Управление образования администрации Чайковского городского округа Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Принята на заседании педагогического совета от « 31 » августа 2023 г. протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО _______________ Андреева И.Р. Приказ № 262 от 31.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Оператор БПЛА» Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Невгод Иван Николаевич, педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО г. Чайковский, 2023 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Учреждение: МАУДО ЦДО 2. Название объединения: «Беспилотные летательные аппараты» 3. Место дислокации: г.Чайковский, ул. Приморский Бульвар 25А, МАУДО ЦДО, каб. 4. Ф.И.О. педагога: Невгод Иван Николаевич 5. Статус программы: модифицированная 6. Направленность: научно-техническая 7. Образовательная область: технология 8. По уровню содержания: базовый 9. По форме реализации: групповая 10. По цели обучения: познавательная 11. По уровню освоения: средняя 12. Продолжительность освоения: 1год (144 часа) 13. Количественный состав: 10-12 человек 14. Возрастной диапазон: 12-17лет 15. Перечень разделов: • Пояснительная записка – стр. 3 • Учебно-тематический план изучаемого курса – стр. 10 • Содержание программы - стр.15 • Календарный учебный график– стр. 20 • Воспитательный модуль - стр.22 • Календарный план воспитательной работы - стр.24 • Формы аттестации и оценочные материалы - стр.29, 32 • Методические материалы - стр.35 • Список использованной литературы для педагога – стр. 40 • Список литературы для учащихся – стр. 41 • Приложения. 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время рынок БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – стал очень перспективной, быстроразвивающейся отраслью и продолжает активно развиваться. Очень скоро БПЛА станут неотъемлемой частью повседневной жизни: мы будем использовать БПЛА не только в СМИ и развлекательной сферах, но и в инфраструктуре, страховании, сельском хозяйстве и обеспечении безопасности, появятся новые профессии, связанные с ростом рынка. Нормативно-правовая база Данная программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; - Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); - Устав МАУДО Центра дополнительного образования. Направленность программы. Настоящая общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей имеет техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС). Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических способностей школьников. Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы. Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС. 4 Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skills у детей (игропрактика, командная работа) в сочетании с развитием у них hardкомпетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков. 2. Цели и задачи программы. Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills 1 по следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем). Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка. Задачи: Образовательные задачи: • сформировать у обучающихся устойчивые знания в области моделирования и конструирования БАС; • развить у обучающихся технологические навыки конструирования; • сформировать у обучающихся навыки современного организационноэкономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях рыночных отношений. Развивающие задачи: • поддержать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности; • развить способность к самореализации и целеустремлённости; 1 «soft-skills» – теоретические знания и когнитивных приемы, «hard-skills» – умения «работать руками». 5 • сформировать интеллектуальное, техническое мышление и творческий подход к работе; • развить навыки научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности; • расширить ассоциативные возможности мышления. Воспитательные задачи: • сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение к людям; • воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации замысла, предвидение результата и его достижение; • сформировать способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности. Отличительные особенности программы К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты: • кейсовая система обучения; • проектная деятельность; • направленность на soft-skills; • игропрактика; • среда для развития разных ролей в команде; • сообщество практиков (возможность общаться с детьми из других квантумов, которые преуспели в практике своего направления); • направленность на развитие системного мышления; • рефлексия. Возраст детей Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся среднего школьного возраста (12 – 17 лет). Особенностью детей этого возраста является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Для возраста 12 – 17 лет характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими 6 сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Количество часов: 144 академических часа Формы обучения Обучение проводится по очной форме Формы организации деятельности Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая и фронтальная. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть. При проведении занятий используются следующие формы работы: • Лекция-диалог с использованием метода «перевернутый класс» – когда обучающимся предлагается к следующему занятию ознакомится с материалами (в т.ч. найденными самостоятельно) на определенную тему для обсуждения в формате диалога на предстоящем занятии; • Workshop и Tutorial (практическое занятие – hard skills), что по сути является разновидностями мастер-классов, где обучающимся предлагается выполнить определенную работу, результатом которой является некоторый продукт (физический или виртуальный результат). Близкий аналог – фронтальная форма работы, когда обучающиеся синхронно работают под контролем педагога; • конференции внутриквантумные и межквантумные, на которых обучающиеся делятся опытом друг с другом и рассказывают о собственных достижениях; • самостоятельная работа, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. • метод кейсов (case-study), "мозговой штурм" (Brainstorming), метод задач (Problem-Based Learning) и метод проектов (Project-Based Learning). Пример: кейс – это конкретная задача («случай» – case, англ.), которую требуется решить, для этого в режиме «мозгового штурма» предлагаются варианты решения, после этого варианты обсуждаются и выбирается один или несколько путей решения, после чего для решения кейса формируются более мелкие задачи, которые объединяются в проект и реализуются с применением метода командообразования. Режим занятий 1 год обучения - 144 ч. Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для 1года обучения (4ч в неделю, продолжительность 7 учебного часа – 45 минут). Данная образовательная программа состоит из вводного модуля и рассчитана на 1 год обучения. Критерии и способы определения результативности Виды контроля: • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме; • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы. Формы проверки результатов: • наблюдение за детьми в процессе работы; • соревнования; • индивидуальные и коллективные технические проекты. Ожидаемые результаты Предметные: • приобретение обучающимися знаний в области моделирования и конструирования БАС; • занятия по настоящей программе помогут обучающимся сформировать технологические навыки; • сформированность навыков современного организационноэкономического мышления, обеспечивающая социальную адаптацию в условиях рыночных отношений. Метапредметные: • сформированность у обучающихся самостоятельности в учебнопознавательной деятельности; • развитие способности к самореализации и целеустремлённости; • сформированность у обучающихся технического мышления и творческого подхода к работе; • развитость навыков научно-исследовательской, инженерноконструкторской и проектной деятельности у обучающихся; • развитые ассоциативные возможности мышления у обучающихся. Личностные: • сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание, уважение к людям; • развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий политехнический кругозор; • сформированность умения планировать работу по реализации замысла, 8 способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; • сформированность способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности. Формы подведения итогов реализации программы • выполнение практических полётов (визуальных и с FPV); • практические работы по сборке, программированию и ремонту квадрокоптеров; • творческие задания (подготовка проектов и их презентация). Объем программы и виды учебной работы Форма проведения занятий «лекции» подразумевает такую форму занятий, в процессе которых происходит развитие т.