Управление образования администрации Чайковского городского округа Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного Образования Принята на заседании педагогического совета от «31» августа_2023г. Протокол №_1__ УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО ________________ И. Р. Андреева Приказ № 262 от 31.08. 2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физкультурно – спортивной направленности «КАРАТЭ КИОКУШИНКАЙ» Возраст обучающихся -7-18 лет Срок реализации – пять лет Автор программы: Мещеряков Игорь Леонидович Тренер – преподаватель высшей категории, черный пояс 1й дан г. Чайковский 2023г. Информационная карта 1. Учреждение: МАУДО Ц ДО 2. Ф.И.О. Мещеряков Игорь Леонидович 3. Вид спорта – каратэ киокушинкай 4. Статус программы: модифицированная 5. Направление деятельности: физкультурно-спортивное 6. По цели обучения: спортивно-оздоровительная 7. Продолжительность освоения программы: 5 лет 8. Количественный состав группы: 15 человек 9. Возрастной диапазон: 8-17 лет 10. Перечень разделов программы: 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Содержание изучаемого курса 4. Методическое обеспечение образовательной программы 5. Список литературы 6. Приложение 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель кекусинкай каратэ – воспитание духовно развитых, целеустремленных, физически сильных людей. Средством достижения этой цели являются многолетние тренировки по выполнению специальных упражнений, изучению техники и тактики поединков, развитию силы, скорости и выносливости. Программа направлена на приобщение детей и подростков к искусству традиционного каратэ. Данная программа представляет возможности для удовлетворения интересов детей и подростков, развития их способностей и талантов через взаимодополняемые блоки: образовательный и воспитательный. Секция каратэ, на базе которой реализуется программа, играет важную роль по воспитанию детей и подростков, доступна и открыта для них. Срок реализации программы: пять лет. Возраст обучающихся: от 8 до 17 лет. Рекомендуется проводить занятия по 9 часов в неделю. Программа занятий по темам третьего года обучения усложняется и включает в себя кумитэ (поединок), упражнения на снарядах (грушах, лапах), подготовку к соревнованиям; тактику ведения поединка. Важным аспектом реализации программы является психологический блок работы с детьми: от групповых треннинговых занятий на сплочение коллектива до индивидуальных психологических консультаций с психологом, работающим по запросу тренера, родителей и учащихся. Дополнительная общеразвивающая программа по каратэ киокушинкай имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для групп начальной подготовки (ГНП) 1-3 годов обучения, возраст обучающихся – 810 лет, 4 раза в неделю по 2,5 - 1,5 часа (9 часов). Нормативную базу дополнительной образовательной программы по каратэ киокушинкай составили следующие документы: 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; 3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; 4. Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. организациями, № 816 «Об утверждении осуществляющими Порядка образовательную применения деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); 10. Приказ Минспорта России от 30.11.2022 N 1093 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта каратэ" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2022 N 71673). 11. Устав МАУДО Центра дополнительного образования. 4 Цель программы: заявленным Создание знаниям, условий умениям и для саморазвития навыкам), (согласно самоутверждения, самореализации (по количеству выпускников, работающих по данному виду деятельности, реализующих полученные умения и навыки по окончании учебного заведения) детей и подростков через организацию досуговой работы секции каратэ. Основные задачи программы: 1. Расширение знаний учащихся о мире японской культуры, национальной японской борьбы, осознание наследуемых ценностей и их усвоение, то есть включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося массива культуры; 2. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию, как основы формирования образовательных запросов и потребностей; 3. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и с портом, каратэ, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу самореализации личностно значимому проявлению человеческих способностей; 4. Формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной глубины знаний по теории каратэ; 5. Воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих способностей учащихся; 6. Формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных, учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных поединков; 7. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэ; 8. Формирование и совершенствование знаний, умений организации, проведения и судейства соревнований по каратэ; 5 и навыков 9. Оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их самопознании, самореализации и самосовершенствовании в условиях секции по месту жительства; 10. Организация содержательного досуга детей, подростков и их родителей; 11. Укрепление и развитие взаимодействия с семьями воспитанников; 12. Профилактика асоциальных проявлений в детско- подростковой среде. 