, перекладина, штанга, гиря, гантели и т. д.),
упражнения
других
видов
спорта
(легкая
атлетика,
акробатика,
гимнастика…), подвижные и спортивные игры. При выполнении упражнений
выявляются ошибки в двигательном режиме, осанке, дыхании.
Специальная физическая подготовка (СФП)
К СФП относятся координационные, специально – подготовительные
упражнения: силовые, скоростно – силовые, на скоростную и силовую
выносливость,
на
гибкость,
выполняемые
в
различном
по
продолжительности и интенсивности режиме, и активизирующие аэробные,
аэробные - анаэробные, анаэробные - лактатные, анаэробные - алактатные
механизмы
энергообеспечения
сопротивление
упругих
противодействия
подготовительных
с
предметов,
партнёра,
с
применением:
акробатических
соревновательных
отягощением,
тренажёрных средств.
14
самостраховки,
идеомоторных,
и
прыжков,
специально
имитационных
и
Технико – тактическая подготовка
К
технико – тактическим действиям ТТД относятся: цуки –ваза (
удары руками), укэ- ваза ( блоки защитные движения), гери – ваза ( удары
ногами), КИХОН (ТТД в движении), КАТА ( Формальные упражнения),
КУМИТЭ (поединок – единоборство), ДАЧИ –ВАЗА ( стойки), цукуриаси –
ваза ( передвижения), наге - ваза ( броски), выполняемые в различном по
продолжительности и интенсивности режиме и активизирующие аэробные,
аэробные-анаэробные и прочие с применением: самостраховки, различных
методических приемов: выполнение ТТД с более тяжёлым или лёгким
партнёром, обманными движениями ( финтами), быстрой смены дистанции,
частой сменой боевых стоек, на лапах, макиваре и др.
К концу 1 года обучения (оранжевый пояс) учащиеся должны знать:
историю возникновения каратэ;
простейшие элементы кихон и ката;
технику безопасности при занятиях каратэ;
спортивную терминологию;
Должны уметь:
выполнять гимнастические элементы;
выполнять ОРУ;
выполнять простейшие элементы кихон;
выполнять ката для уровня 10- 9 КЮ;
К концу 2 года обучения (синий пояс) учащиеся должны знать:
спортивную терминологию;
технику безопасности при работе с партнёром;
приёмы оказания первой помощи при травмах;
правила закаливания;
элементы КИХОН и КАТА для уровня 8 -7 КЮ;
элементы КУМИТЭ;
Должны уметь:
15
свободно работать со спортивным инвентарём;
выполнять элементы КИХОН и КАТА для уровня 8 – 7 КЮ;
выполнять элементы базового кумитэ;
К концу 3 года обучения (желтый пояс) учащиеся должны знать:
технику безопасности во время учебных поединков;
правила соревнований;
элементы КИХОН и КАТА для уровня 6 – 5 КЮ;
тактику и стратегию поединка;
Должны уметь:
выполнять элементы КИХОН и КАТА 6 – 5 КЮ;
выполнять элементы спортивного КУМИТЭ;
выполнять технику самообороны;
самостоятельно работать в группе и индивидуально.
К концу 4-года обучения (зеленый пояс) учащиеся должны знать:
технику безопасности во время учебных поединков;
правила соревнований;
элементы КИХОН и КАТА для уровня 4 – 3 КЮ;
тактику и стратегию поединка;
Должны уметь:
выполнять элементы КИХОН и КАТА 4 – 3 КЮ;
выполнять элементы спортивного КУМИТЭ;
выполнять технику самообороны;
самостоятельно работать в группе и индивидуально
К концу 5-года обучения (коричневый пояс) учащиеся должны знать:
технику безопасности во время учебных поединков;
правила соревнований;
участвовать в судейских семинарах
элементы КИХОН и КАТА для уровня 2 – 1 КЮ;
тактику и стратегию поединка;
16
Должны уметь:
выполнять элементы КИХОН и КАТА 2 – 1 КЮ;
выполнять элементы спортивного КУМИТЭ;
выполнять технику самообороны;
самостоятельно разучивать элементы техники
осуществлять судейство на соревнованиях
самостоятельно работать в группе и индивидуально
Способы проверки результатов:
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся каждые 3
месяца тесты по ОФП:
1. Челночный бег;
2. Подтягивание;
3. Отжимание;
4. Прыжки на скакалке;
5. Подъём туловища (пресс);
6. Присед;
7. Прыжок в длину с места.