наз. soft-skills (теоретических знаний и когнитивных приемов) обучающихся, а именно: • технология изобретательской разминки и логика ТРИЗ; • противоречие как основа изобретения; • идеальный конечный результат; • алгоритм проектирования технической системы; • командообразование; • работа в команде; • личная ответственность и тайм-менеджмент; • проектная деятельность; • продуктовое мышление; • универсальная пирамида прогресса; • планирование и постановка собственного эксперимента; Форма проведения занятий «практические занятия» подразумевает такую форму занятий, в процессе которых происходит развитие т.наз. hardskills (навыков и умений) обучающихся, а именно: • работа с простым инструментом (отвертка, пассатижи); • работа с оборудованием hi-tech-цеха (пайка, лазерная резка); • работа с программным обеспечением (настройка полётного контроллера квадрокоптера, проектирование рамы квадрокоптера); • управление квадрокоптером. Материально-техническое обеспечение см. в приложении 1. Правила выбора проекта и примерные темы проектов см. в приложении 2. Примеры кейсов см. в приложении 3. 9 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год Разделы Наименование темы Практика 1 2 3 4 5 Блок 1. Теория мультироторных систем. Основы управления. Полёты на симуляторе. 30 3 27 2 1 1 Лекция, беседа 6 0 6 Полёты на симуляторе 12 1 11 Практическая работа Пайка 1. Вводная лекция о содержании курса: виды бпла, применение, принципы управления и строение мультикоптеров. Основы техники безопасности полётов. 2. Первые полёты на симуляторе. Ознакомление с механизмом управления радиоуправляемой модели; отработка взлёта, полёта и посадки радиоуправляемой модели. 3. Технология пайки. Техника безопасности. Обучение пайке. Подготовка к пайке: зачистка проводов и пайка радиоэлементов на плату. Сборка простейших радиосхем. 10 6 Hi-tech цех Форма контроля Теория Объем часов В том числе Всего часов 7 4. Основы электричества. Литий - полимерные аккумуляторы. Практическое занятия с литийполимерными аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка/хранение) 1. Полёты на авиа-симуляторе Отработка взлёта, полёта и посадки различных радиоуправляемых моделей (самолеты, вертолеты, квадрокоптеры...) Блок 2. 2 0 2 Практическая работа с зарядными устройствами. 6 0 6 Полёты на симуляторе 2. Повтор темы и проведение тестирования по первому разделу 2 1 1 Тестирование Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. 40 6 34 Практическая работа 1. Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на примере игрушки заводской сборки. Инструктаж по технике безопасности полётов. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. 10 1 9 Предполётная подготовка квадрокоптера, учебные полёты 2. Классификация электродвигателей Коллекторные, бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. 2 1 1 Лекция, Практическая работа 3. Аэродинамика воздушного винта (размер, направление вращения, количество лопастей) 2 1 1 Лекция, Практическая работа 4 1 3 Сборка и настройка квадрокоптера. шаг, 4. Сборка рамы квадрокоптера. Типы и разновидности рам, применяемый материал для их изготовления. Установка двигателей и регуляторов оборотов на раму квадрокоптера. 11 5. Пайка ESC, BEC и силовой части. 6. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка радиоаппаратуры управления, привязка радиоприемника, режимы полёта 7. Полёты на симуляторе (январь) 8. Учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево- вправо». Выполнение полётов: «точная посадка» Разбор аварийных ситуаций. 8. Сложный пилотаж: Совершенствование управления коптером. Полёт на предельно малой высоте. Полёт на скорость и точность выполнения манёвра. Блок 3. Настройка, установка FPV – оборудования. 1. Что такое FPV-? Применение. Что такое FPV-дрон чем он отличается от обычного? Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка. 2. Установка и подключение FPV- оборудования. Пайка видеопередатчика и FPV-камеры, подключение и настройка. Виды антенн, дальность, каналы, радио частоты 12 2 0 2 Пайка 10 1 9 Лекция, Практическая работа 2 0 2 Полёты на симуляторе 2 1 1 Учебные полёты 6 0 6 Учебные полёты 28 3 25 Практическая работа 2 1 1 Лекция. Практическая работа. 6 Пайка и настройка системы видеопередачи 6 0 3 3. Пилотирование на FPV-симуляторе, Пилотирование в помещении на небольшом FPV-дроне с использованием FPV- оборудования (камеры и FPV-очков) 4. Знакомство с «Дрон-рейсингом» - гонки дронов, прохождение гоночной трассы на время. Полёты по FPV сквозь препятствия. Выявление и устранение ошибок, разбор полётов. Блок 4. Блок 5. 6 0 6 Полёты «от первого лица». 12 1 11 Полёты по FPV 5. Повтор темы и проведение тестирования по третьему разделу 2 1 1 Тестирование Автономные полёты на улице. Настройка GPS-модуля с магнитометром. 14 1 13 Практическая работа 2 1 1 Лекция, беседа 12 0 12 Практическая работа 1. Что такое GPS-модуль, магнитометр (компас), барометр, акселерометр, гироскоп? Система координат, широта, долгота. 2. Настройка GPS-модуля и магнитометра, подключение к полётному контроллеру. Настройка и отображение данных OSD на экране FPV-шлема. Изготовление рамы квадрокоптера собственной конструкции, по чертежам из доступных материалов (дерево, фанера...) Итоговый тест по дисциплине «Беспилотные летательные аппараты» 1. Ознакомление с материалами применяемыми для постройки бпла, выбор материала, техника безопасности при работе с ручным инструментом 2. Работа с чертежами, выбор масштаба, выпиливание, обработка и сборка рамы квадрокоптера. 13 16 2 14 Практическая работа, итоговое тестирование 2 1 1 Лекция, беседа 12 0 12 Практическая работа 3. Проведение итогового тестирования «Беспилотные летательные аппараты» Блок 6. по дисциплине Подготовка и проведение открытых соревнований по управлению квадрокоптером. (прохождение полосы препятствий на время) 1. Учебные тренировочные полеты в помещении на время. Полёты квадрокоптера через препятствия (Обруч, змейка...) Совершенствование управления коптером. Полёт на предельно малой высоте. Полёт на скорость и точность выполнения манёвра. 2 16 1 0 1 Тестирование 16 Учебные полёты, подготовка к соревнованиям, проведение открытых соревнований 12 0 12 Учебные тренировочные полёты 2. Проведение открытых соревнований по управлению квадрокоптером в двух классах (визуальный полет и по FPV), подведение итогов, награждение победителей и призёров. 4 0 4 Проведение соревнований Итого: 144 15 129 14 III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № п/п 1 Блок 1. Наименование темы 2 Теория мультироторных систем. Основы управления. Полёты на симуляторе. 1. Вводная лекция о содержании курса. 