13. Развитие и укрепление творческих и общественно – полезных связей с учреждениями города и края. Основными принципами обучения являются: 1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники. 2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. 5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается теоретической и практической подготовкой и работой педагога. 6 хорошей 6. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления. 7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. 10. Принцип разноуровневости реализуется исходя из стартовых возможностей ребенка и на основании диагностики. Предполагается комплектование групп в соответствии уровнями сложности содержания программы. Чем выше уровень сложности, тем выше учебная нагрузка и требования к результатам учащихся. Ожидаемые результаты: 1. Укрепление психофизического здоровья воспитанников. 2. Овладение основами знаний и умений в области каратэ. 3. Наличие и рост количества воспитанников, имеющих спортивные разряды. 7 4. Сплочение детского – подросткового коллектива секции. 5. Передача и усвоение подростками положительного социального опыта через совместную деятельность детей и взрослых. 6. Снижение асоциальных проявлений в детско- подростковой среде. 7. Увеличение количества воспитанников секции и их родителей в организации и участии в разных формах социо-досуговой деятельности на разном уровне (школьном, городском, краевом). 8. Рост инициативы со стороны детей и их родителей по решению внутренних проблем секции. 9. Развитие организаторских навыков и лидерских качеств подростков. 10. Повышение имиджа секции и популяризации занятий каратэ. 8 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план занятий по каратэ киокусинкай, с расчетом на 42 учебных недель непосредственно в условиях МАУДО ЦДО, с учебной нагрузкой – 2 ч/неделю, представлен в таблице 1. ГНП -3 9ч/неделю; УТГ -5 9ч/неделю. Таблица 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1. 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 (ГНП – 1, 1-2й год обучения) Общее Теория Раздел подготовки количество часов Теоретическая подготовка: 16 16 Физическая подготовка: 36 ОФП СФП Технико – тактическая 26 подготовка: Техника Тактика Контрольные испытания: 6 Зачёты по ОФП Аттестационные экзамены Всего часов: 84 16 Практика 26 10 21 5 4 2 68 Таблица 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГНП – 3, 3-й год обучения) № п/п Общее количество часов 18 180 Раздел подготовки Теоретическая подготовка: Физическая подготовка: ОФП СФП Технико – тактическая подготовка: 3.1 Техника 3.2 Тактика 4. Участие в соревнованиях 5. Контрольные испытания: 5.1. Зачёты по ОФП 5.2 Аттестационные экзамены Всего часов: 1. 2. 2.1 2.2 3. Теория Практика 18 117 63 158 138 20 10 10 12 378 9 18 6 6 360 Таблица 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (УТГ -1, 4- 5 год обучения) № Раздел подготовки п/п 1. 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 Теория Теоретическая подготовка Физическая подготовка ОФП СФП Технико – тактическая Подготовка: Техника Тактика Контрольные испытания Зачеты по ОФП Аттестационные экзамены Соревнования Всего часов: Практика Общее Количество часов 14 14 194 100 94 132 102 30 38 6 6 26 364 14 378 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Дополнительная общеразвивающая программа по каратэ киокушинкай рассчитана на 5 лет. В группы начальной подготовки зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься избранным видом спорта – каратэ и имеющие письменное разрешение врача. Контингент обучающихся составляют дети от 8 до 17 лет. Образовательная программа состоит из двух взаимосвязанных блоков: 1. Обучающий блок. 2. Воспитательный блок. Обучающий блок Интерес к единоборствам у молодёжи довольно высок и устойчив, так как они привлекательны и зрелищны. Культура единоборств разных континентов имеет свои традиции, формировавшиеся веками под влиянием множества факторов. 10 Национальные единоборства являются полноправной частью народных традиций. Каждая народность с большим или меньшим успехом бережёт и развивает традиционную культуру своих предков, в том числе боевые и состязательные единоборства. Некоторые из них становятся широко известными за пределами своей исторической родины. Так случилось и с японским единоборством – каратэ. Обучающий блок представлен следующими направлениями: философия – изучение духовно – нравственных основ каратэ (этикет каратэ, приобщение к системе общечеловеческих ценностей и т. д.) искусство – изучение истории единоборств и каратэ, знакомство с культурой Японии (икебана, каллиграфия, оригами, обычаями, нравами страны); физическая культура – общая и специальная физическая подготовка, овладение каратэ, выход на спортивный уровень; основы безопасности травматизма, оказание восстановления жизнедеятельности первой дыхания, помощи, сердечной – предупреждение овладение деятельности, способами элементами медитации и т. д. Направления взаимосвязаны и взаимодополняемы, способствуют гармонизации личности обучающегося каратэ, именно поэтому в каратэ выявление победителя и побеждённого не является высшей целью, победить воображаемого противника в ката (формальное упражнение) означает одержать победу над самим собой. В данном блоке использованы методические разработки ведущих специалистов этого вида спорта: Литвинов С.