ДООП Кибергигиена и работа с большими данными (Пинаев А.Ю.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Центр цифрового образования «IT-куб»

Принята на заседании
педагогического совета
от « 31 » августа 2023 г.
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 262 от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности

«Кибергигиена и работа с большими данными»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 8 часов

Автор программы:
Пинаев Александр Юрьевич,
педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО

г. Чайковский, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб. 12
3. Ф.И.О. педагога:
4. Статус программы: модифицированная
5. Направленность: техническая
6. Образовательная область: программирование
7. По уровню содержания: базовый
8. По форме реализации: групповые
9. По цели обучения: познавательная
10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение
Продолжительность освоения: 8 часов
11. Количественный состав: 12-15 человек
12. Возрастной диапазон: 12-17 лет
13. Перечень разделов программы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного плана;
- формы аттестации и оценочные материалы;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интернет – всемирная система объединенных компьютерных сетей для
хранения и передачи информации, которая, главным образом,
предназначалась для использования правительством и государственными
органами, а позже для исследовательских и образовательных сообществ. В
настоящее время без сети Интернет невозможно представить свою жизнь, он
проник во все сферы нашей жизни и выполняет множество функций, такие
как информационная, коммуникативная, образовательная и т. д. Многие
люди не могут представить себе жизнь без глобальной сети, особенно без
социальных сетей. Страница человека в социальной сети - виртуальное лицо
современного человека.
Поэтому очень важно уметь ориентироваться в огромном объеме
информации, отличать достоверную информацию от ложной, обезопасить
себя и свои личные данные от негативных действий других пользователей
сети.
Исходя из социального заказа родителей и детей, а также
образовательных организаций Чайковского городского округа, создана
данная программа, учитывающая нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
- Устав МАУДО Центра дополнительного образования
- локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность
Центра цифрового образования детей «IT-куба» МАУДО ЦДО.
Направленность программы - техническая
Программа носит междисциплинарный характер и позволяет решить
задачи развития у учащихся научно-исследовательских, техникотехнологических и гуманитарных компетенций.
Актуальность программы
Программа знакомит учащихся с методическими основами и
практикой анализа информации в интернет-пространстве и демонстрирует
социальную значимость аналитической работы.
В ходе освоения программы, учащиеся получат навыки
исследовательской деятельности и анализа информации в интернетпространстве, смогут обнаруживать источники информации, каналы и
способы ее распространения. Также учащиеся научатся распознавать
опасный и вредоносный контент, манипулирование сознанием и
внушение потенциально опасных идей в интернет-пространстве.
Полученные знания и умения позволят критически оценивать и
классифицировать получаемую в интернет- пространстве информацию,
использовать ее в положительных целях и нейтрализовать ее негативное
влияние.
Новизна программы
Программа «Кибергигиена и работа с большими данными» в целом
строится на концепции подготовки учащихся к профессии
киберследователя – профессии будущего, выделенной в «Атласе новых
профессий» (проект
«Агентства стратегических инициатив» по исследованию рынка труда,
2015 г.) и предполагающей проведение расследований киберпреступлений
посредствомпоиска и обработки информации в интернет-пространстве.
Цель программы: формирование у учащихся способности к
разностороннему и комплексному анализу информации, размещенной на
различных интернет-ресурсах, в интересах безопасного и рационального
использования интернет- пространства.

Задачи:
Образовательные:
• сформировать у учащихся представление о структуре и типах
информации в интернет-пространстве, больших данных и больших
пользовательских данных;
• ознакомить учащихся с методами и средствами поиска
информации в интернет-пространстве;
• сформировать у учащихся способность распознавать опасный и
вредоносный контент и идентифицировать явления манипулирования
сознанием в интернет-пространстве, внушения деструктивных идей и
вовлечения в социально опасные группы в социальных сетях;
• сформировать у учащихся способность определять социальные
характеристики и индивидуальные особенности людей и обнаруживать
признаки опасного поведения на основании их аккаунтов в социальных
сетях;
• обучить учащихся
приемам
противодействия
негативным
воздействиям в интернет-пространстве.
Воспитательные:
• сформировать у учащихся культуру позитивного
использования интернет-пространства;
• в защищенной среде продемонстрировать учащимся возможные
угрозыи риски интернет-пространства;
• привить информационную культуру: ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения,
избирательного отношения к полученной информации.
Развивающие:
• ознакомить
учащихся
с
основами
исследовательской
деятельности (принципами построения исследования, процедурой и
этикой его проведения, количественными и качественными методами
обработки полученных данных);
• сформировать у учащихся способность выявлять и критически
оценивать источники и каналы распространения информации в интернетпространстве и определять ее качество;
• сформировать
у
учащихся
способность
успешной
самопрезентации и создания позитивного имиджа в социальных сетях;
• сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и
обработки результатов исследования информации в интернетпространстве при помощи поисковых систем, общедоступных средств

поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных медиа
«Крибрум»;
• развивать познавательные способности ребенка, память,
внимание,
пространственное
мышление,
аккуратность
и
изобретательность.
Отличительные особенности программы
Программа направлена на формирование у учащихся базовых
компетенций в области исследовательской деятельности в целом и
анализа информации в интернет-пространстве в частности. Она
акцентирует внимание на медиаграмотности и анализе информации в
интернет-пространстве в контексте психологической безопасности
личности. Особое внимание уделяется социальным сетям. Также будет
рассмотрена технология «big data», которая позволяет работать со
структурированными и неструктурированными данными огромных
объемов и содержания, а также будут изучены методы их обработки,
которые позволяют анализировать информацию.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к
информационным
технологиям,
стремящихся
к
саморазвитию,
профессиональному самоопределению.
Возраст обучающихся: 12 – 17 лет.
Наполняемость группы: 12-15 человек
Состав группы: разновозрастной.
Условия приема детей: на курсы программы зачисляются все
желающиепри наличии свободных мест.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий:1 раз в неделю по 1 часу
Объем программы: 8 часов
Структура программы:
Данный курс состоит из вводного кейса и 7 основных кейсов.
Вводный кейс.Настройки безопасности персонального компьютера.
Порядок действий ликвидации последствий сбоев системы.
1. Основы анализа информации в интернет-пространстве.
2. Угрозы в интернет-пространстве, методы противодействия.
3. Основы работы в социальных сетях.
4.

Безопасное и рациональное использование личных и

персональныхданных в социальных сетях.
5.
Распознавание опасного и вредоносного контента в
интернет-пространстве.
6. Безопасность мобильных устройств.
7. Угрозы безопасности в сетях WiFi. Онлайн сервисы безопасности.
Обработка и анализ больших данных. Основные
принципыпостроения нейросетей.
Форма реализации программы — смешанная / очная с
использованиемэлектронного обучения.
Под электронным образованием понимается реализация
образовательныхпрограмм с использованием информационно образовательных ресурсов,
8.

нформационно-коммуникационных технологий, технических средств, а
также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие
участников образовательного пространства.
Формы организации деятельности обучающихся

•

При изучении тем программа предусматривает использование
фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы
обучающихся, в том числе:
интерактивные лекции;

•

практическая работа;

•

•
самостоятельная работа учащихся (индивидуально и в малых
группах);
конференции.
Приветствуются встречи с приглашенными спикерами, совместные
конференции,
видеоконференции
или
вебинары
с
экспертами,
индивидуальныеи групповые консультации.
Методы обучения

При реализации программы рекомендуется использовать следующие
методы:
• проблемное изложение;
• информационный рассказ;
• иллюстрация;
• демонстрация наглядного материала;
• изучение источников;

• беседа;
• дискуссия;
• мозговой штурм;
• игровые ситуации;
• частично-поисковый (эвристический) метод;
• метод кейсов;
• исследовательский метод;
• устный опрос;
• публичное выступление.
Типы
занятий: теоретические, практические, комбинированные,
самостоятельные.
Режим занятий: 2 часа по 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы обучающийся должен приобрести
следующие знания, умения и навыки:
знать:
✓
структуры
интернет-пространства,
типы
источников
информации и разновидностей контента;
✓ методологию исследования информации в интернет-пространстве;
✓
признаки рискованного и опасного поведения и различных угроз
в интернет-пространстве (фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные
виды деятельности) и уметь идентифицировать их в социальных сетях;
✓ правила безопасного поведения в интернет-пространстве,
рационального использования персональных данных, защиты от
вредоносныхвоздействий;
уметь:
✓ работать с поисковыми системами, общедоступными средствами поиска
информации в интернет-пространстве и системой «Крибрум»;
✓ анализировать информацию в интернет-пространстве при помощи
количественных и качественных методов, формировать целостное
представление об объекте, ситуации или социальной группе на основе
разных источников с применением системы «Крибрум» и без;
✓ определять индивидуальные особенности людей на основе аккаунтов
в социальных сетях;
✓ ставить цели, планировать свою работу и следовать намеченномуплану,

критически оценивать достигнутые результаты;
✓ свободно ориентироваться в интернет-пространстве, использовать
различные типы источников для решения собственных задач;

✓ грамотно представлять в интернет-пространстве свои личные и
персональные данные, формировать и поддерживать собственный
позитивный имидж в социальных сетях;
обладать навыками:
✓ аналитического, практического и логического мышления;
✓ работы в команде;

✓ проектной деятельности;

✓ представления
результатов
аргументирования своей позиции.

своей

работы

окружающим,

Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов
решения задач, результаты участия в интеллектуальных конкурсах
всероссийского уровня.
Результатом работы над каждым кейсом должна стать презентация (общая
для всей группы или своя в каждой малой группе) или общий документ в
другомформате (интеллект-карта, лента времени, видеоролик и т.д.).
Виды контроля:
− устный опрос;
− самостоятельная работа;
− участие в проектной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Объективный и систематический контроль учебной работы учащихся
является
важнейшим
средством
управления
образовательновоспитательным процессом, так как содействует повышению уровня
преподавания, улучшению организации учебных занятий и усилению
ответственности за качество своего труда. Результаты контроля учебной
работы обучающихся служат основанием для внесения корректировки в
содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения
успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих
способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями,
умениями, навыками.
Виды контроля:
-

предварительный - проводится в первые дни обучения и имеет
своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся (это
тесты, опрос, собеседование)