Итоговый контроль:
контрольные занятия: зачёты по ОФП;
соревнования;
показательные выступления;
аттестация на пояса – разряды КЮ – ТЕСТ (2 – раза в год).
Итоги
проведенных
мероприятий
анализируются
и
обсуждаются
с
учащимися и их родителями на родительском собраниях. Тематика
родительских собраний включает в себя вводное собрание «Ознакомление с
родительским коллективом» (1й год обучения); знакомство с требованиями и
правилами программы обучения; «Наши достижения» (Показательные
выступления для родителей 1-3 год обучения); «История каратэ, Истоки.
Основы»
(2-3
год
обучения);
«Организация
подготовки
ребёнка
к
соревнованиям» (2-3 год обучения); «Профессиональное ориентирование
17
учащихся. Куда пойти учиться?» (3-й год обучения); «Гигиена и питание
юных единоборцев» (1 год обучения); Воспитание характера и воли» (2-3 год
обучения); Творческий отчёт объединения» (1-3 год обучения).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тренировочный процесс по годам обучения выстраивается с учётом
сенситивных периодов развития физических качеств занимающихся, где не
остаются без внимания развитие качеств, не совершенствующих в данном
возрасте.
Таблица 3. Сенситивные периоды развития физических качеств
Морфофункциональные
Возраст
показатели, физические качества
8
9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рост
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Быстрота
+
Скоростно-силовые качества
+
+
+
+
Сила
Выносливость
возможности)
(аэробные +
Анаэробные возможности
Гибкость
+
Координационные способности
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Программа основывается на следующих принципах:
- гуманистических начал (доброжелательное, уважительное отношение к
каждому воспитаннику, понимание и принятие его своеобразия, позитивные
отношение к себе и окружающим);
18
- единство и неразрывность воспитания, обучения, развития (в любом деле,
занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и предпосылки для
развития личности ребёнка);
- учёт индивидуально - возрастных особенностей (каждый ребёнок
уникален, ему свойственны индивидуальные черты, но есть типичные
особенности, обусловленные возрастом, знание их позволяет грамотно
выстраивать отношения, отбирая эффективные методы и приёмы);
- личностно- ориентированный подход (создание благоприятных условий для
личностного роста ребёнка, раскрытие и реализация его потенциала);
- практико - деятельностный подход (знания и умения лучше усваиваются в
практике, в условиях, когда
ребёнок действует самостоятельно, во
взаимодействии с кем – либо);
Занятия по каратэ являются средством укрепления здоровья детей, а
систематические занятия являются фактором успешной подготовки к службе
в армии. Участие ребят в соревнованиях разного уровня способствует их
гражданскому становлению, т. к. в эти моменты они представляют лицо села,
района, города, края, страны.
Данная
программа
содействует
более
гармоничному
развитию
воспитанников, предоставляя широкие и разнообразные возможности для их
положительной социализации.
Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники,
достигли высоких результатов. В этом случае тренировки проводятся по
индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным,
рассчитан на определённый уровень мастерства, поэтому в данной
программе не прорабатывается.
Формы занятий:
тренировки;
соревнования;
показательные выступления;
семинары;
учебно – тренировочные сборы;
19
аттестация: КЮ – ДАН тест; тесты ОФП.
зимняя и летняя школа.