А. «Методические рекомендации по каратэ для детско – юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ различного типа» г. Москва Комитет по физической культуре и спорту, спортивно – методический центр, 2003 г.; учебно – методические рекомендации и государственной академии физической культуры. 11 разработки российской В результате обучения достигается, прежде всего, оздоровительный эффект, а также появляется возможность овладения воспитанником различных ступеней спортивного мастерства в совокупности с навыком самообороны. Овладение основами медитации – эффективное средство саморегуляции, самовоспитания, предотвращения и снятие стресса. С младшими воспитанниками (до 12 лет) акцент делается на общую физическую подготовку, техническую подготовку, широко используется в учебно-тренировочном процессе игровые технологии. Учитывая оздоровительную и спортивную направленность программы, в учебно – тематический план включены теоретические и практические занятия, которые направленно знакомят и обучают воспитанников с современным уровнем в области физической культуры, искусства, философии. В процессе обучения воспитанники проходят путь: от ЗНАНИЯ – к – УМЕНИЮ – от УМЕНИЯ - к – НАВЫКУ. Воспитательный блок Секция по месту жительства – это место для самовыражения, развития и выявления способностей ребёнка не только на основе каратэ, но и вне его. Воспитательный блок представлен следующими направлениями: -клубная работа - каникулярный отдых - работа с детским активом - работа с родителями - взаимодействие с социумом Разнообразие форм и содержание досуговой деятельности укрепляет и обогащает межличностные отношения детей и взрослых, совершенствует культуру общения, развивает и укрепляет семейные интересы. Это достигается через разные конкурсные развлекательные программы, игры, акции, через взаимодействие с другими секциями и клубами по месту жительства. 12 В каникулы, более широко используется формы досуговой деятельности, особенно экскурсии, в летнее время организуются профильные учебно-тренировочные сборы на базе лагеря с дневным пребыванием детей. Участие в социально – значимых акциях и мероприятиях содействует становлению молодого гражданина. Возможность провести интересно и весело время в секции всей семьёй, совместные тренировки детей и родителей – всё это сплачивает и укрепляет семью воспитанника. Виды воспитания: Политическое: воспитание патриотизма, верности Отечеству. Профессионально – спортивное: развитие волевых и физических качеств в конкретном виде спорта; воспитание эмоциональной- волевой устойчивости к неблагоприятным факторам, способности переносить большие физические и психические нагрузки. Нравственное: воспитание преданности идеалам Отечества; развития чувства долга, чести, уважения к лицам другой национальности, к товарищам по команде; приобщение к истории, традициям спорта своего вида. Правовое: воспитание законопослушности; формирование убеждённости в спортивной дисциплине; требованиях тренера, развитие потребности в здоровом образе жизни. Воспитательный процесс основан на постулатах основателя каратэ киокушинкай Масутацу Ояма: «Истинная цель искусства каратэ киокушин – это не победа или поражение, а совершенствование характера человека», «Воинский путь начинается с этикета и кончается этикетом». Каратэ – путь жизни, цель которого состоит в том, чтобы дать людям полностью осознать их потенциальные возможности – как физические, так и духовные, если же духовная сторона игнорируется, его физический аспект теряет смысл». Ученикам также прививается такие понятия как уважение к старшим, глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к своим товарищам, не проявлять враждебного отношения к оппоненту в 13 процессе свободного боя, воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств. Быть скромными и уравновешенными в повседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех действиях, почтительное отношение к родителям. Ученики должны не забывать о духе киокушинкай, девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивыми), будьте сдержанными в словах (давайте отчёт сказанному) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью), относитесь к своим родителям почтительно». Программный материал для практических занятий включает в себя основные средства и методы общей, специальной и технико – тактической подготовки. Общая физическая подготовка (ОФП) К ОФП относятся строевые упражнения, общеразвивающие упражнения ОРУ без предметов и с предметами, упражнения на снарядах (стенка, скамейка, скакалка, перекладина, штанга, гиря, гантели и т. д.), упражнения других видов спорта (легкая атлетика, акробатика, гимнастика…), подвижные и спортивные игры. При выполнении упражнений выявляются ошибки в двигательном режиме, осанке, дыхании. Специальная физическая подготовка (СФП) К СФП относятся координационные, специально – подготовительные упражнения: силовые, скоростно – силовые, на скоростную и силовую выносливость, на гибкость, выполняемые в различном по продолжительности и интенсивности режиме, и активизирующие аэробные, аэробные - анаэробные, анаэробные - лактатные, анаэробные - алактатные механизмы энергообеспечения сопротивление упругих противодействия подготовительных с предметов, партнёра, с применением: акробатических соревновательных отягощением, тренажёрных средств. 