текущий – должен определять степень усвоения детьми
учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям (это
викторины, тесты, внутригрупповые выставки и соревнования);
итоговый - проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации
учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение (тесты, итоговая
выставка и соревнования). По окончании обучения проводится итоговая
аттестация в формепубличной защиты проектов.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения, 1 час в неделю, объем - 8 часов.
№

1

2
3
4
5

6

Наименование кейса, темы
Вводный кейс. Настройки безопасности
персонального компьютера. Порядок
действий
ликвидации
последствий
сбоевсистемы.
Кейс 1. Основы анализа информации в
интернет-пространстве.
Кейс 2. Угрозы в интернетпространстве, методы противодействия.
Кейс 3. Основы работы в социальных
сетях.
Кейс 4. Безопасное и рациональное
использование личных и
персональных данных в социальных
сетях.
Кейс 5. Распознавание опасногои
вредного контента в
интернет-пространстве.

Количество часов
Теория
0,5

Практика
0,5

Всего
1

05,

0,5

1

-

1

1

-

1

1

0,5

1

1

1

0,5

-

7

Кейс 6. Безопасность мобильных
устройств.

0,5

0,5

1

8

Кейс 7. Угрозы безопасности в сетях
WiFi. Онлайн сервисы безопасности.

0,5

0,5

1

Итого

2,5

5,5

8

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Кейс 1. Основы анализа информации в интернет-пространстве.
В рамках кейса 1 учащиеся научатся анализировать информацию в
интернет-пространстве, исходя из информационной структуры интернета.
Задача кейса основывается на структурировании и оценке информации в
глобальной сети «Интернет». Проблемная ситуация подводит учащихся к
необходимости изучения правил эффективного поиска и анализа информации
в интернете. Учащимся будет предложено познакомиться с понятием
информация, большие данные и принципами эффективного поиска
информации в интернете с помощью или без системы «Крибрум».
Информационная структура интернета, поисковые системы.

Информационная структура интернета, поисковые

Теория.
системы.

Постановка задачи исследования.
Практика.
системы.

Информационная

структура

интернета,

поисковые

Знакомство с поисковыми системами на практике.
Принципы эффективного поиска информации в интернете.
Принципы оценки качества источников информации.
Теория.

Принципы эффективного поиска информации в
интернете.

Принципы оценки качества источников информации.
Практика. Использование эффективного поиска информации в
интернете. Принципы оценки качества источников информации с помощью
системы
«Крибрум»
Кейс 2. Угрозы в интернет-пространстве, методы противодействия.
В рамках кейса 2 учащиеся научатся определять кибератаки и сбои в
системе. Задача кейса основывается на анализе информации о способах
защиты от вредоносного программного обеспечения. Проблемная ситуация
подводит учащихся к необходимости рассматривать и принимать во
внимание меры защиты программного обеспечения, изучению способов
профилактики и лечения вирусов.
Вирусные атаки ПК. Классы вирусов, способы защиты.

Теория. Вирусные атаки ПК. Классы вирусов, способы защиты.
Практика. Изучение сообщений о вирусных атаках с помощью
системы
«Крибрум».
Антивирусные программы. Методология выбора оптимальной
антивирусной программы для личного ПК.
Теория. Антивирусные программы. Методология выбора оптимальной
антивирусной программы для личного ПК.
Практика. Методология выбора оптимальной антивирусной
программыдля личного ПК. Установка и настройка антивируса.
Кейс 3. Основы работы в социальных сетях.
В рамках кейса 3 учащиеся познакомятся с понятиями социальные сети
и социальные медиа, научатся определять особенности социальных групп,
исходя из их самопрезентации и поведения в социальных сетях. Задача кейса
основывается на анализе соц. сети и фанатских сообществ. Проблемная
ситуация подводит учащихся к необходимости изучения соц.сети, жизни
сообщества и ситуаций, в которые оно вовлечено, для его оценки. Учащимися
будет проанализирована актуальная информация о фанатских сообществах в
различных источниках и их группы в социальных сетях при помощи системы
«Крибрум» и без.
Социальные сети и социальные медиа.
Теория. Понятие социальные сети и социальные медиа.
Практика. Изучение сообщений о социальных сетях и социальных
медиа с помощью системы «Крибрум».
Поведение молодежи в сети, проблема лайков.
Теория. Поведение молодежи в сети, проблема лайков.
Практика. Поведение молодежи в сети, проблема лайков. Изучение
сообщений о поведении молодежи в социальных сетях с помощью
системы
«Крибрум».
Понятие социальная группа, сообщество, субкультура. Правила
функционирования сетевых сообществ. Правила сетевого общения.
Теория. Понятие социальная группа, сообщество, субкультура. Правила
функционирования сетевых сообществ. Правила сетевого общения.
Практика. Анализ с помощью системы «Крибрум» активности участников
группы сообщества, связей, поведенческих особенностей, предпочтений и