Годичный цикл делится на 4 основных периода:
1. подготовительный (втягивающий) период
2. период фундаментальной подготовки
3. соревновательный период
4. переходный период
Эти периоды в свою очередь делятся на этапы, в зависимости от конкретных
задач подготовки. Выделяют следующие основные этапы:
1. Втягивающий
(постепенно повышается
объём и интенсивность
нагрузок);
2. Базовый развивающий (увеличение функциональных возможностей
организма);
3. Базовый ударный (резкое повышение нагрузки и интенсивности, с
целью
подготовки
спортсмена
к
самому
сложному
этапу
спецподготовки);
4. Спецподготовка
(шлифовочный
цикл,
интенсивность
высокая,
основная задача – подготовить спортсмена к соревнованиям с
максимальной отдачей и минимальным травматизмом);
5. Предсоревновательный (на этапе главная задача состоит в дальнейшем
совершенствовании СФП и ТТМ, сокращается объём ОФП, за неделю
до соревнований снижается тренировочный объём в 2 -3 раза с
сохранением интенсивности);
6. Промежуточный – восстановительный (цель – дать отдых организму
для
выхода
на
новый
этап
подготовки,
оптимальная
продолжительность -7 дней, после чего необходимо переходить к
тренировкам в последовательности по мезоциклам, решая конкретные
задачи, исходя из календарного плана);
7. Переходный
период
(необходим
с
целью
предупредить
перетренированность организма спортсмена для стабильного роста
20
спортивных результатов, необходима временная потеря спортивной
формы).
Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям обучения
и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими
педагогическими принципами, так и специфическими. К первым, относятся
принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности,
повторности, наглядности и индивидуализации.
К специфическим принципам в спортивной тренировке относятся:
1. Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Общая
подготовка создает базу, на основе которой воспитанник совершенствуется в
избранном
виде
спорта: расширяются
функциональные
возможности
организма, разносторонне развиваются физические и морально-волевые
качества. Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических
качеств и формирование навыков и умений, специфичных для кекусинкай
каратэ.
2. Непрерывность
тренировочного
процесса.
Учебно-
тренировочный процесс носит многолетний и круглогодичный характер.
Каждое новое занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих,
закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке
чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств
и
способностей,
определяющих
уровень
спортивного
мастерства
в
кекусинкай каратэ.
3.
нагрузок.
Постепенное
Рост
и
спортивных
максимальное
достижений
увеличение
тренировочных
обусловлен
неуклонным
повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным
усложнением требований.
4.
Волнообразное
изменение
тренировочных
нагрузок.
Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных
этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в
организме, что вызывает необходимость, наряду с отдыхом, временно
21
снижать
нагрузки.
Это
обеспечивает
необходимые
биологические
перестройки в организме обучающегося.
5. Цикличность тренировочного процесса, которая проявляется в
систематическом
единиц
повторении
тренировочного
относительно
процесса
законченных
(отдельные
занятия,
структурных
микроциклы,
мезоциклы, макроциклы).
Основные формы учебно-тренировочного процесса:
Групповые, индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические
занятия;
Медико-восстановительные мероприятия;
Тестирование технической, тактической, физической, интегральной,
психологической подготовленности;
Медицинский контроль;
Участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах;
Пребывание в спортивно-оздоровительном лагере;
Инструкторская и судейская практика обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Мотивация детей и подростков на систематические занятия спортом,
ведение здорового образа жизни.
Улучшение
состояние
здоровья,
включая
совершенствование
двигательно-координационных качеств.
Повышение
специальной
уровня
физической
направленности,
подготовленности
спортивных
результатов
общей
с
и
учетом
индивидуальных особенностей учащихся.
Снижение девиантных проявлений и вредных привычек у подростков.
Совершенствование
физических,
морально-этических
и
волевых
качеств.
Для
оценки деятельности групп каратэ
на
спортивной подготовки разработана система критериев.
Этап начальной подготовки:
22
этапах многолетней
o стабильность состава обучающихся;
o динамика
прироста
индивидуальных
показателей
физической
подготовленности обучающихся;
o уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и
самоконтроля.
o квалификационные экзамены на пояса два раза в год. Диагностика
результатов.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- спортзал;
- спортплощадка (в летний период);
- спортивный инвентарь: перчатки, малые лапы, груши, малые мячи,
набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, защита голени, защита
паха;
- атлетический зал;
Итог реализации программы - Аттестация учащихся на 2 -1 КЮ (коричневый
пояс) (см. Приложение 1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.).
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительных общеобразовательным программам (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №
1008).
23
4. Пособие
«Организация
программы,
работы
рекомендации»,
спортивных
авт.-сост.
А.Н.
секций
Каинов.-
в
школе:
М.