14 самостраховки, идеомоторных, и прыжков, специально имитационных и Технико – тактическая подготовка К технико – тактическим действиям ТТД относятся: цуки –ваза ( удары руками), укэ- ваза ( блоки защитные движения), гери – ваза ( удары ногами), КИХОН (ТТД в движении), КАТА ( Формальные упражнения), КУМИТЭ (поединок – единоборство), ДАЧИ –ВАЗА ( стойки), цукуриаси – ваза ( передвижения), наге - ваза ( броски), выполняемые в различном по продолжительности и интенсивности режиме и активизирующие аэробные, аэробные-анаэробные и прочие с применением: самостраховки, различных методических приемов: выполнение ТТД с более тяжёлым или лёгким партнёром, обманными движениями ( финтами), быстрой смены дистанции, частой сменой боевых стоек, на лапах, макиваре и др. К концу 1 года обучения (оранжевый пояс) учащиеся должны знать: историю возникновения каратэ; простейшие элементы кихон и ката; технику безопасности при занятиях каратэ; спортивную терминологию; Должны уметь: выполнять гимнастические элементы; выполнять ОРУ; выполнять простейшие элементы кихон; выполнять ката для уровня 10- 9 КЮ; К концу 2 года обучения (синий пояс) учащиеся должны знать: спортивную терминологию; технику безопасности при работе с партнёром; приёмы оказания первой помощи при травмах; правила закаливания; элементы КИХОН и КАТА для уровня 8 -7 КЮ; элементы КУМИТЭ; Должны уметь: 15 свободно работать со спортивным инвентарём; выполнять элементы КИХОН и КАТА для уровня 8 – 7 КЮ; выполнять элементы базового кумитэ; К концу 3 года обучения (желтый пояс) учащиеся должны знать: технику безопасности во время учебных поединков; правила соревнований; элементы КИХОН и КАТА для уровня 6 – 5 КЮ; тактику и стратегию поединка; Должны уметь: выполнять элементы КИХОН и КАТА 6 – 5 КЮ; выполнять элементы спортивного КУМИТЭ; выполнять технику самообороны; самостоятельно работать в группе и индивидуально. К концу 4-года обучения (зеленый пояс) учащиеся должны знать: технику безопасности во время учебных поединков; правила соревнований; элементы КИХОН и КАТА для уровня 4 – 3 КЮ; тактику и стратегию поединка; Должны уметь: выполнять элементы КИХОН и КАТА 4 – 3 КЮ; выполнять элементы спортивного КУМИТЭ; выполнять технику самообороны; самостоятельно работать в группе и индивидуально К концу 5-года обучения (коричневый пояс) учащиеся должны знать: технику безопасности во время учебных поединков; правила соревнований; участвовать в судейских семинарах элементы КИХОН и КАТА для уровня 2 – 1 КЮ; тактику и стратегию поединка; 16 Должны уметь: выполнять элементы КИХОН и КАТА 2 – 1 КЮ; выполнять элементы спортивного КУМИТЭ; выполнять технику самообороны; самостоятельно разучивать элементы техники осуществлять судейство на соревнованиях самостоятельно работать в группе и индивидуально Способы проверки результатов: В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся каждые 3 месяца тесты по ОФП: 1. Челночный бег; 2. Подтягивание; 3. Отжимание; 4. Прыжки на скакалке; 5. Подъём туловища (пресс); 6. Присед; 7. Прыжок в длину с места. Итоговый контроль: контрольные занятия: зачёты по ОФП; соревнования; показательные выступления; аттестация на пояса – разряды КЮ – ТЕСТ (2 – раза в год). Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с учащимися и их родителями на родительском собраниях. Тематика родительских собраний включает в себя вводное собрание «Ознакомление с родительским коллективом» (1й год обучения); знакомство с требованиями и правилами программы обучения; «Наши достижения» (Показательные выступления для родителей 1-3 год обучения); «История каратэ, Истоки. Основы» (2-3 год обучения); «Организация подготовки ребёнка к соревнованиям» (2-3 год обучения); «Профессиональное ориентирование 17 учащихся. Куда пойти учиться?» (3-й год обучения); «Гигиена и питание юных единоборцев» (1 год обучения); Воспитание характера и воли» (2-3 год обучения); Творческий отчёт объединения» (1-3 год обучения). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Тренировочный процесс по годам обучения выстраивается с учётом сенситивных периодов развития физических качеств занимающихся, где не остаются без внимания развитие качеств, не совершенствующих в данном возрасте. Таблица 3. Сенситивные периоды развития физических качеств Морфофункциональные Возраст показатели, физические качества 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Рост + + + + Мышечная масса + + + + + + + + + + Быстрота + Скоростно-силовые качества + + + + Сила Выносливость возможности) (аэробные + Анаэробные возможности Гибкость + Координационные способности Равновесие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Программа основывается на следующих принципах: - гуманистических начал (доброжелательное, уважительное отношение к каждому воспитаннику, понимание и принятие его своеобразия, позитивные отношение к себе и окружающим); 18 - единство и неразрывность воспитания, обучения, развития (в любом деле, занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и предпосылки для развития личности ребёнка); - учёт индивидуально - возрастных особенностей (каждый ребёнок уникален, ему свойственны индивидуальные черты, но есть типичные особенности, обусловленные возрастом, знание их позволяет грамотно выстраивать отношения, отбирая эффективные методы и приёмы); - личностно- ориентированный подход (создание благоприятных условий для личностного роста ребёнка, раскрытие и реализация его потенциала); - практико - деятельностный подход (знания и умения лучше усваиваются в практике, в условиях, когда ребёнок действует самостоятельно, во взаимодействии с кем – либо); Занятия по каратэ являются средством укрепления здоровья детей, а систематические занятия являются фактором успешной подготовки к службе в армии. Участие ребят в соревнованиях разного уровня способствует их гражданскому становлению, т. к. в эти моменты они представляют лицо села, района, города, края, страны. Данная программа содействует более гармоничному развитию воспитанников, предоставляя широкие и разнообразные возможности для их положительной социализации. Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники, достигли высоких результатов. В этом случае тренировки проводятся по индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным, рассчитан на определённый уровень мастерства, поэтому в данной программе не прорабатывается. Формы занятий: тренировки; соревнования; показательные выступления; семинары; учебно – тренировочные сборы; 19 аттестация: КЮ – ДАН тест; тесты ОФП. зимняя и летняя школа. Годичный цикл делится на 4 основных периода: 1. подготовительный (втягивающий) период 2. период фундаментальной подготовки 3. соревновательный период 4. переходный период Эти периоды в свою очередь делятся на этапы, в зависимости от конкретных задач подготовки. Выделяют следующие основные этапы: 1. Втягивающий (постепенно повышается объём и интенсивность нагрузок); 2. Базовый развивающий (увеличение функциональных возможностей организма); 3. Базовый ударный (резкое повышение нагрузки и интенсивности, с целью подготовки спортсмена к самому сложному этапу спецподготовки); 4. Спецподготовка (шлифовочный цикл, интенсивность высокая, основная задача – подготовить спортсмена к соревнованиям с максимальной отдачей и минимальным травматизмом); 5. Предсоревновательный (на этапе главная задача состоит в дальнейшем совершенствовании СФП и ТТМ, сокращается объём ОФП, за неделю до соревнований снижается тренировочный объём в 2 -3 раза с сохранением интенсивности); 6. Промежуточный – восстановительный (цель – дать отдых организму для выхода на новый этап подготовки, оптимальная продолжительность -7 дней, после чего необходимо переходить к тренировкам в последовательности по мезоциклам, решая конкретные задачи, исходя из календарного плана); 7. Переходный период (необходим с целью предупредить перетренированность организма спортсмена для стабильного роста 20 спортивных результатов, необходима временная потеря спортивной формы). Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К первым, относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации. К специфическим принципам в спортивной тренировке относятся: 1. Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка создает базу, на основе которой воспитанник совершенствуется в избранном виде спорта: расширяются функциональные возможности организма, разносторонне развиваются физические и морально-волевые качества. Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для кекусинкай каратэ. 2. Непрерывность тренировочного процесса. Учебно- тренировочный процесс носит многолетний и круглогодичный характер. Каждое новое занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в кекусинкай каратэ. 3. нагрузок. Постепенное Рост и спортивных максимальное достижений увеличение тренировочных обусловлен неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований. 4. Волнообразное изменение тренировочных нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме, что вызывает необходимость, наряду с отдыхом, временно 21 снижать нагрузки. Это обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме обучающегося. 5. Цикличность тренировочного процесса, которая проявляется в систематическом единиц повторении тренировочного относительно процесса законченных (отдельные занятия, структурных микроциклы, мезоциклы, макроциклы). Основные формы учебно-тренировочного процесса: Групповые, индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия; Медико-восстановительные мероприятия; Тестирование технической, тактической, физической, интегральной, психологической подготовленности; Медицинский контроль; Участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; Пребывание в спортивно-оздоровительном лагере; Инструкторская и судейская практика обучающихся. Ожидаемые результаты: Мотивация детей и подростков на систематические занятия спортом, ведение здорового образа жизни. Улучшение состояние здоровья, включая совершенствование двигательно-координационных качеств. Повышение специальной уровня физической направленности, подготовленности спортивных результатов общей с и учетом индивидуальных особенностей учащихся. Снижение девиантных проявлений и вредных привычек у подростков. Совершенствование физических, морально-этических и волевых качеств. Для оценки деятельности групп каратэ на спортивной подготовки разработана система критериев. Этап начальной подготовки: 22 этапах многолетней o стабильность состава обучающихся; o динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; o уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. o квалификационные экзамены на пояса два раза в год. Диагностика результатов. Для успешной реализации данной программы необходимо: - спортзал; - спортплощадка (в летний период); - спортивный инвентарь: перчатки, малые лапы, груши, малые мячи, набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, защита голени, защита паха; - атлетический зал; Итог реализации программы - Аттестация учащихся на 2 -1 КЮ (коричневый пояс) (см. Приложение 1). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.). 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительных общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008). 23 4. Пособие «Организация программы, работы рекомендации», спортивных авт.-сост. А.Н. секций Каинов.- в школе: М. Изд. «Учитель», 2011.-167с. 5. Программа для групп начальной подготовки каратэ киокушинкай. – Пермь, 2008. 6. Программа Федерации Киокушинкай России.- АО Типография» Новости», Москва, 2009. 7. Путь каратэ киокушинкай. М. Ояма. – «До- информ, Москва, 2010. 8. Сила каратэ – МП «Паломник» и МП «Норд- спорт», Москва, 2003. 9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Рекомендуемая литература для детей и родителей Интернет-ресурсы 1. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 09.07.2019). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный. Электронные ресурсы 1. Бобков, А. В. Системы распознавания образов: учебное пособие / А. В. бобков. – Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 187, [3] с.: ил. – Текст: электронный // Сайт издательства МГТУ им. Н. Э. Баумана. – URL: http://ebooks.bmstu.press/catalog/200/book1831.html (дата обращения: 12.03.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей. 24 Приложение 1 Техническая программа и требования к экзаменационным нормативам. Рекомендуемый возраст спортсменов при подготовке к экзаменам: 10 9 кю - 8 лет, 8 -7 кю – 9 лет, 6 кю – 10 лет, 5 кю – 11 лет, 4 кю – 12 лет, 3 кю – 13 лет, 2 кю – 14 лет, 1 кю – 15 лет, 1 дан – 16 лет. К экзамену на 4 кю и выше допускаются только выступающие на соревнованиях спортсмены или ветераны. Экзамен проводится в три этапа. Первый этап – зачёт по ОФП (тесты на силу и скорость) в виде соревнований. Каждый спортсмен должен выполнить зачётный норматив, стараясь при этом показать наилучший результат. 1 – челночный бег 5х10 метров. 2 – прыжок в длину с места (свой рост): 10 кю +10 см, 9 + 15, 8 + 20, 7 + 25, 6 + 30, 5 + 35, 4 + 40, 3 + 45, 2 + 50,1 + 55. 3 – подтягивания на перекладине: 10 кю – 3 раза, 9 – 5, 8 – 7, 7 – 9, 6 – 11, 5– 13, 4 – 15, 3 – 17, 2 – 19, 1 – 21 4 – прыжки на скакалке (за 1 минуту): 10 кю – 100 раз, 9 – 120, 8 – 140, 7 – 150, 6 – 160, 5 – 170, 4 – 3 – 2 – 1 – больше 170 раз. 5 – отжимания от пола в упоре лёжа на кулаках: грудью задевать лежащую на полу «лапу», руки полностью разгибать в локтях после каждого отжимания, не касаться коленками пола. (за 30 сек.): 10 кю-10 раз, 9-15, 8-20, 7-23, 6-26, 5-28, 4-30. 6 – сгибание туловища И.П. лёжа на спине: руки держать за головой, стопы в упоре, делать подъемы туловища доставая грудью колени и полностью опускать спину на пол. (за 30 сек.) 10 кю-15 раз, 9-20, 8-22, 7-24, 6-26, 5-28, 4-30. 7 – приседания: ноги на ширине плеч, руки за головой, каждый раз приседая, ноги полностью сгибать в коленях, не сгибая спины и полностью разгибать ноги на подъеме (за 30 сек.) 10 кю- 20 раз, 9-22, 8-24, 7-26, 6-28, 5-30, 4-32. 25 Система оценок: выполнение норматива – зачёт (+) невыполнение – не зачет (-) Допуск к экзамену возможен если (+) больше чем (-) Второй этап - сдача тестов по СФП. Упражнения на гибкость (шпагаты, наклоны, махи на максимальную высоту) Выполнение прыжковых ударов на определённую высоту. Выполнение сложно – координационных комбинаций. Ходьба на руках Третий этап - сдача технического, квалификационного экзамена 10 кю (оранжевый пояс) Возраст не менее 7 лет, минимальный период тренировок 3 месяца Кихон ( базовая техника) Тачиката (стойки): шидзэн-дачи ( сотохатиджи дачи), учихатиджи-дачи, дзенкуцу-дачи, хейко-дачи. Цуки (удары руками): сейкэн-дзуки(3 уровня), Сейкэн ой- дзуки (3 уровня), моротэ-дзуки (3 уровня). Укэ (блоки): джёдан -уке, гедан-барай. Кэри (удары ногами): , хидза-гери( чудан, джёдан) , кин-гери. Кокю-хо (дыхание): шин кокю( вдох на 5 счетов, выдох на 5 счетов) Идо ( основы перемещения) В дзэнкуцу –дачи: перемешение вперед, назад и поворот с выполнением одиночных техник, комбинаций из двух элементов. Иппон- кумитэ Атака: ой-дзуки джёдан. Защита и контратака: джёдан –укэ + кин –гэри + гэдан –барай. Атака: ой-дзуки чудан. Защита и контратака: гэдан –барай + хидза- гэри + гэдан – барай. Ката: тайкёку сонно ичи. Физическая кондиция 26 Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко. Отжимания на кулаках:10раз. Приседания:15 раз. Подтягивания: юноши -3 раза, девушки -1 раз. Подьем корпуса из положения сидя, руки за головой: 15 раз. Стойка на руках у стены:10 секунд с поддержкой. Письменный экзамен Что такое каратэ? Каким должен быть каратист? Как правильно складывать доги и завязывать пояс? 9 кю (оранжевый пояс с синей полоской) Возраст не менее 8 лет, минимальный период тренировок 3 месяца Базовая техника та же, что и для 10 кю Тачиката (стойки): мусуби- дачи, санчин -дачи, хайсоку-дачи. Кумитэ – дачи (кумитэ- но камаэ) Цуки (удары руками): сэйкэн гяку –дзуки ( 3 уровня), сэйкэн аго- учи, сэйкэн татэ –дзуки ( 3 уровня). Укэ (блоки): Чудан сото-уке, чудан учи-уке. Кэри (удары ногами): маэ-гери (чудан, джёдан) Идо (основы перемещения) В дзэнкуцу –дачи, санчин –дачи:перпмещение вперед, назад и поворот с выполнением одиночных техник, комбинаций из двух –трех элементов. В кумитэ-дачи: комбинации по заданию. Самбон –кумитэ Атака на 3 шага: ой-дзуки джёдан + ой –дзуки чудан+ ой -дзуки гэдан. Защита и контратака: джёдан –укэ + чудан сото – укэ+ гэдан –барай+ гяку –дзуки чудан+ гэдан –барай. Ката: тайкёку сонно ни. Физическая кондиция Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко. 27 Отжимания на кулаках: 15 раз. Приседания: 20 раз. Подтягивания: юноши -4 раза, девушки -2 раза. Подьемы корпуса из положения сидя, руки за головой:20 раз. Тоби маэ- гэри: по цели на высоте роста. Стойка на руках у стены: 20 секунд с поддержкой. Письменный экзамен Этикет доджё. Значение Ос. Вредные привычки – враги каратиста. 