2. Полёты на симуляторе 3. Технология пайки. Техника безопасности. Обучение пайке 4. Основы электричества. Литийполимерные аккумуляторы. Практическое занятия с литийполимерными аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка /хранение) Содержание темы 3 Устройство мультироторных систем. Основы конструкции мультироторных систем. Виды БПЛА, сферы применения. Принципы управления мультироторными системами. Аппаратура радиоуправления: принцип действия, общее устройство. Техника безопасности при работе с мультироторными системами. Электронные компоненты мультироторных систем: принципы работы, общее устройство. Литий-полимерные аккумуляторы и их зарядные устройства: устройство, принцип действия, методы зарядки/разрядки/хранения/ балансировки аккумуляторов, безопасная работа с оборудованием. Пайка электронных компонентов: принципы пайки, обучение пайке, пайка электронных компонентов мультироторных систем. Полёты на симуляторе: обучение полётам на компьютере. Повтор темы и проведение тестирования по первому разделу 5. Принципы управления и строение мультикоптеров. Техника безопасности полётов 6. Повтор темы и проведение тестирования по первому разделу 15 Блок 2. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. 1. Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. 2. Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. 3. Сборка рамы квадрокоптера. 4. Пайка ESC, BEC и силовой части. 5. Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка Аппаратуры управления. 6. Настройки полётного контроллера. 7. Инструктаж по технике безопасности полетов. 8. Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций. 9. Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», Полётный контроллер: устройство полётного контроллера, принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера. Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их функционирования, пайка двигателей и регуляторов. Платы разводки питания: общее устройство, характеристики, пайка регуляторов и силовых проводов к платам разводки питания. Инструктаж перед первыми учебными полётами. Проведение учебных полётов в зале, выполнение заданий: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «впередназад», «влево-вправо», «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». Сложный пилотаж: Совершенствование управления коптером. Полёт на предельно малой высоте. Полёт на скорость и точность выполнения манёвра. Разбор аварийных ситуаций. 16 Сложный пилотаж: Совершенствование управления коптером. Полёт на предельно малой высоте. Полёт на скорость и точность выполнения манёвра. Блок 3. Настройка, установка FPV – оборудования. (дополнительного оборудования для передачи видеосигнала) 1. Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка. 2. Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. 3. Пилотирование с использованием FPVоборудования. 4. «Дрон-рейсинг» Полёты по FPV сквозь препятствия. Повтор темы и проведение тестирования по третьему разделу. Основы видеотрансляции: принципы передачи видеосигнала, устройство и характеристики применяемого оборудования. Установка, подключение и настройка видеооборудования на мультироторные системы. Пилотирование с использованием FPV- оборудования. Знакомство с «Дрон-рейсингом» - гонки дронов, прохождение гоночной трассы на время. Полёты по FPV сквозь препятствия. Выявление и устранение ошибок, разбор полётов. Повтор темы и проведение тестирования по третьему разделу. 17 Блок 4. Блок 5. 1. Автономные полёты на улице. Настройка GPS-модуля с магнитометром. Лекция, беседа про GPS-модуль, магнитометр (компас), барометр, акселерометр, гироскоп и др. электронные составляющие мультикоптера, для чего они используются и как работают. Система координат, широта, долгота. Как квадрокоптер может вернуться «домой» в точку взлёта. 2. Настройка GPS-модуля и магнитометра Настройка и отображение данных OSD Практическая работа Настройка GPS-модуля и магнитометра, подключение к полётному контроллеру. Настройка и отображение данных OSD на экране FPV-шлема. 1. Изготовление рамы квадрокоптера собственной конструкции, по чертежам из подручных материалов (дерево, фанера...) Сборка, установка электроники, настройка оборудования. Практическая работа, итоговое тестирование: 2. Итоговый тест по дисциплине «Беспилотные летательные аппараты» Подготовка и проведение итогового тестирования по дисциплине «Беспилотные летательные аппараты». Работа над изготовлением рамы квадрокоптера и её сборка: основы конструкции рамы, выбор материала, индивидуальная работа. Применяемые технологии при изготовлении. Преимущества и недостатки данной конструкции. Основы моделирования: применяемое оборудование и программное обеспечение. 18 Блок 6. 1. Подготовка и проведение открытых соревнований по управлению квадрокоптером. (прохождение полосы препятствий на время) Учебные полёты, подготовка к соревнованиям, проведение открытых соревнований, награждение победителей и призёров соревнований. 19 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 года обучения (144 часа, 4 часа в неделю) Тема Вводное занятие. Основы управления Полёты на симуляторе Полёты на симуляторе Технология пайки Обучение пайке Обучение пайке. Сборка простейших радиосхем Основы электричества. Литий полимерные аккумуляторы Полёты на авиа-симуляторе 1 неделя 2 неделя Сентябрь 3 неделя 4 неделя 2 4 Октябрь 4 4 2 4 2 2 4 Полёты на авиа-симуляторе Тестирование Обучение навыкам пилотирования Классификация электродвигателей Аэродинамика воздушного винта Сборка рамы квадрокоптера Установка двигателей и регуляторов оборотов на раму квадрокоптера. Пайка ESC, BEC и силовой части Основы настройки полётного контроллера Настройка радиоаппаратуры управления Полёты на симуляторе Учебные полёты Сложный пилотаж Что такое FPV-? Основы видеотрансляции Установка и настройка FPVоборудования 5 неделя 2 2 Ноябрь 4 4 2 2 Декабрь 2 2 2 2 Январь 2 2 2 2 4 4 2 2 2 20 Установка и настройка FPVоборудования Пилотирование на FPVсимуляторе Дрон-рейсинг, полёты по FPV, тестирование Февраль 4 4 2 2 Дрон-рейсинг, полёты по FPV, тестирование Повтор темы и проведение тестирования Что такое GPS-модуль, магнитометр (компас), барометр, акселерометр, гироскоп? Автономные полёты на улице, настройка GPS-модуля 4 Автономные полёты на улице, настройка GPS-модуля. Настройка параметров OSD Ознакомление с материалами, техника безопасности Работа с чертежами, выбор масштаба, выпиливание, обработка и сборка рамы квадрокоптера. 4 Проведение итогового тестирования по дисциплине «Беспилотные летательные аппараты» Учебные тренировочные полеты. Полёт на предельно малой высоте. Полёт на скорость и точность выполнения манёвра. 2 Март 4 2 2 2 2 4 2 2 4 4 2 4 4 2 Апрель 2 Май 2 4 Проведение открытых соревнований по управлению квадрокоптером 21 Воспитательный модуль: Воспитательный раздел программы «Беспилотные летательные аппараты» по большей части имеет интеллектуальное направление. Интеллектуальное воспитание предполагает развитие мышления, логических способностей, креативности и интеллектуальной самостоятельности учащихся. Важным моментом в интеллектуальном воспитании является формирование умения анализировать, сравнивать и делать выводы, а также умения решать сложные задачи. В результате интеллектуального воспитания у ребенка формируются навыки анализа, критического мышления, поиска решений, творческого подхода к решению задач. Также, ребенок развивает знания в разных областях, что помогает ему понимать мир вокруг себя, принимать осознанные решения и вести свою жизнь здорово и успешно. Интеллектуальное воспитание способствует: — Формированию лидерских качеств и умения работать в команде; — Развитию логического мышления и умения анализировать информацию; — Повышению общей культуры и развитию эрудиции; — Созданию основы для самореализации личности и поиска своего места в жизни. Программа «Беспилотные летательные аппараты» непосредственно способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Формированию умения самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей, сборке и настройке (выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании других объектов и т. д.); В ходе обучения у детей развивается образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел в модели, умение работать с образовательным конструктором и компьютером. Управление квадрокоптером или игра в авиа-симуляторе развивает мелкую моторику пальцев рук и вырабатывает скорость реакции. 