Изд.
«Учитель», 2011.-167с.
5. Программа для групп начальной подготовки каратэ киокушинкай. –
Пермь, 2008.
6. Программа Федерации Киокушинкай России.- АО Типография»
Новости», Москва, 2009.
7. Путь каратэ киокушинкай. М. Ояма. – «До- информ, Москва, 2010.
8. Сила каратэ – МП «Паломник» и МП «Норд- спорт», Москва, 2003.
9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
Рекомендуемая литература для детей и родителей
Интернет-ресурсы
1. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. - Москва,
2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 09.07.2019). - Режим
доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.
Электронные ресурсы
1. Бобков, А. В. Системы распознавания образов: учебное пособие / А. В.
бобков. – Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 187,
[3] с.: ил. – Текст: электронный // Сайт издательства МГТУ им. Н. Э.
Баумана. – URL: http://ebooks.bmstu.press/catalog/200/book1831.html
(дата обращения: 12.03.2020). – Режим доступа: для авториз.
пользователей.
24
Приложение 1
Техническая программа и требования к экзаменационным нормативам.
Рекомендуемый возраст спортсменов при подготовке к экзаменам: 10 9 кю - 8 лет, 8 -7 кю – 9 лет, 6 кю – 10 лет, 5 кю – 11 лет, 4 кю – 12 лет, 3 кю –
13 лет, 2 кю – 14 лет, 1 кю – 15 лет, 1 дан – 16 лет. К экзамену на 4 кю и выше
допускаются только выступающие на соревнованиях спортсмены или
ветераны.
Экзамен проводится в три этапа.
Первый этап – зачёт по ОФП (тесты на силу и скорость) в виде
соревнований. Каждый спортсмен должен выполнить зачётный норматив,
стараясь при этом показать наилучший результат.
1 – челночный бег 5х10 метров.
2 – прыжок в длину с места (свой рост): 10 кю +10 см, 9 + 15, 8 + 20, 7 + 25,
6 + 30, 5 + 35, 4 + 40, 3 + 45, 2 + 50,1 + 55.
3 – подтягивания на перекладине: 10 кю – 3 раза, 9 – 5, 8 – 7, 7 – 9, 6 – 11,
5– 13, 4 – 15, 3 – 17, 2 – 19, 1 – 21
4 – прыжки на скакалке (за 1 минуту): 10 кю – 100 раз, 9 – 120, 8 – 140,
7 – 150, 6 – 160, 5 – 170, 4 – 3 – 2 – 1 – больше 170 раз.
5 – отжимания от пола в упоре лёжа на кулаках: грудью задевать лежащую
на полу «лапу», руки полностью разгибать в локтях после каждого
отжимания, не касаться коленками пола. (за 30 сек.): 10 кю-10 раз, 9-15, 8-20,
7-23, 6-26, 5-28, 4-30.
6 – сгибание туловища И.П. лёжа на спине: руки держать за головой, стопы
в упоре, делать подъемы туловища доставая грудью колени и полностью
опускать спину на пол. (за 30 сек.) 10 кю-15 раз, 9-20, 8-22, 7-24, 6-26, 5-28,
4-30.
7 – приседания: ноги на ширине плеч, руки за головой, каждый раз приседая,
ноги полностью сгибать в коленях, не сгибая спины и полностью разгибать
ноги на подъеме (за 30 сек.) 10 кю- 20 раз, 9-22, 8-24, 7-26, 6-28, 5-30, 4-32.
25
Система оценок: выполнение норматива – зачёт (+) невыполнение – не
зачет (-)
Допуск к экзамену возможен если (+) больше чем (-)
Второй этап - сдача тестов по СФП.
Упражнения на гибкость (шпагаты, наклоны, махи на максимальную высоту)
Выполнение прыжковых ударов на определённую высоту.
Выполнение сложно – координационных комбинаций.
Ходьба на руках
Третий этап - сдача технического, квалификационного экзамена
10 кю (оранжевый пояс)
Возраст не менее 7 лет, минимальный период тренировок 3 месяца
Кихон ( базовая техника)
Тачиката (стойки): шидзэн-дачи ( сотохатиджи дачи), учихатиджи-дачи,
дзенкуцу-дачи, хейко-дачи.