8 кю (синий пояс) Возраст не менее 9 лет, минимальный период тренировок 3 месяца. Кихон (базовая техника) Базовая техника та же, что для 10 -9 кю. Тачиката (стойки): кокуцу-дачи. Киба – дачи (фронтальная), киба –дачи 90гр., киба –дачи 45гр.,цуруаши –дачи. Цуки (удары руками): сейкэн шита –дзуки, сейкэ каги –дзуки, джёдан хиджи –учи, джюн –дзуки. Укэ (блоки): моротэ- укэ, учи-уке\гедан-барай. Кэри (удары ногами):маэ кэагэ, ёко-кэагэ, кансэцу-гэри, ,маваши-гери ( 3 уровня) Кокю-хо ( дыхание): ногарэ –но кокю о моттэ ( вдох на 7 счетов, выдох на 3 счета). Идо (основы перемещения) В дзэнкуцу –дачи, санчин –дачи, кокуцу –дачи: перемещение вперед, назад и поворот с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. 28 В киба –дачи90гр. Перемещение с разворотом через грудь( маэ- мавари) и поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В киба –дачи 45гр.: перемещение вперед назад ( дако- идо) и поворот с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В кумитэ –дачи: комбинации по заданию. Ката: Тайкёку сонно сан, Сокуги тайкёку сонно ичи. Иппон -кумитэ 1) Атака: маэ- гэри чудан. 2) Защита и контратака: гэдан –барай + маэ –гэри чудан+ гэдан –барай. 3) Атака: ой –дзуки чудан. 4) Защита и контратака: чудан учи –укэ+ маваши- гэри джёдан+ гэданбарай. Ката: Тайкёку сонно сан, Сокуги сонно ичи. Физическая кондиция Гибкость: коснуться головой пола в положении сидя, ноги врозь широко. Отжимания на кулаках: 20 раз. Выпрыгивания из полуприседа: 20 раз. Подтягивания: юноши – 5 раз, девушки – 3 раза. Подьемы прямых ног и корпуса навстречу друг другу из положения лежа (складка): от 1го до 5 и обратно до 1го. Тоби маэ –гэри: по цели на высоте роста +5 см. Стойка на руках у стены: 30 секунд. Кумитэ Джию- кумитэ: 3 боя по 1 минуте. Письменный экзамен Расшифровка иероглифа «киокушинкай» и графического символа «канку». Режим дня и гигиена спортсмена. Основные правила питания каратиста. 29 7 кю (синий пояс с желтой полоской) Возраст не менее 10 лет, минимальный период тренировок 3 месяца. Кихон (базовая техника) Базовая техника та же что и для 10 -8 кю Тачиката (стойки): нэкоаши- дачи. Цуки (удары руками): тэтцуи ороши гаммэн-учи, тэтцуи комэками учи, тэтцуи хизо –учи, тэтцуи учи –учи (3 уровня), тэтцуи ёко –учи. Укэ (блоки): маваши-уке, шюто-маваши-уке. Кэри (удары ногами): учимаваши, сотомаваши, ёко-гэри ( чудан, джёдан) Кокю –хо( дыхание):Ногарэ- но кокю ура(вдох на 3 счета, короткая задержка, выдох на 7 счетов). Идо (основы перемещения) В киба-дачи 90 гр.: перемещение в строну с заступом спереди (маэ коса) и поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В киба-дачи 90гр.:перемещение в сторону с заступом сзади ( уширо коса) и поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В киба-дачи 90гр.:перемещение в сторону с разворотом через спину ( уширо мавари) и поворот на месте с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В кумитэ- дачи: приставной шаг( ой –аши, ой –сагари),» шаг подсечка» (окури –аши, окури – сагари), шаг со сменой сторонности стойки (фуми – аши, фуми- сагари), разножка (коса). Выполнять без техники. В кумитэ- дачи: комбинации по заданию. Ката: сокуги тайкёку сонно ни, сокуги тайкёку сонно сан. пинан сонно ичи. Физическая кондиция Гибкость: коснуться грудью пола в положении сидя, ноги врозь широко. Отжимания на кулаках: 25раз Выпрыгивания из полуприседа: 30 раз 30 Подтягивания: юноши -6 раз, девушки -4 раза. Подьемы ног и корпуса навстречу друг другу из положения лежа (складка) от 1 до 7 раз и обратно до 1го Тоби маэ гэри:по цели на высоте роста +10 см. Стойка на руках у стены: 1 минута. Кумитэ Джию- кумитэ: 5 боев по 1 минуте. Письменный экзамен Цвета поясов в киокушине и их значение (белый пояс, 10 -7 кю). Правила поведения спортсмена на соревнованиях. 6 кю (желтый пояс) Возраст не менее 11 лет, минимальный период тренировок 3 месяца Кихон( базовая техника) Тачиката (стойки): мороаши-дачи. Цуки (удары руками): ёхон нукитэ (чудан, джёдан), нихон нукитэ, уракэн шёмэн гаммэн-учи, уракэн саю.-учи, уракэн хидзо-учи, уракэн гаммэн ороши-учи, уракэн маваши-учи. Укэ (блоки): джюджи-укэ (джёдан, гэдан). Кэри (удары ногами): уширо-гери (чудан, джёдан – без разворота) Кокю-хо(дыхание): ибуки( силовое дыхание). Идо ( основы перемещения) В дзэнкуцу –дачи, кокуцу –дачи, киба –дачи 45гр. Перемещение вперед назад с разворотом на 360гр.