интересов сообщества (в том числе с использованием контент-анализа);
подготовка к представлению результатов проделанной работы.
Кейс 4. Безопасное и рациональное использование личных
иперсональных данных в социальных сетях.
В рамках кейса 4 учащиеся научатся определять по аккаунтам в
социальных
сетях
социально-демографические
характеристики
и
индивидуальные особенности человека, распознавать признаки рискованного
и опасного поведения, рационально и безопасно использовать в социальных
сетях личные и персональные данные. Задача кейса основывается на анализе
собственного профиля в социальных сетях. Проблемная ситуация подводит
учащихся к необходимости проверки личных и персональных данных,
указанных в их аккаунтах, и при необходимости редактирования этих
данных. Учащимся будет предложено изучить собственный аккаунт, в том
числе при помощи системы «Крибрум», и сделать заключение о том, что
стоит скорректировать. Также учащимся будут продемонстрированы
примеры и последствия необдуманного размещения личных данных в
социальных сетях. В заключение учащимся предлагается разработать
рекомендации по безопасному и рациональному использованию личных и
персональных данных в социальныхсетях.
Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных.
Теория. Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных.
Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Понятие персональных
данных. Законодательство о защите персональных данных.
Практика. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций
по рациональному и безопасному использованию личных и персональных
данныхв социальных сетях. Разработка рекомендаций по созданию безопасных
паролей и их хранению.
Создание безопасных паролей.
Теория. Принципы и методы создания безопасных паролей.
Практика. Работа с сервисами для создания паролей, менеджеры
храненияпаролей.
Кейс 5. Распознавание опасного и вредного контента в интернетпространстве.
В рамках кейса 5 учащиеся научатся распознавать опасный контент
(фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные виды деятельности),
определять его источники и каналы распространения, а также узнают, как
противодействовать угрозам интернет-пространства, и усвоят правила
безопасного поведения в социальных сетях. Задача кейса основывается на

анализе подозрительных объявлений в социальных сетях. Проблемная
ситуация подводит учащихся к необходимости критически оценивать
информацию, призывающую к каким-либо действиям. Учащимся будет
предложено проанализировать распространение в социальных сетях
объявлений о сборе средств, конкурсах, акциях, продаже товаров, дарении,
услугах экстрасенсов при помощи системы «Крибрум», а также проверить
достоверность данных объявлений. В заключение учащимся будет
предложено
алгоритмизировать
действия
при
столкновении
с
подозрительным контентом в интернете и представить их на интеллекткарте.
Проблема контентных рисков и меры противодействия им.
им.

Теория. Проблема контентных рисков и меры противодействия
Механизмы защиты социальных сетей от негативного контента.

Практика. Постановка задачи исследования по подготовке
интеллектуальной карты реагирования при столкновении с подозрительным
контентом в сети.
Правила противодействия фишингу. Исследование фишинговых и
коротких ссылок с помощью системы «Крибрум».
Теория. Проблема фишинга в сети. Правила противодействия фишингу.
Практика. Исследование фишинговых и коротких ссылок с помощью
системы «Крибрум».
Кейс 6. Безопасность мобильных устройств.
В рамках кейса 6 учащиеся научатся распознавать источники
заражения мобильных устройств (веб-ресурсы, магазины приложений,
ботнеты). Рассмотрят угрозы для IOS-устройств и Android-устройств, изучат
вирусы мобильных устройств (мобильные банкеры и др.) и методы борьбы с
ними. Задача кейса основывается на анализе собственного мобильного
устройства. Проблемная ситуация подводит учащихся к необходимости
принятия мер для защиты своих данных. В заключение учащимся будет
предложено алгоритмизировать действия по защите своего мобильного
устройства и представить их на интеллект-карте.
Безопасность мобильных устройств в информационныхсистемах.
Теория. Операционные системы для мобильных устройств. Факторы
риска для владельцев мобильных устройств.
Практика. Сравнительный анализ популярных ОС.
Источники заражения мобильных устройств.

Теория.
Источники заражения мобильных устройств (вебресурсы,магазины приложений, ботнеты).
Практика. Популярные типы вредоносного мобильного ПО.
Угрозы для IOS-устройств. Угрозы для Android-устройств.
Теория. Сравнительный анализ мобильных операционных систем
IOS иAndroid.
Практика. Распространенные виды угроз для IOS-устройств и
Android-устройств.
Кейс 7. Угрозы безопасности в сетях WiFi. Онлайн сервисы
безопасности.
В рамках кейса 7 учащиеся изучат общие понятия о работе с сетями
WiFi, научатся распознавать угрозы безопасности WiFi-сетей, рационально и
безопасно использовать сервисы для проверки безопасности пользователя
(проверка компьютера и файлов на вирусы онлайн, онлайн деактивация
SMS вирусов, проверка сайта на вирусы, проверка файлов по e-mail,
определение адреса страницы, проверка стоимости СМС и др.). Задача кейса
основывается на анализе сети WiFi в ЦЦО IT-Куб. Проблемная ситуация
подводит учащихся к необходимости использования сервисов для
безопасности пользователя в интернете и настройке безопасности в сетях
WiFi. Учащимся будет предложено изучить сеть WiFi в ЦЦО IT-Куб, сделать
анализ и составить мнение о том, естьли угрозы данной сети.
Общие понятия об устройстве WiFi-сетей.
Теория. Передача информации по беспроводному интерфейсу IEEE
802.11.
Практика. Точки доступа АР (Access Point).
Угрозы безопасности WiFi-сетей.
Теория. Прямые и косвенные угрозы. Опасности при работе с
открытымиWiFi-сетями.
Практика. Разработка рекомендаций по безопасной работе в
открытыхWiFi-сетях.