22 Просматривая презентации и видеофильмы по теме «Беспилотные летательные аппараты», учащиеся познают сферу применения беспилотников и их классификацию, а также знакомятся с профессией оператор беспилотных летательных аппаратов. Что способствует интеллектуальному развитию обучающихся. Увлечение ребёнка и интерес к беспилотным летательным аппаратам выражается в проявлении инициативы на занятии, систематическом участии в конкурсах и мероприятиях и результативности деятельности. Способность работать в коллективе и делиться личным опытом. Ответственно относится к результатам выполняемой работы. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Все занятия устроены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявлять свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник, игровых приемов на занятиях помогает раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, то есть проявить свое я, открыть себя, как личность. Главная особенность занятий - индивидуальный подход к каждому ребенку, научить их работать с разными материалами. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика. 23 Календарный план воспитательной работы № п/п 1 2 3 4 5 6 Дела, события, практики, мероприятия Просмотр видеофильма профессии будущего «Оператор БПЛА» Игропрактика «Юный инженерконструктор» Педагог, учащиеся Дата проведения октябрь Педагог, учащиеся ноябрь педагог Педагог, учащиеся, родители декабрь педагог Педагог, учащиеся февраль педагог Педагог, родители март педагог Педагог, учащиеся, родители май педагог Участники Творческая мастерская «Поделки к Новому году» «Летающая новогодняя ёлка» Квест-игра «Защитники отечества» Выставка «Радиоуправляемых моделей» Проведение итоговых соревнований Ответственные педагог Планируемые результаты (как правило, имеют отсроченный эффект) - Сформированы навыки взаимопомощи, сотрудничества и самооценки. - Реализован творческий, инженерный подход к выполнению разноплановых работ с применением беспилотных летательных аппаратов. - Участие учащихся в мероприятиях объединения составляет 90%. - Дети знают основные направления развития беспилотной авиации в России (оценка по результатам викторин) и гордятся своей страной. Работа с родителями № Тема встречи Форма проведения встречи Цель встречи 1 «День открытых дверей» 2 «Выставка и Показ различных видов мастер-класс по бпла, консультация для управлению родителей. Мастер-класс квадрокоптером» 3 «Открытые Проведение открытых соревнования по соревнований для детей и управлению их родителей. квадрокоптером» Ознакомительная беседа, презентация для родителей и детей 24 Представить родителям информацию по программе объединения «Беспилотные летательные аппараты». Приобщение к интересам ребенка Рассказать и наглядно показать родителям о взаимосвязи развития мелкой моторики и выработки скорости реакции при управлении квадрокоптером. Отметить достижения детей о проделанной работе. Родители присутствующие на соревнованиях несомненно являются хорошей поддержкой для своего ребенка. Время проведени я Сентябрь Декабрь Май Особенности взаимодействия с семьями учащихся При организации совместной работы с семьями необходимо придерживаться следующих принципов: - открытость для семьи; - сотрудничество с родителями детей; - обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка; - главный принцип - не навредить. Основная цель: раскрытие творческого потенциала для детей и их родителей, повышения статуса семьи. Получение обратной связи, обмен мнениями и пожеланиями. 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предполагаемые результаты освоения полного курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Беспилотные летательные аппараты» сформулированы исходя из требований к знаниям, умениям, навыкам, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения на всех годах, с учетом целей и поставленных задач. Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы • • • • • • уважительное отношение к культуре своего народа; ответственное отношение к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области научных технологий; бережное отношение к духовным ценностям; нравственное сознание, чувство, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительной Учащиеся научатся на доступном уровне: • • • осваивать способы решения проблем творческого и научного характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата; организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе; владеть основами самоконтроля, самооценки; 25 • • • продуктивно общаться и взаимодействовать; развивать художественные, психомоторные, коммуникативные способности; развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус и творческое воображение. Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учащиеся познакомятся: • • • • с технологией изготовления квадракоптера из бросового материала, со схемами изготовления квадракоптера, с историей возникновения квадракоптера с правилами ТБ, со схемами изготовления. Учащиеся научатся: • • • • подбирать корпус, соответствующие цепи, подбирать цвета для изделий; читать схемы, самостоятельно собирать поделки по схемам, выбирать изделия, которые сами дети будут выполнять. обращаться с колющими и режущими инструментами, клеящими составами, Учащиеся получат возможность приобрести: • • первоначальные представления о влиянии научного творчества на развития эстетического вкуса, воображения; навыки исполнения поделок из бумаги, картона, дерева. 26 II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарные учебные графики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Беспилотные летательные аппараты» ежегодно принимаются педагогическим советом в соответствии с учебными планами, расписанием на текущий учебный год и утверждаются директором учреждения (см. Приложение 3). 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аппаратное и техническое обеспечение: − Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь. − Рабочее место наставника: ноутбук: процессор Intel Core i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; единая сеть Wi-Fi. Программное обеспечение: − офисное программное обеспечение; 27 − программное обеспечение для трёхмерного моделирования (Autodesk Fusion 360); − графический редактор. Расходные материалы: бумага А4 для рисования и распечатки; бумага А3 для рисования; набор простых карандашей — по количеству обучающихся; набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.; клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.; скотч двусторонний — 2 шт.; картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся; нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся; коврик для резки картона — по количеству обучающихся; 28 3.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Раздел или тема программы Теория мультироторных систем. Основы управления. Полёты на симуляторе. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. Настройка, установка FPV – оборудования Формы занятий Лекция, дискуссия практическое занятие Приёмы и методы Техническое Дидактический организации оснащение материал образовательного занятий процесса Беседа по теме занятия, индивидуальная работа с ПО Записи в тетрадях, справочный материал из ПО для полетов Лекция, дискуссия, практическое занятие, workshop Работа в группах, индивидуальная работа с ПО Инструкция по сборке, справочный материал из ПО для полетов Лекция, дискуссия, практическое занятие, workshop Работа в группах, индивидуальная работа с ПО Справочный материал из ПО для полетов 29 Интерактивная доска, ноутбук с ПО, RC-пульт Формы подведения итогов Полёт на симуляторе без ошибок пилотирования Интерактивная Тестовые доска, ноутбук с полёты на ПО, собственноручно квадрокоптер, собранном RC-пульт квадрокоптере Интерактивная доска, ноутбук с ПО, Выполнение квадрокоптер, полётов с FPVочки для FPVоборудованием полетов, FPVмодуль Автономные полёты на улице. Настройка GPSмодуля с магнитометром Изготовление рамы квадрокоптера собственной конструкции, по чертежам из подручных материалов (дерево, фанера...) Итоговый тест по дисциплине «Беспилотные летательные аппараты» Подготовка и проведение открытых соревнований по управлению квадрокоптером. (прохождение полосы препятствий на время) Лекция, дискуссия, практическое занятие, workshop Беседа по теме занятия, работа в группах, индивидуальная работа с ПО Метод задач, Лекция, практическое занятие Работа в группах, индивидуальная работа с ручным инструментом и материалами Практическое занятие, workshop Работа в группах, индивидуальная работа 30 Справочный материал из ПО, схемы подключения Интерактивная доска, ноутбук с ПО, квадрокоптер, RC-пульт очки для FPV Выполнение полётов на улице.Проверка работы GPSмодуля Инструкция по сборке, работа с чертежами Ручной инструмент (Лобзик, шуруповерт, рубанок, нождачная бумага...) Визуальная оценка внешнего вида квадрокоптера. Тестовые полёты на собственноручно собранном квадрокоптере Справочный материал из ПО для полетов RC-пульт, квадрокоптер, ноутбук с ПО Определение победителей и призеров путем проведение соревнований 4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В данном разделе отражаются оценочные материалы, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов. Оценка результативности Входная диагностика Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Критерий 1: Теоретические знания Полное отсутствие Имеются представления о Знание технологии представлений о данном данном направлении изготовления направлении квадракоптера Критерий 2: Владение специальной терминологией Незнание терминологии Незначительные пробелы Знание изучаемого курса в знание терминологии терминологии курса курса Критерий 3: Практические умения и навыки предусмотренные программой Неумение пользоваться Умеет правильно Умение правильно (слабое умение) пользоваться пользоваться пользоваться колющими распространенными инструментами, и режущими инструментами, имеет умение работать с инструментами, представление о чтении чертежами. клеящими составами; чертежей. Имеются Имеются навыки неумение пользоваться небольшие навыки работы работы с чертежами с природным материалом природным и ручным инструментом материалом, с ручным инструментом Критерий 4: Творческие навыки Отсутствия творчества в Небольшие проявления Умеренное работе творчества в освоении проявление учебного материала творчества в освоении учебного материала Критерии 5: Самостоятельность Неумение работать Эпизодические Периодическое самостоятельно применения применения самостоятельности работы самостоятельности в работе Текущая диагностика 31 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Критерий 1: Теоретические знания Отсутствие знаний Незначительные пробелы в Прочное знание (слабые знания) знании технологии технологии технологии изготовления изготовления изделий изготовления изделий, незнание изделия правил обращения со специальными инструментами Критерий 2: Владение специальной терминологии Слабое знание Незначительные пробелы Знание терминологии курса в знании терминологии терминологии курса курса Критерий 3: Практические умения и навыки, предусмотренные программой Слабое умение Умение правильно Уверенная работа с пользоваться пользоваться большей инструкционноспециальными частью специальных технологическиой инструментами, слабые инструментов, умение картой; навыки работы с выполнять изделия при целесообразное инструкционнонебольшой поддержке использование технологическими педагога инструментов, картами, слабые навыки аккуратность, выполнения изделий экономичность в расходовании материалов, прочные умения и навыки работы Критерий 4: Творческие навыки Отсутствие творчества в Сочетание Выдвижение работа репродуктивных и новых идей, творческий навыков стремление их воплотить в своей работе Критерий 5: Самостоятельность Неумение работать Сочетание навыков Стремление как самостоятельно самостоятельной работы можно чаще под руководством и проявлять контролем педагога самостоятельность в работе Итоговая диагностика Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Критерий 1: Теоретические знания 32 Слабое знание Незначительные пробелы Прочное знание технологии изготовление в знании технологии изготовление изделий, слабое знание изготовления изделий изделий правил безопасности труда Критерий 2: Владение специальной терминологии Слабое знание Незначительные пробелы Отсутствие терминологии курса в знании терминологии пробелов в знании курса терминологии курса Критерий 3: Практические умения и навыки, предусмотренные программой Допускает ошибки в Умение разрабатывать Уверенная работа с технологии изготовления собственные эскиз технологической изделий, неаккуратность изделия, допускаются картой; умение в работе, ошибки в незначительные ошибки разрабатывать обращении со в технологии собственный эскиз специальными изготовления изделия, изделия и инструментами, слабые присутствие навыком технологию его навыки работа с аккуратности, изготовления; технологической картой экономичности в работе целесообразное с материалами, использование соблюдение правил инструментов, техники безопасности аккуратность, под контролем педагога экономичность в расходовании материалов Критерий 4: Творческие навыки Слабые проявления Умеренные проявления Проявление творчества творчества в работе индивидуального творческого подхода к выполнению любого изделия Критерий 5: Самостоятельность Слабые навыки Умеренное проявление Высокоразвитое самостоятельной работы самостоятельности в умение работе самостоятельно, без помощи педагога, выполнять изделия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 33 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется очнозаочно, в разновозрастных группах. Комплексные занятия проходят по комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов. На занятиях используются следующие формы и методы реализации программы. Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащегося. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа деятельностного подхода. Групповые занятия позволяют выполнять сложные трудоемкие работы с наименьшими затратами материала и времени. При этом каждый обучающийся отрабатывает приемы на отдельном фрагменте, который является частью целого изделия. Если говорить о формах учебных занятий, то основная масса учебного времени отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с бумагой и нитками, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике. В чистом виде практические и лекционные занятия представлены в меньшей степени. Помимо лекций и практических занятий программа предусматривает выставки, конкурсы профессионального мастерства, тестирование. Выставки, ярмарки, конкурсы профессионального мастерства позволяют продемонстрировать результаты своих трудов за определенный период времени. Это позволяет учащимся критически оценивать свои 34 работы, лучше понять их достоинства и недостатки, что является стимулом для дальнейшего творческого роста. В программе предусмотрены контрольные часы после изучения каждого блока. На этих занятиях педагог проводит тесты, анкетирование, викторины, выставки с целью выявления качеств знаний, умений, навыков обучающихся. Что касается методов работы, то программа предполагает сочетания репродуктивной и творческой деятельности. Во время знакомства с новым материалом деятельность носит репродуктивный характер, так как учащиеся воспроизводят знания и способы действий. Репродуктивная деятельность выражается в форме упражнений. Поиск нового стиля, новых элементов, создания работ по собственному эскизу является примером творческой деятельности. Среди методов, определяемых по источнику информации, на занятиях используется объяснение (при знакомстве со свойствами бумаги, пряжи, ниток, с терминами), инструктаж (объяснение правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок), беседа (необходима для приобретения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мнениями). Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения. Демонстрация присутствует практически на каждом занятии и сочетается со словесными методами. Педагогу необходимо добиваться рационального выбора методов и оптимального их сочетания. Воспитательная составляющая результатов: Увлечение ребёнка избранным видом деятельности выражается проявлении инициативы на занятии, систематическом участии в конкурсах мероприятиях и результативности деятельности. Способность работать коллективе и делиться личным опытом. Ответственно относится результатам выполняемой работы. в и в к Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, 35 умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Все занятия устроены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявлять свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник, художественных приемов на занятиях помогает раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, то есть проявить свое я, открыть себя, как личность. Главная особенность занятий - индивидуальный подход к каждому ребенку, научить их работать с разными материалами. Занятия по программе педагогических принципов: проводятся на основе 1) Принцип доступности и последовательности построение учебного процесса от простого к сложному. общих предполагает 2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста. 3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным. 4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков. 5) Принцип результативности – в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребенок. 6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельность детей. 7) Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности. 36 8) Принцип культуросообразности основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется по средствам культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении. 9) Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся сознательно и активно овладевали ЗУНами, чтобы у них развивалась творческая активность и самостоятельность. Только с учетом этих принципов могут быть достигнуты высокие результаты в овладении обучающимися знаниями и практическими навыками. Педагогические технологии, используемые по программе «Беспилотные летательные аппараты» Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения. • • • • Технология личностно-ориентированного обучения – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед учащимися задачу, которую они выполняют, используя имеющиеся у них знания и умения. Технология развивающего обучения, при котором главной целью является создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно 37 • • вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся. Информационные технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения. Использование перечисленных технологий характеризует целостный образовательный процесс и является формой организации учебной и творческой деятельности, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности. Методика проведения занятия Основные структурные элементы • Вступительная часть. Показ готового изделия отдельно и в композиции • Подготовительная часть. Разбор форм сложного изделия, определение его • Основная часть. Поэтапное изготовление изделия по инструкции. • Заключительная часть. Самостоятельная работа по образцу или завершение исходных форм. изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Контрольно-измерительные материалы Раздел программы Методы контроля 1 год обучения Организационный • Собеседование II.Работа с природным материалом • Анкетирование • Вопросы к беседе Карточки-задания Практическое задание. Анализ и самоанализ детских работ Наблюдение • • • • 38 III.Моделирование на плоскости. • • • • Устный опрос Вопросы к беседе Практическое задание с творческим уклоном Карточки-задания Эти дополнительные разработанные контрольно-измерительные материалы позволяют выстроить эффективную стратегию по развитию способностей каждого учащегося, а значит сделать для него каждое занятие продуктивным. 39 IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности № Наименование Основная Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016). Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016). 1 2 3 Ефимов. Е. Программируем квадрокоптер на Arduino: Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/227425/ (дата обращения 31.10.2016). Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режим http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajerodtnamiki_Riga.pdf (дата обращения 31.10.2016). 4 5 6 7 8 9 доступа: Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html (дата обращения 31.10.2016). Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб: Питер, 2005. 337 Дополнительная Редакция Tom's Hardware Guide. FPV- мультикоптеры: обзор технологии и железа. 25 июня 2014. Режим доступа: http://www.thg.ru/consumer/obzor_fpv_multicopterov/print.html (дата обращения 31 10 2016) Bouadi H., Tadjine M. Nonlinear Observer Design and Sliding Mode Control of Four Rotors Helicopter. World Academy of Science, Engineering and Technology, Vol. 25, 2007. Pp. 225-229. 11. Madani T., Benallegue A. Backstepping control for a quadrotor helicopter. IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems, 2006. Pp. 3255-3260. 40 10 11 12 13 14 Dikmen I.C., Arisoy A., Temeltas H. Attitude control of a quadrotor. 4th International Conference on Recent Advances in Space Technologies, 2009. Pp. 722-727. 4. Luukkonen T. Modelling and Control of Quadcopter. School of Science, Espoo, August 22, 2011. P. 26. Режим доступа: http://sal.aalto.fi/publications/pdf- files/eluu11_public.pdf (дата обращения 31.10.2016). LIPO SAFETY AND MANAGEMENT: Режим доступа: http://aerobot.com.au/support/training/lipo-safety (Дата обращения 20.10.15) Murray R.M., Li Z, Sastry S.S. A Mathematical Introduction to Robotic Manipulation. SRC Press, 1994. P. 474. Zhao W., Hiong Go T. Quadcopter formation flight control combining MPC and robust feedback linearization. Journal of the Franklin Institute. Vol.351, Issue 3, March 2014. Pp. 1335-1355. DOI: 10.1016/j.jfranklin.2013.10.021 Лекции от «Коптер-экспресс» https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344 2. Список литературы, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной образовательной программы 1 Лекции от «Коптер-экспресс» https://youtu.be/GtwG5ajQJvA?t=1344 https://www.youtube.com/watch?v=FF6z-bCo3T0 http://alexgyver.ru/quadcopters/ 3. Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка 1 Подборка журналов «Школа для родителей» от издательского дома МГПУ «Первое сентября» под ред. С.Соловейчика https://drive.google.com/open?id=0B_zscjiLrtypR2dId1p0T1ZGLWM «ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ». С.Л.