Цуки (удары руками): сейкэн-дзуки(3 уровня), Сейкэн ой- дзуки (3 уровня),
моротэ-дзуки (3 уровня).
Укэ (блоки): джёдан -уке, гедан-барай.
Кэри (удары ногами): , хидза-гери( чудан, джёдан) , кин-гери.
Кокю-хо (дыхание): шин кокю( вдох на 5 счетов, выдох на 5 счетов)
Идо ( основы перемещения)
В дзэнкуцу –дачи: перемешение вперед, назад и поворот с выполнением
одиночных техник, комбинаций из двух элементов.
Иппон- кумитэ
Атака: ой-дзуки джёдан.
Защита и контратака: джёдан –укэ + кин –гэри + гэдан –барай.
Атака: ой-дзуки чудан.
Защита и контратака: гэдан –барай + хидза- гэри + гэдан – барай.
Ката: тайкёку сонно ичи.
Физическая кондиция
26
Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко.
Отжимания на кулаках:10раз.
Приседания:15 раз.
Подтягивания: юноши -3 раза, девушки -1 раз.
Подьем корпуса из положения сидя, руки за головой: 15 раз.
Стойка на руках у стены:10 секунд с поддержкой.
Письменный экзамен
Что такое каратэ? Каким должен быть каратист?
Как правильно складывать доги и завязывать пояс?
9 кю (оранжевый пояс с синей полоской)
Возраст не менее 8 лет, минимальный период тренировок 3 месяца
Базовая техника та же, что и для 10 кю
Тачиката (стойки): мусуби- дачи, санчин -дачи, хайсоку-дачи. Кумитэ –
дачи (кумитэ- но камаэ)
Цуки (удары руками): сэйкэн гяку –дзуки ( 3 уровня), сэйкэн аго- учи,
сэйкэн татэ –дзуки ( 3 уровня).
Укэ (блоки): Чудан сото-уке, чудан учи-уке.
Кэри (удары ногами): маэ-гери (чудан, джёдан)
Идо (основы перемещения)
В дзэнкуцу –дачи, санчин –дачи:перпмещение вперед, назад и поворот с
выполнением одиночных техник, комбинаций из двух –трех элементов.
В кумитэ-дачи: комбинации по заданию.
Самбон –кумитэ
Атака на 3 шага: ой-дзуки джёдан + ой –дзуки чудан+ ой -дзуки гэдан.
Защита и контратака: джёдан –укэ + чудан сото – укэ+ гэдан –барай+ гяку
–дзуки чудан+ гэдан –барай.
Ката: тайкёку сонно ни.
Физическая кондиция
Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко.
27
Отжимания на кулаках: 15 раз.
Приседания: 20 раз.
Подтягивания: юноши -4 раза, девушки -2 раза.
Подьемы корпуса из положения сидя, руки за головой:20 раз.
Тоби маэ- гэри: по цели на высоте роста.
Стойка на руках у стены: 20 секунд с поддержкой.
Письменный экзамен
Этикет доджё.
Значение Ос.
Вредные привычки – враги каратиста.
8 кю (синий пояс)
Возраст не менее 9 лет, минимальный период тренировок 3 месяца.
Кихон (базовая техника)
Базовая техника та же, что для 10 -9 кю.
Тачиката (стойки): кокуцу-дачи. Киба – дачи (фронтальная), киба –дачи
90гр., киба –дачи 45гр.,цуруаши –дачи.
Цуки (удары руками): сейкэн шита –дзуки, сейкэ каги –дзуки, джёдан
хиджи –учи, джюн –дзуки.
Укэ (блоки): моротэ- укэ, учи-уке\гедан-барай.
Кэри (удары ногами):маэ кэагэ, ёко-кэагэ, кансэцу-гэри, ,маваши-гери ( 3
уровня)
Кокю-хо ( дыхание): ногарэ –но кокю о моттэ ( вдох на 7 счетов, выдох на 3
счета).
Идо (основы перемещения)
В дзэнкуцу –дачи, санчин –дачи, кокуцу –дачи: перемещение вперед,
назад и поворот с выполнением одиночных техник, с выполнением
комбинаций.