4.
Формы аттестации и оценочные материалы
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды
контроля – входной, текущий, контроль по итогам изучения отдельного
раздела, промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая
аттестация по окончанию учебного года и целой программы.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для
определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы
аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое
наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который
позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их
готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) –
педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических творческих
работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого
полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование,
защита проектных работ.
По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль.
Цель его проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную
деятельность, получение сведений для совершенствования образовательной
программы и методов обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончанию курса.
Формы аттестации (контроля) – защита проектов, тестирование.
Оценочные материалы:

№

1.
2.
3.

Информационная карта освоения учащимися раздела
Название раздела, кол-во часов
Ф.И.О. обучающегося
Параметры
Оценка результативности
результативности освоения освоения раздела
раздела
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
Теоретические знания
Практические умения и
навыки
Самостоятельность в
познавательной
деятельности

4.

Потребность в
самообразовании и
саморазвитии
5.
Применение знаний и
умений.
Общая сумма баллов:
После оценки каждого параметра результативности освоения раздела,
все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется
общий уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой:
1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел
освоен на среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне.
Информационная карта освоения раздела заполняется на основе
результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися
заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде
позволяет определить динамику личностного развития каждого
обучающегося.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения учащихся.
Уровни освоения программы

Высокий уровень:
Обучающиеся владеют учебным материалом в полном объеме,
самостоятельно выполняют практическую работу, без затруднений,
самостоятельно работают со специальными инструкциями.
Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и
презентации собственных проектов. Обучающиеся осознают цель работы в
команде, как единую требующую объединение усилий всех членов команды.
Работают совместно, нацелены на общий результат. Берут ответственность за
выполнение определенной работы в команде, способны разрешать
конфликтные ситуации.
Средний уровень:
Обучающиеся владеют учебным материалом не в полном объеме,
выполняют практическую работу под наблюдением педагога.
Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся
осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение
усилий всех членов команды. Работают совместно, но испытывают

затруднения при распределении обязанностей, нуждаются в координации
деятельности со стороны педагога.
Уровень ниже среднего:
Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют
практическую работу непосредственно под руководством педагога.
Не умеют самостоятельно работать, описывать ход работы. Не
принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках
образовательного учреждения. У обучающихся завышенная или очень
заниженная
самооценка
своей
деятельности,
низкий
уровень
взаимозависимости. Члены группы отвечают каждый сам за себя. Несут
только персональную ответственность. Нуждаются в контроле педагога.
Все результаты по итогам контроля фиксируются в таблицах.
(Приложение 2).

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«КИБЕРГИГИЕНА И РАБОТА С БОЛЬШИМИ ДАННЫМИ»

Тема кейса
Кейс 1. Основы
анализа
информации в
интернетпространстве.

Форма
занятий

Приёмы и методы
организации
образовательного
процесса

Комбин Метод проектов.
ированн Объяснительноая
иллюстративный.
Метод
мозгового
штурма. Проблемнопоисковый.

Дидактический материал.
Электронные источники
1. Бодалев А.А., Столин В.В.
Общая психодиагностика. СПб.:
Речь, 2000.
2. Брайант Д., Томпсон С.
Основы воздействия СМИ. М:
Издательский дом «Вильяме», 2004.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В.,
Губанов А.В. Методология и методы
психологического
исследования:
Учебное
пособие.
М.:
Академический проект; Фонд
«Мир», 2010.
4. Горошко Е.И. Современная
Интернет-коммуникация: структура
и основные параметры // Интернеткоммуникация как новая речевая
формация:
коллективная
монография / науч. ред. Т. Н.
Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.:
Флинта: Наука, 2012.
5. Елисеев О.П. Практикум по
психологии личности. СПб.: Питер,

Техническое оснащение и
расходный материал

Форма
подведения
итогов

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания

2001.
6. Кравченко А.И. Методология
и
методы
социологических
исследований. Учебник. М.: Юрайт,
2015.
7. Словарь
молодежного
и
интернет-сленга / Авт.-сост. Н.В.
Белов. Минск: Харвест, 2007.
8. Слугина
Н.
Активные
пользователи социальных сетей
Интернета. СПб.: Питер, 2013.
9. Солдатова Г., Зотова Е.,
Лебешева
М.,
Вляпников
В.
Интернет:
возможности,
компетенции,
безопасность.
Методическое
пособие
для
работников
системы
общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.:
Google, 2013.
Кейс 2. Угрозы в Комбин Метод проектов.
интернетированн Объяснительнопространстве,
ая
иллюстративный.
методы
Метод
мозгового
противодействия.
штурма. Проблемнопоисковый.

интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
● Магнитно-маркерная
доска.

1. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., ● Ноутбуки с мышкой, Презентация
Соколова А.А. Риски интернет наушниками и доступом к проделанной
пространства
для
здоровья сети Интернет.
работы
● Программное
подростков и пути их минимизации
обеспечение:
//
Наука
для
образования:
− система «Крибрум» с
Коллективная монография. М.: АНО
массивами данных для
«ЦНПРО», 2015.
2. Слугина
Н.
Активные кейсов.
пользователи социальных сетей
− Пакет
«Microsoft

Интернета. СПб.: Питер, 2013.
3. Солдатова Г., Зотова Е.,
Лебешева М., Вляпников В.
Интернет:
возможности,
компетенции,
безопасность.
Методическое
пособие
для
работников
системы
общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.:
Google, 2013.
4. Солдатова Г., Рассказова М.,
Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф
П. Дети России онлайн. Результаты
международного проекта EU Kids
Online II в России. М.: Фонд
Развития Интернет, 2013.
5. Солдатова Г.У., Рассказова
Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая
компетентность
подростков
и
родителей.
Результаты
всероссийского исследования. М.:
Фонд Развития Интернет, 2013.
6. Солдатова Г.У., Шляпников
В.Н., Журина М.А. Эволюция
онлайн рисков: итоги пятилетней
работы линии помощи «Дети
онлайн»
//
Консультативная
психология и психотерапия. 2015.
№ 3. С. 50-66.

Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
● Магнитно-маркерная
доска.

Кейс 3. Основы
Комбин Объяснительноработы в
ированн иллюстративный.
социальных сетях. ая
Метод
мозгового
штурма. Проблемнопоисковый.

1. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н.,
Соколова А.А. Риски интернет
пространства
для
здоровья
подростков и пути их минимизации
//
Наука
для
образования:
Коллективная монография. М.:
АНО «ЦНПРО», 2015.
2. Брайант Д., Томпсон С.
Основы воздействия СМИ. М:
Издательский дом
«Вильяме»,
2004.
3. . Волков Б.С., Волкова Н.В.,
Губанов А.В. Методология и
методы
психологического
исследования: Учебное пособие.
М.: Академический проект; Фонд
«Мир», 2010.
4. Горошко Е.И. Современная
Интернет-коммуникация:
структура и основные параметры //
Интернет-коммуникация как новая
речевая формация: коллективная
монография / науч. ред. Т. Н.
Колокольцева, О.В. Лутовинова.
М.: Флинта: Наука, 2012.
5. Солдатова Г., Зотова Е.,
Лебешева М., Вляпников В.
Интернет:
возможности,
компетенции,
безопасность.

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).

Методическое
пособие
для ● Презентационное
работников
системы
общего оборудование.
образования. Ч. 1. Лекции. М.: ● Магнитно-маркерная
доска.
Google, 2013.
6. Ших К. Эра Facebook. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2011.
7. Щербаков А.Ю. Интернетаналитика. Поиск и оценка
информации
в
web-ресурсах.
Практическое
пособие.
М.:
Книжный мир, 2012.
Комбин ОбъяснительноКейс 4.
ированн иллюстративный.
Безопасное и
ая
рациональное
Метод
мозгового
использование
штурма. Проблемноличных и
поисковый.
персональных
данных в
социальных сетях.

1. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н.,
Соколова А.А. Риски интернет
пространства
для
здоровья
подростков и пути их минимизации
//
Наука
для
образования:
Коллективная монография. М.:
АНО «ЦНПРО», 2015.
2. Брайант Д., Томпсон С.
Основы воздействия СМИ. М:
Издательский дом
«Вильяме»,
2004.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В.,
Губанов А.В. Методология и
методы
психологического
исследования: Учебное пособие.
М.: Академический проект; Фонд
«Мир», 2010.

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение

преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
Магнитно-маркерная
доска.
Кейс 5.
Распознавание
опасного
и вредного
контента в
интернетпространстве.

Комбин Объяснительноированн иллюстративный.
ая
Метод
мозгового
штурма. Проблемнопоисковый.

1. Горошко Е.И. Современная
Интернет-коммуникация:
структура и основные параметры //
Интернет-коммуникация как новая
речевая формация: коллективная
монография / науч. ред. Т. Н.
Колокольцева, О.В. Лутовинова.
М.: Флинта: Наука, 2012.
2. Солдатова Г., Зотова Е.,
Лебешева М., Вляпников В.
Интернет:
возможности,
компетенции,
безопасность.
Методическое
пособие
для

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».

Кейс 6.
Безопасность
мобильных
устройств.

Комбин Объяснительноированн иллюстративный.
ая
Метод
мозгового
штурма. Проблемнопоисковый.

работников
системы
общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.:
Google, 2013.
3. Ших К. Эра Facebook. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2011.
4. Щербаков А.Ю. Интернетаналитика. Поиск и оценка
информации
в
web-ресурсах.
Практическое
пособие.
М.:
Книжный мир, 2012.

− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
● Магнитно-маркерная
доска.

1. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н.,
Соколова А.А. Риски интернет
пространства
для
здоровья
подростков и пути их минимизации
//
Наука
для
образования:
Коллективная монография. М.:
АНО «ЦНПРО», 2015.
2. Брайант Д., Томпсон С.
Основы воздействия СМИ. М:

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft

Издательский дом «Вильяме»,
2004.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В.,
Губанов А.В. Методология и
методы
психологического
исследования: Учебное пособие.
М.: Академический проект; Фонд
«Мир», 2010.
4. Горошко Е.И. Современная
Интернет-коммуникация:
структура и основные параметры //
Интернет-коммуникация как новая
речевая формация: коллективная
монография / науч. ред. Т. Н.
Колокольцева, О.В. Лутовинова.
М.: Флинта: Наука, 2012.
5. Солдатова Г., Зотова Е.,
Лебешева М., Вляпников В.
Интернет:
возможности,
компетенции,
безопасность.
Методическое
пособие
для
работников
системы
общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.:
Google, 2013.
6. Ших К. Эра Facebook. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2011.
7. Щербаков А.Ю. Интернетаналитика. Поиск и оценка
информации в web-ресурсах.

Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
Магнитно-маркерная
доска.

Практическое
пособие.
Книжный мир, 2012.
Кейс 7. Угрозы Комбин Объяснительнобезопасности
в ированн иллюстративный.
сетях
WiFi. ая
Метод
мозгового
Онлайн сервисы
штурма. Проблемнобезопасности.
поисковый.

М.:

1. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н.,
Соколова А.А. Риски интернет
пространства
для
здоровья
подростков и пути их минимизации
//
Наука
для
образования:
Коллективная монография. М.:
АНО «ЦНПРО», 2015.
2. Брайант Д., Томпсон С.
Основы воздействия СМИ. М:
Издательский дом
«Вильяме»,
2004.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В.,
Губанов А.В. Методология и
методы
психологического
исследования: Учебное пособие.
М.: Академический проект; Фонд
«Мир», 2010.
4. Горошко Е.И. Современная
Интернет-коммуникация:
структура и основные параметры //
Интернет-коммуникация как новая
речевая формация: коллективная
монография / науч. ред. Т. Н.
Колокольцева, О.В. Лутовинова.
М.: Флинта: Наука, 2012.
5. Солдатова Г., Зотова Е.,

● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
сети Интернет.
работы
● Программное
обеспечение:
− система «Крибрум» с
массивами данных для
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения
лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,

Лебешева М., Вляпников В. https://www.mindmeister.co
Интернет:
возможности, m/ru и т.п.).
компетенции,
безопасность. ● Презентационное
Методическое
пособие
для оборудование.
работников
системы
общего Магнитно-маркерная
образования. Ч. 1. Лекции. М.: доска.
Google, 2013.
6. Ших К. Эра Facebook. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2011.
7. Щербаков А.Ю. Интернетаналитика. Поиск и оценка
информации
в
web-ресурсах.
Практическое
пособие.
М.:
Книжный мир, 2012.
Кейс 8. Обработка Комбин Объяснительно1. Революция в аналитике. Как в
● Ноутбуки с мышкой, Презентация
наушниками и доступом к проделанной
и анализ больших ированн иллюстративный.
эпоху Big Data улучшить ваш
сети Интернет.
данных. Основные ая
Метод
мозгового бизнес с помощью операционной
работы
● Программное
принципы
штурма. Проблемно- аналитики | Фрэнкс Билл, 2020.
обеспечение:
построения
поисковый.
2. Большие данные. Автор:
− система «Крибрум» с
нейросетей.
Виктор Майермассивами данных для
Шенбергер, Кеннет Кукьер, 2015.
кейсов.
− Пакет
«Microsoft
Office».
− Браузер
«Google
Chrome», «Mozilla Firefox»
или «Яндекс Браузер».
− Сервис для построения

лент
времени
с
возможностью совместной
работы на усмотрение
преподавателя
(http://www.timetoast.com и
т.п.).
− Сервис для создания
интеллект-карт
с
возможностью совместной
работы
(https://realtimeboard.com/ru
/,
https://www.mindmeister.co
m/ru и т.п.).
● Презентационное
оборудование.
Магнитно-маркерная
доска.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература,
программы:

использованная

при

разработке

и

реализации

1. Говор С.А., Теделури М.М., Шулаева О.В. Рабочая программа по
направлению «Кибергигиена». – Москва, 2019 г.
2. Методическое пособие по направлению «Dataквантум». – Москва,
2018 г.
Литература, рекомендованная обучающимся:
1. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.:
Питер, 2011.
2. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах.
М.: Вильямс, 2007.
3. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования:
Учеб. пособие. К.: МАУП, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс
Традиция, 2000.
5. Бережнова

Е.В.,

Краевский

В.В.

Основы

исследовательской

деятельности студентов: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.:
Издат. центр «Академия», 2007.
6. Бехтерев С.В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью
интеллект-карт. М.: Альпина Паблишер, 2012.
7. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет
пространства для здоровья подростков и пути их минимизации // Наука для
образования: Коллективная монография. М.: АНО «ЦНПРО», 2015.
8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
9. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М: Издательский
дом «Вильяме», 2004.
10.

Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы

психологического исследования: Учебное пособие. М.: Академический проект;
Фонд «Мир», 2010.

11.

Гаврилов К.В. Как сделать сюжет новостей и стать медиатворцом.

М: Амфора. 2007.
12.

Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология,

методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун та,
2013.
13.

Гончаров М.В., Земсков А.И., Колосов К.А., Шрайберг Я.Л.

Открытый доступ: зарубежный и отечественный опыт состояние и перспективы
// Научные и технические библиотеки. 2012. № 8. С. 5-26.
14.

Горошко Е.И. Современная Интернет-коммуникация: структура и

основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация:
коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.:
Флинта: Наука, 2012.
15.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер,

16.

Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей:

2001.
российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
17.
единой

Жукова Т.И., Сазонов Б.В., Тищенко В.И. Подходы к созданию
сетевой

инфраструктуры

научного

сообщества

//

Методы

инновационного развития. М.: Едиториал УРСС, 2007.
18.

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки. М.:

Либерея, 2003.
19.

Кабани Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в

социальных сетях и новых медиа! М.: Питер, 2012.
20.

Кравченко

А.И.

Методология

и

методы

социологических

исследований. Учебник. М.: Юрайт, 2015.
21.

Крупник А.Б. Поиск в Интернете: самоучитель. СПБ.: Питер, 2004.

22.

Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект-

Пресс. 2010.
23.

Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов:

Изд-во ТГТУ, 2006.

24.

Муромцев Д.И., Леманн Й., Семерханов И.А., Навроцкий М.А.,

Ермилов И.С. Исследование актуальных способов публикации открытых
научных данных в сети // Научно-технический вестник информационных
технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 6. С. 1081-1087.
25.

Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер,

26.

Прокудин Д.Е. Через открытую программную издательскую

2008.
платформу к интеграции в мировое научное сообщество: решение проблемы
оперативной публикации результатов научных исследований // Научная
периодика: проблемы и решения. 2013. № 6. С. 13-18.
27.

Прохоров А. Интернет: как это работает. СПб.: БХВ - Санкт-

Петербург, 2004.
28.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство

«Питер», 2000.
29.

Словарь молодежного и интернет-сленга / Авт.-сост. Н.В. Белов.

Минск: Харвест, 2007.
30.

Слугина Н. Активные пользователи социальных сетей Интернета.

СПб.: Питер, 2013.
31.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Вляпников В. Интернет:

возможности,

компетенции,

безопасность.

Методическое

пособие

для

работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. М.: Google, 2013.
32.

Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П.

Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в
России. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
33.

Солдатова

компетентность

Г.У.,

подростков

Рассказова
и

Е.И.,

родителей.

Зотова

Результаты

Е.Ю.

Цифровая

всероссийского

исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
34.

Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн

рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» //
Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50-66.

35.

Сорокина Е., Федотченко В., Чабаненко К. В социальных сетях.

Twitter: 140 символов самовыражения. М.: Питер, 2011.
36.

Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М: МОО ВПП

ЮНЕСКО «Информа-ция для всех», 2009.
37.

Чернец В., Базлова Т. Иванова Э., Крыгина Н. Влияние через

социальные сети. М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010.
38. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации:
учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль
«Коммуникология»). М.: Дашков и К°, 2010.
39.

Ших К. Эра Facebook. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

40.

Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации

в web-ресурсах. Практическое пособие. М.: Книжный мир, 2012.

Приложение 1
Анкета Лускановой Н.Г.
«Изучение уровня учебной мотивации учащихся»
Анкета № 1
«Изучение мотивации учащихся при выборе направления
деятельности»
Ф.И. (возраст)
____________________________________________________________
Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+»)
1. совет друга, его рассказы об объединении;
2. по объявлениям в средствах массовой информации;
3. по рекламным листовкам на информационных стендах;
4. по рекламе педагога;
5. посоветовали родители;
6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в
объединении и дома;
7. случайность;
8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении;
9. желание чем-нибудь заняться в свободное время;
10. желание найти друга;
11.другие причины (пожалуйста, укажи их)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся
объединения»
1.Тебе нравится в объединении ЦДЮТТ «ЮТЕКС»? (подчеркни
нужное)
- нравится; не очень; не нравится.
2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе
хочется остаться дома?
- иду с радостью;
- бывает по-разному;
- чаще хочется оставаться дома.
3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно
приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на
занятия или остался дома?
- пошел на занятия;
- не знаю;
- остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а
обучающих занятий не было бы?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
7.У тебя в объединении много друзей?
- много;
- мало;
- нет друзей.
8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
- не хотел бы;
- точно не знаю;
- хотел бы.
Дата заполнения ____________________________
В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня
учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих
отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены
по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов
ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном
отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций,
оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ,
позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к
посещению коллектива, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из
пяти уровней мотивации посещения объединения:
1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность
– 25-30 баллов.
2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла.
3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив
привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов.
4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов.

5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10
баллов.
Методика определения эмоциональной самооценки личности
по А.В. Захарову
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди.
Укажи, где находишься ты.

Ключ:
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом
случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа»,
осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

1-3 балла – низкий уровень
4-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – высокий уровень

Приложение 2. Мониторинг качества образования
Педагог__________________________________________
Объединение_____________________________________
Год обучения, № группы____________________________
Оцениваемые
параметры

Ф.И.
обучающегося

Обучение
Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Развитие личности
Самооценка

Мотивация

Воспитание
Культура
поведения

Взаимодействие
в коллективе

Карта проверки теоретических знаний.
Ф.И. учащегося

Условные обозначения:
1-3 балла – не знает
4 – 7 баллов – знает, но не точно
8 – 10 баллов – знает хорошо

Темы занятий, даты проверки

Практические навыки и умения.
Ф.И.
учащегося

Условные обозначения:
1- 3 балла – не владеет навыками
4 – 7 баллов – владеет хорошо
8 – 10 баллов – отлично владеет

Перечень умений и навыков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».