СОЛОВЕЙЧИК НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Материально-техническое обеспечение № п/п Наименование 1 Учебное (обязательное) оборудование 1.1 1.2 1.3 Основной набор (рама, запчасти, моторы, пропеллеры, регуляторы, полетный контроллер, радиоаппаратура, зарядка, аккумуляторы) Комплект для FPV-полетов (камера, видеопередатчик, видеоприемник, антенны, мониторчик, батарейки.) Комплект для изучения основ радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров (бортовой компьютер, радиомодем, видеокамера, электроника, ПО) 1.4 Квадрокоптер 1.5 Квадрокоптер с фотокамерой на гиростабилизированном подвесе 1.6 Конвертоплан Назначение/краткое описание функционала оборудования Набор для сборки квадрокоптера Комплект для полетов от первого лица Комплект для программирования коптера Коптер для начального знакомства, отработки азов пилотирования Коптер для обучение аэросъёмке, настройке и обслуживанию БАС Конвертоплан для обучения настройке, обслуживанию и эксплуатации БАС перспективных типов 42 Стоимость Количество Итого 1.7 Фотокамера 1.8 Учебная БАС самолетного типа 1.9 Квадрокоптер c 3 доп. аккумуляторами, доп. зарядкой и защитой винтов Фотокамера для установки на конвертоплан БАС для обучения азам пилотирования беспилотных самолетов Коптер для отработки навыков пилотирования, проведения аэросъёмки Знакомство с принципами 3Dпечати 1.10 Ручка для 3D-печати 2 Компьютерное оборуование 2.1 Ноутбук Работа с ПО БПЛА 2.2 Мышь Работа с ПК и/или ноутбуком 2.3 Тележка для зарядки и хранения ноутбуков 2.4 МФУ 2.5 Сетевой удлинитель Тумба для хранения и зарядки ноутбуков Многофункциональное устройство Сетевой удлинитель 43 3 Презентационное оборудование 3.1 LED панель 3.2 Настенное крепление 4 Расходные материалы и запасные части 5 Мебель 5.1 Комплект мебели Размещение учеников в учебном кабинете 5.2 Светильник настольный галогеновый Освещение 5.3 Корзины для мусора Сбор мусора и прочих непищевых отходов подача информационного материала крепление LED панели 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Правила выбора темы проекта Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для педагога. Правило 3. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у школьника ограниченна. Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – 45 исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета Лускановой Н.Г. «Изучение уровня учебной мотивации учащихся» Анкета № 1 «Изучение мотивации учащихся при выборе направления деятельности» Ф.И. (возраст) ____________________________________________________________ Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+») 1. совет друга, его рассказы об объединении; 2. по объявлениям в средствах массовой информации; 3. по рекламным листовкам на информационных стендах; 4. по рекламе педагога; 5. посоветовали родители; 6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в объединении и дома; 7. случайность; 8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении; 9. желание чем-нибудь заняться в свободное время; 10. желание найти друга; 11.другие причины (пожалуйста, укажи их) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ________ Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся объединения» 1.Тебе нравится в объединении ЦДЮТТ «ЮТЕКС»? (подчеркни нужное) - нравится; не очень; не нравится. 2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе хочется остаться дома? - иду с радостью; - бывает по-разному; - чаще хочется оставаться дома. 3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на занятия или остался дома? - пошел на занятия; - не знаю; - остался бы дома. 46 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия? - не нравится; - бывает по-разному; - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а обучающих занятий не было бы? - не хотел бы; - не знаю; - хотел бы. 6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям? - часто; - редко; - не рассказываю. 7.У тебя в объединении много друзей? - много; - мало; - нет друзей. 8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении? - нравятся; - не очень; - не нравятся. 9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий? - не хотел бы; - не знаю; - хотел бы. 10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог? - не хотел бы; - точно не знаю; - хотел бы. Дата заполнения ____________________________ В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций, оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к посещению коллектива, оценивается в 0 баллов. На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из пяти уровней мотивации посещения объединения: 1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность – 25-30 баллов. 2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла. 3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов. 4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов. 5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10 баллов. 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров) Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Ключ: Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную самооценку. При указании на круги далее пятого заниженную самооценку. Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров) Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Ключ: Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную самооценку. При указании на круги далее пятого заниженную самооценку. Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего 48 отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную лесенку с 10 ступеньками. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средних ступеньках дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. 1-3 ступеньки – заниженная самооценка, 4-7 ступеньки – адекватная самооценка, 8-10 ступеньки – завышенная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко) Ход исследования: Инструкция для обучающихся: «Ребята! Сейчас вам будет дано задание на оценку суждений (высказываний), которые записаны на отдельных бланках. Оценить надо степень того, насколько для вас важно то, о чем говорится в суждении. Оценка производится в баллах (см. Шкала оценок). Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты суждения. Напротив каждого суждения в колонке I выставляется оценка. Оценка выставляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Например, «нужная и полезная людям профессия», если вы редко задумываетесь о профессии и лишь тогда пробуете кое-что делать для ее приобретения (ходите на подготовительные курсы, консультируетесь с людьми данной профессии, читаете литературу об избранной профессии и так далее), то поставьте против этого суждения оценка 2 балла. И таким образом следует оценить все приведенные на бланке суждения». После того, как испытуемые оценят все суждения, экспериментатор продолжает инструкцию: «А теперь оцените те же суждения, но по тому, как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении. Например, вы мечтаете о том, чтобы иметь хорошего, верного друга. Часто Фантазируете, как бы с ним занимались интересным делом, а если вдруг вы попали в сложное положение, то он поможет вам. Таким образом, если вы часто мечтаете об этом, то в колонку 2 напротив этого суждения поставьте оценку 4 балла». После окончания этого этапа работы экспериментатор продолжает: «И последнее, что я попрошу вас сделать, это оценить эти же суждения с точки вашей будущей жизни, то есть, насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говорится в суждении например, «иметь красивые, модные вещи», если для вас это будет важно, то в колонку 3 напротив данного суждения поставьте 5 баллов». 50 Бланк методики исследования и интерпретация результатов Уважаемый друг! Ваши ответы могут улучшить работу нашего Центра. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении. № Список ценностей Номер опыта п./п. 1 1 Нужная и полезная для людей профессия 2 Материальная обеспеченность 3 Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями 4 Сочувствовать тем, кто попал в беду 5 Целеустремленный, волевой человек 6 Эрудированный и культурный человек 7 Иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать 8 Любимая и интересная работа 9 Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное) 10 Верный, надежный, преданный друг 11 Честный и правдивый человек 12 Ответственный и настойчивый человек 13 Понять все, что меня окружает 14 Быть модно одетым, иметь машину, деньги – это очень важно в жизни 15 Дело, которое станет самым важным в моей жизни 16 Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное) 17 Любимый человек 18 Авторитет и уважение товарищей 19 Сделать из себя настоящего человека 51 2 3 Анализ Особенностью данной методики является то, что суждения, описывающие те или иные ценности, разбиваются на классы. Учитывая данную особенность, мы разбили суждения в пять блоков. К первому блоку (суждения №1, №8, №15) относятся высказывания, характеризующие важность и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека. Профессия в этих суждениях рассматривается с точки зрения полезности для общества, насколько она является для него эмоционально привлекательной и входит ли профессия в круг самых важных для человека ценностей. Во второй блок (суждения №3, №10, №17) относятся высказывания, характеризующие роли взаимоотношений со сверстниками, их важность и значимость для испытуемых. В них нашел отражение эмоциональный и поведенческий аспект взаимоотношений со сверстниками. Значимость, важность для человека вещей, в которые он одет, предметов, в которые его окружают, не вызывает никаких сомнений. Суждения, которые вошли в третий блок (суждения №2, №9, №16) и описывают вещное окружение человека, к ним можно отнести обстановку в квартире, одежду, которую мы носим, книги, картины, магнитофоны и машины, украшения и тому подобное. Люди далеко не безразлично относятся к приобретению некоторых из названных предметов, более того, есть люди, для которых приобретение предметов становится главным в жизни. Это характеризует одну из сторон ценностной направленности человека. Ценностная направленность, ценностные ориентации связаны не только с вещным окружением человека, с его направленностью во вне, но и самым человеком, с его личностными качествами и свойствами. У человека всегда есть стремление быть умнее, красивее, сильнее и так далее, то есть соответствовать конкретному или обобщенному идеалу. В зависимости от своего идеала, человек как-то себя и оценивает, то есть имеет определенное представление о себе. Образ «Я» это и есть представление индивида о самом себе. Таким образом, суждения, характеризующие образ «Я» включены в четвертый блок. Представление личности о себе имеет нравственный аспект блок (суждения №4, №11), регулятивноволевой (№5, №12) и информативно-культурный (№6, №13). В последний пятый блок (суждения №7, №14, №18, №19) входят высказывания, связанные с важностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности. К этим сферам можно соотнести роль профессии, через которую личность самоутверждает себя (№7), самоутверждение в обещании и взаимоотношениях со сверстниками (№18), возможность показать себя и реализовать свои возможности через вещное окружение (№14). И, наконец, через самовоспитание человека утверждается в собственных глазах (№19). Стремление занять определенное положение 52 среди сверстников, чтобы тебя уважали, ценили, а возможно и преклонялись, особенно характерно для школьников подросткового возраста и старшеклассников. Однако, пути самоутверждения бывают разные и задача педагогов найти наиболее приемлемый для школьников данного возраста и социально оправданный подход в плане самоутверждения личности. В соответствии с предложенной методикой исследования регуляция личностного поведения зависит от времени, то есть как ценностные ориентации, выполняя функцию психологического механизма, детерминируют поведение в настоящее время или будут определять поведение в ближайшем и отдаленном будущем. На время и уровень регуляции личностного поведения указывают вопросы: а) насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности? – в настоящее время; б) как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении? – ближайшая перспектива; в) насколько для вашей будущей жизни важно, то о чем говорится в суждении? Отдаленная перспектива. Таким образом, уровни регуляции личностного поведения и временной параметр регуляции совпадают. Обработку и интерпретацию полученных данных полезно начать с нахождения среднего арифметического по всем суждениям в зависимости от уровня регуляции личностного поведения сравнивая средине арифметические по величине, можно прийти к выводу, какой из уровней регуляции поведения более актуален для школьников и наиболее интенсивно формируется. 53 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 1.1. Критерии самооценки навыков сотрудничества Оцените свои навыки сотрудничества при совместной работе в группе Критерии Согласен Абсолют но согласен Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы. Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы. Я высказываю в своей группе конструктивную критику. Я помогаю участником группы, когда они нуждаются во мне. Я завершаю выполнения моих задач в соответствии с графиком. Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними. Я поддерживать позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами. 54 Частично Не согласен согласен ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Карта наблюдения за работой команд для оценки навыка сотрудничества № 1. 2. 3. 4. Критерий Показатель Взаимодействия нет Общей цели и плана работы нет, но участники помогают друг другу на разных этапах обсуждения Цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов команды Работают разрозненно, никто не берет Ответственность на себя ответственности за общий каждого за проделанную работу в результат команде Каждый выполняет свою часть работы, но поддерживает только свою идею Работают совместно, действия участников согласованы, подчинены плану, нацелены на общий результат Есть члены группы, не участвующие в Равноправное участие работе каждого в работе группы Есть явный лидер, актив, есть пассивные участники Равноправное участие каждого в работе команды Участники группы не могут прийти к Поиск и принятие единому решению группового решения Участники пассивны и соглашаются с одним из предложенных решений без аргументации Все участники генерируют, обсуждают, аргументируют идеи и принимают одно общее решение. Взаимодействие участников команды 55 Баллы 0 1 2 0 1 2 0 1 2 0 1 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Критерий 1. 2. 3. 4. Анализ ситуации Ориентация на результат Средства достижения результата Качество выступления Показатель Баллы • Есть фиксация основных противоречий и проблем • Есть обоснование выбора идеи • Есть формулировка, того что именно необходимо достигнуть. • Есть описание результата реализации проектной идеи • Есть критерии достижения результата • Результат учитывает интересы других участников проекта • Решение идеи содержит несколько логически связанных действий (параллельных или последовательных). • Выбранные средства соответствуют целям проектной идеи, предлагаемые решения, подходы аргументированы. • Есть четкое представление о промежуточных и конечных результатах по этапам реализации идеи, возможность корректировки. • Решение проектной идеи учитывает возможные риски • Проектная идея представлена полно, убедительно, наглядно. • Докладчик демонстрирует культуру речи, выдерживает регламент. 56 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2