28
В киба –дачи90гр. Перемещение с разворотом через грудь( маэ- мавари) и
поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением
комбинаций.
В киба –дачи 45гр.: перемещение вперед назад ( дако- идо) и поворот с
выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций.
В кумитэ –дачи: комбинации по заданию.
Ката: Тайкёку сонно сан, Сокуги тайкёку сонно ичи.
Иппон -кумитэ
1) Атака: маэ- гэри чудан.
2) Защита и контратака: гэдан –барай + маэ –гэри чудан+ гэдан –барай.
3) Атака: ой –дзуки чудан.
4) Защита и контратака: чудан учи –укэ+ маваши- гэри джёдан+ гэданбарай.
Ката: Тайкёку сонно сан, Сокуги сонно ичи.
Физическая кондиция
Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко.
Отжимания на кулаках: 20 раз.
Выпрыгивания из полуприседа: 20 раз.
Подтягивания: юноши – 5 раз, девушки – 3 раза.
Подьемы прямых ног и корпуса навстречу друг другу из положения
лежа (складка): от 1го до 5 и обратно до 1го.
Тоби маэ –гэри: по цели на высоте роста +5 см.
Стойка на руках у стены: 30 секунд.
Кумитэ
Джию- кумитэ: 3 боя по 1 минуте.
Письменный экзамен
Расшифровка иероглифа «киокушинкай» и графического символа «канку».
Режим дня и гигиена спортсмена.
Основные правила питания каратиста.
29
7 кю (синий пояс с желтой полоской)
Возраст не менее 10 лет, минимальный период тренировок 3 месяца.
Кихон (базовая техника)
Базовая техника та же что и для 10 -8 кю
Тачиката (стойки): нэкоаши- дачи.
Цуки (удары руками): тэтцуи ороши гаммэн-учи, тэтцуи комэками учи,
тэтцуи хизо –учи, тэтцуи учи –учи (3 уровня), тэтцуи ёко –учи.
Укэ (блоки): маваши-уке, шюто-маваши-уке.
Кэри (удары ногами): учимаваши, сотомаваши, ёко-гэри ( чудан, джёдан)
Кокю –хо( дыхание):Ногарэ- но кокю ура(вдох на 3 счета, короткая
задержка, выдох на 7 счетов).
Идо (основы перемещения)
В киба-дачи 90 гр.: перемещение в строну с заступом спереди (маэ коса) и
поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением
комбинаций.
В киба-дачи 90гр.:перемещение в сторону с заступом сзади ( уширо коса) и
поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением
комбинаций.
В киба-дачи 90гр.:перемещение в сторону с разворотом через спину ( уширо
мавари) и поворот на месте с выполнением одиночных техник, с
выполнением комбинаций.
В кумитэ- дачи: приставной шаг( ой –аши, ой –сагари),» шаг подсечка»
(окури –аши, окури – сагари), шаг со сменой сторонности стойки (фуми –
аши, фуми- сагари), разножка (коса). Выполнять без техники.
В кумитэ- дачи: комбинации по заданию.
Ката: сокуги тайкёку сонно ни, сокуги тайкёку сонно сан. пинан сонно ичи.
Физическая кондиция
Гибкость: коснуться грудью пола в положении сидя, ноги врозь широко.
Отжимания на кулаках: 25раз
Выпрыгивания из полуприседа: 30 раз
30
Подтягивания: юноши -6 раз, девушки -4 раза.
Подьемы ног и корпуса навстречу друг другу из положения лежа
(складка) от 1 до 7 раз и обратно до 1го
Тоби маэ гэри:по цели на высоте роста +10 см.
Стойка на руках у стены: 1 минута.
Кумитэ
Джию- кумитэ: 5 боев по 1 минуте.
Письменный экзамен
Цвета поясов в киокушине и их значение (белый пояс, 10 -7 кю).
Правила поведения спортсмена на соревнованиях.
6 кю (желтый пояс)
Возраст не менее 11 лет, минимальный период тренировок 3 месяца
Кихон( базовая техника)
Тачиката (стойки): мороаши-дачи.