( кайтэн идо) с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В кумитэ –дачи: комбинации по заданию. Ката: Санчин ( под счет), Пинан соно ни, Пинан сонно сан. Физическая кондиция Гибкость: коснуться грудью пола в положении сидя, ноги врозь широко. Отжимания на кулаках: 30 раз. Выпрыгивания из полуприседа: 40 раз. 31 Подтягивания: юноши -7 раз, девушки – 5 раз( за 5 раз сверх – бонусы для других испытаний). Подьёмы прямых ног и корпуса навстречу друг другу из положения лежа( складка0: от 1 до 8 раз и обратно до 1раза. Тоби маэ-гэри: по цели на высоте роста + 5 см. Ходьба на руках: 4 м. Кумитэ – 1минута – 3 раунда. Джию-кумитэ: 7 боев по 1 минуте. Письменный экзамен Цвета поясов в киокушине и их значение ( 6кю – 10 дан) Первая помощь при типичных травмах в каратэ. 5 кю (желтый пояс с зелёной полоской) Возраст не менее 12 лет, минимальный период тренировок 3 месяца. Кихон ( базовая техника) Базовая техника та же, что и для 10-6 кю, а также: Тачиката( стойки): какэаши –дачи. Цуки( удары руками): шюто гаммэн –учи, шюто сакоцу-учи, шюто-сакоцу учикоми, шюто хидзо –учи, шюто учи- учи. Укэ (блоки): Шюто джёдан –укэ, шюто гэдан –барай, шюто чудан сото-укэ, шюто чудан учи –укэ, кокэн-укэ(3 уровня), хайто-укэ. Кэри ( удары ногами): уширо-гэри(чудан, джёдан): а) с заступом и с разворотом, б) без заступа с разворотом, в) с заступом через какэаши-дачи. Идо(основы перемещения) В дзэнкуцу-дачи, кокуцу –дачи, киба –дачи 45гр.: перемещение вперед и назад с разворотом на 369гр. (кайтэн идо) с выполнением одиночных техник, с выполнением комбинаций. В кумитэ –дачи: комбинации по заданию. Ката: Пинан сонно –Ён, Янцу, Цуки- но ката. Физическая кондиция Гибкость: произвольный шпагат. 32 Отжимания на кулаках: 35 раз. Выпрыгивания из полуприседа: 50 раз. Подтягивания: юноши - 8раз, девушки – 6 раз. ( за 5 сверх – бонус по любому испытанию). Подьёмы прямых ног и корпуса на встречу друг другу из положения лежа( складка): от 1 до 9раз и обратно до 1 раза. Тоби маэ- гэри: по цели на высоте роста +20 см. Ходьба на руках: 5 м. Кумитэ Джию- кумитэ: 10 боёв по 1 минуте. Письменный экзамен Биография М. Оямы. История киокушина в вашей стране. 4 кю (зеленый пояс) Возраст не менее 13 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев Кихон( базовая техника): Базовая техника до 5 кю, Цуки( удары руками): энкей гяку –дзуки, шёётэй-учи(3 уровня). Укэ(блоки): шётэй –укэ( 3 уровня). Кэри (удары ногами): какато отоши-гэри ( через учи маваши, сотомаваши). Ката: Санчин но ката без счёта (с тестированием). Пинан сонно го. Тайкёку сонно ичи ура, Тайкёку сонно ни ура, Тайкёку сонно сан ура. Физическая кондиция: Гибкость: произвольный шпагат. Отжимания на кулаках: 40раз. Выпрыгивания из полуприседа: 60 раз. Подтягивания: юноши -9 раз, девушки -7 раз. Подьёмы прямых ног из положения сидя, упор сзади( ногами пола не касаться): от 1 до 7 раз и обратно до 1раза. Тоби маваши –гэри: по цели на высоте роста +5 см. Ходьба на руках: 6 м. Кумитэ: Джию-кумитэ:12 боев по одной минуте. 33 Письменный экзамен Доджё кун – пункт1. 3кю (зеленый пояс с коричневой полоской) Возраст не менее 14 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев Кихон( базовая техника) Базовая техника та же,что и для 10- 3кю. Ката: санчин но ката (с испытанием) Гекисай дай, Гекисай шё. Физическая кондиция: Гибкость: фронтальный шпагат Отжимания на кулаках: 45 раз Выпрыгивание из полуприседа: 80 раз. Подтягивания: юноши -10 раз, девушки -8 раз. Подьёмы прямых ног из положения упор сидя сзади(ногами пола не косаться): от 1 до8 раз и обратнодо1го. Тоби маваши-гэри: по цели на высоте роста +10см. Ходьба на руках: 6 м. Кумитэ: Джию-кумитэ: 15 боёв по 1 минуте. Письменный экзамен Доджё кун – пункт 2 2кю (коричневый пояс) Возраст не менее 15 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев Базовая техника та же, что и для 10- 3кю. Цуки(удары руками): джёдан кокэн-учи,хайто-учи(3 уровня) Кэри(удары ногами): тоби маэ-гэри (3 варианта), тоби мавашигэри(3 варианта). Идо (основы перемещения) Во всех низких стойках: перемещение вперед назад с выполнением одиночных техник и комбинаций, втом числе и с разворотом на 360 гр. (кайтэн –идо) Ката: Пинан сонно ичи, ни, сан в положении ура. Тэншё Физическая кондиция: Гибкость: фронтальный шпагат и шпагат в сторону по заданию. 34 Отжимания на кулаках: 60 раз Выпрыгивание из полуприседа: 90 раз. Подтягивания: юноши -12 раз, девушки -9 раз. Подьёмы прямых ног к перекладине из положения вис стоя:15 раз Тоби уширо маваши-гери: по цели на высоте роста. Ходьба на руках: 8 м. Кумитэ: 17 боёв по 1 минуте (5 боёв с судейством). Письменный экзамен Доджё кун – пункты 3, 4 1кю (коричневый пояс с золотой полоской) Возраст не менее 15 лет, минимальный период тренировок 6 месяцев Кихон. (базовая техника) Базовая техника та же, что и для 10- 2кю. Цуки ( удары руками): хиракен- дзуки(чудан, джёдан), хиракен ороши –учи, хиракен маваши –учи, тохо- учи, кейко –учи. Кэри( удары ногами): тоби уширо-гэри, тоби уширо маваши –гери Идо(основы перемещения): Во всех низких стойках: перемещение вперед назад с выполнением одиночных техник и комбинаций, в том числе с разворотом на360 гр.(кайтэн –идо). В кумитэ дачи: комбинации по заданию. Ката: Пинан сонно ён ура, Пинан сонно го ура, Сайфа Физическая кондиция: Гибкость: переходы из шпагата в сторону во фронтальный шпагат и обратно не поднимаясь 35 Отжимания на кулаках: 80 раз Выпрыгивание из полуприседа: 100 раз. Подтягивания: юноши -15 раз, девушки -10 раз. Подьемы прямых ног к перекладине из положения вис стоя: 20 раз. Тоби уширомаваши-гери: по цели на высоте роста + 5см. Ходьба на руках: 8 м. Джию-Кумитэ: 18 боёв по 1 минуте (5 боёв с судейством). Письменный экзамен Доджё кун – пункты 5- 7. 36