Цуки (удары руками): ёхон нукитэ (чудан, джёдан), нихон нукитэ, уракэн
шёмэн гаммэн-учи, уракэн саю.-учи, уракэн хидзо-учи, уракэн гаммэн
ороши-учи, уракэн маваши-учи.
Укэ (блоки): джюджи-укэ (джёдан, гэдан).
Кэри (удары ногами): уширо-гери (чудан, джёдан – без разворота)
Кокю-хо(дыхание): ибуки( силовое дыхание).
Идо ( основы перемещения)
В дзэнкуцу –дачи, кокуцу –дачи, киба –дачи 45гр. Перемещение вперед назад
с разворотом на 360гр.( кайтэн идо) с выполнением одиночных техник, с
выполнением комбинаций.
В кумитэ –дачи: комбинации по заданию.
Ката: Санчин ( под счет), Пинан соно ни, Пинан сонно сан.
Физическая кондиция
Гибкость: коснуться грудью пола в положении сидя, ноги врозь широко.
Отжимания на кулаках: 30 раз.
Выпрыгивания из полуприседа: 40 раз.
31
Подтягивания: юноши -7 раз, девушки – 5 раз( за 5 раз сверх – бонусы для
других испытаний).
Подьёмы прямых ног и корпуса навстречу друг другу из положения лежа(
складка0: от 1 до 8 раз и обратно до 1раза.
Тоби маэ-гэри: по цели на высоте роста + 5 см.
Ходьба на руках: 4 м.
Кумитэ – 1минута – 3 раунда.
Джию-кумитэ: 7 боев по 1 минуте.
Письменный экзамен
Цвета поясов в киокушине и их значение ( 6кю – 10 дан)
Первая помощь при типичных травмах в каратэ.
5 кю (желтый пояс с зелёной полоской)
Возраст не менее 12 лет, минимальный период тренировок 3 месяца.
Кихон ( базовая техника)
Базовая техника та же, что и для 10-6 кю, а также:
Тачиката( стойки): какэаши –дачи.
Цуки( удары руками): шюто гаммэн –учи, шюто сакоцу-учи, шюто-сакоцу
учикоми, шюто хидзо –учи, шюто учи- учи.
Укэ (блоки): Шюто джёдан –укэ, шюто гэдан –барай, шюто чудан сото-укэ,
шюто чудан учи –укэ, кокэн-укэ(3 уровня), хайто-укэ.
Кэри ( удары ногами): уширо-гэри(чудан, джёдан): а) с заступом и с
разворотом, б) без заступа с разворотом, в) с заступом через какэаши-дачи.
Идо(основы перемещения)
В дзэнкуцу-дачи, кокуцу –дачи, киба –дачи 45гр.: перемещение вперед и
назад с разворотом на 369гр. (кайтэн идо) с выполнением одиночных техник,
с выполнением комбинаций.
В кумитэ –дачи: комбинации по заданию.
Ката: Пинан сонно –Ён, Янцу, Цуки- но ката.
Физическая кондиция
Гибкость: произвольный шпагат.
32
Отжимания на кулаках: 35 раз.
Выпрыгивания из полуприседа: 50 раз.
Подтягивания: юноши - 8раз, девушки – 6 раз. ( за 5 сверх – бонус по
любому испытанию).
Подьёмы прямых ног и корпуса на встречу друг другу из положения
лежа( складка): от 1 до 9раз и обратно до 1 раза.
Тоби маэ- гэри: по цели на высоте роста +20 см.
Ходьба на руках: 5 м.
Кумитэ
Джию- кумитэ: 10 боёв по 1 минуте.
Письменный экзамен
Биография М. Оямы.
История киокушина в вашей стране.
4 кю (зеленый пояс)
Возраст не менее 13 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев
Кихон( базовая техника):
Базовая техника до 5 кю,
Цуки( удары руками): энкей гяку –дзуки, шёётэй-учи(3 уровня).
Укэ(блоки): шётэй –укэ( 3 уровня).
Кэри (удары ногами): какато отоши-гэри ( через учи маваши, сотомаваши).
Ката:
Санчин но ката без счёта (с тестированием).
Пинан сонно го. Тайкёку сонно ичи ура, Тайкёку сонно ни ура, Тайкёку
сонно сан ура.
Физическая кондиция:
Гибкость: произвольный шпагат.
Отжимания на кулаках: 40раз.
Выпрыгивания из полуприседа: 60 раз.
Подтягивания: юноши -9 раз, девушки -7 раз.
Подьёмы прямых ног из положения сидя, упор сзади( ногами пола не
касаться): от 1 до 7 раз и обратно до 1раза.
Тоби маваши –гэри: по цели на высоте роста +5 см.
Ходьба на руках: 6 м.
Кумитэ: Джию-кумитэ:12 боев по одной минуте.
33
Письменный экзамен
Доджё кун – пункт1.
3кю (зеленый пояс с коричневой полоской)
Возраст не менее 14 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев
Кихон( базовая техника)
Базовая техника та же,что и для 10- 3кю.
Ката: санчин но ката (с испытанием) Гекисай дай, Гекисай шё.
Физическая кондиция:
Гибкость: фронтальный шпагат
Отжимания на кулаках: 45 раз
Выпрыгивание из полуприседа: 80 раз.
Подтягивания: юноши -10 раз, девушки -8 раз.
Подьёмы прямых ног из положения упор сидя сзади(ногами пола не
косаться): от 1 до8 раз и обратнодо1го.
Тоби маваши-гэри: по цели на высоте роста +10см.
Ходьба на руках: 6 м.
Кумитэ:
Джию-кумитэ: 15 боёв по 1 минуте.
Письменный экзамен
Доджё кун – пункт 2
2кю (коричневый пояс)
Возраст не менее 15 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев
Базовая техника та же, что и для 10- 3кю.
Цуки(удары руками): джёдан кокэн-учи,хайто-учи(3 уровня)
Кэри(удары ногами): тоби маэ-гэри (3 варианта), тоби мавашигэри(3
варианта).
Идо (основы перемещения)
Во всех низких стойках: перемещение вперед назад с выполнением
одиночных техник и комбинаций, втом числе и с разворотом на 360 гр.
(кайтэн –идо)
Ката: Пинан сонно ичи, ни, сан в положении ура. Тэншё
Физическая кондиция:
Гибкость: фронтальный шпагат и шпагат в сторону по заданию.
34
Отжимания на кулаках: 60 раз
Выпрыгивание из полуприседа: 90 раз.
Подтягивания: юноши -12 раз, девушки -9 раз.
Подьёмы прямых ног к перекладине из положения вис стоя:15 раз
Тоби уширо маваши-гери: по цели на высоте роста.
Ходьба на руках: 8 м.
Кумитэ:
17 боёв по 1 минуте (5 боёв с судейством).
Письменный экзамен
Доджё кун – пункты 3, 4
1кю (коричневый пояс с золотой полоской)
Возраст не менее 15 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев
Кихон. (базовая техника)
Базовая техника та же, что и для 10- 2кю.
Цуки ( удары руками):
хиракен- дзуки(чудан, джёдан), хиракен ороши –учи, хиракен маваши –учи,
тохо- учи, кейко –учи.
Кэри( удары ногами):
тоби уширо-гэри, тоби уширо маваши –гери
Идо(основы перемещения):
Во всех низких стойках: перемещение вперед назад с выполнением
одиночных техник и комбинаций, в том числе с разворотом на360 гр.(кайтэн
–идо).
В кумитэ дачи: комбинации по заданию.
Ката: Пинан сонно ён ура, Пинан сонно го ура, Сайфа
Физическая кондиция:
Гибкость: переходы из шпагата в сторону во фронтальный шпагат и обратно
не поднимаясь
35
Отжимания на кулаках: 80 раз
Выпрыгивание из полуприседа: 100 раз.
Подтягивания: юноши -15 раз, девушки -10 раз.
Подьемы прямых ног к перекладине из положения вис стоя: 20 раз.
Тоби уширомаваши-гери: по цели на высоте роста + 5см.
Ходьба на руках: 8 м.
Джию-Кумитэ:
18 боёв по 1 минуте (5 боёв с судейством).
Письменный экзамен
Доджё кун – пункты 5- 7.
36