ДООП Мобильная разработка (Шляпникова Э.А.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Центр цифрового образования «IT-куб»

Принята на заседании
педагогического совета
от « 31 » августа 2023 г.
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 262 от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности

«Мобильная разработка»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
Шляпникова Эвелина Алексеевна,
педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО

г. Чайковский, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб.
3. Ф.И.О. педагога:
4. Статус программы: модифицированная
5. Направленность: техническая
6. Образовательная область: программирование, механика
7. По уровню содержания: базовый
8. По форме реализации: групповые
9. По цели обучения: познавательная
10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение
11. Продолжительность освоения: 1 год
12. Количественный состав: 10 -12 человек
13. Возрастной диапазон: 12-17 лет
14. Перечень разделов программы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного плана;
- формы аттестации и оценочные материалы;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах
человеческой деятельности. Использование современных информационных
технологий является необходимым условием успешного развития как отдельных
отраслей, так государства в целом. Создание, внедрение, эксплуатация, а также
совершенствование информационных технологий немыслимо без участия
квалифицированных и увлеченных специалистов. Стремительный рост
информационных технологий ставит новые задачи перед образованием и
наукой, изучение классических дисциплин недостаточно для решения таких
задач. В связи с этим актуальной задачей является подготовка специалистов
сферы информационных технологий в соответствии с профессиональными
требованиями динамично развивающихся отраслей. При этом требуется
постоянная актуализации знаний, приобретения новых компетенций,
формирование нового типа мышления. В этом смысле важнейшую роль играет
процесс изучения основ информационных технологий еще в школьном возрасте.
Исходя из социального заказа родителей и детей, а также
образовательных организаций Чайковского городского округа, создана данная
программа, учитывающая нормативно-правовые документы:
− - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
− - Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ
«Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
− - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
− - Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− - Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования
детей»;
− - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
− - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
− - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
− - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
− - Устав МАУДО Центра дополнительного образования
− -локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность Центра
цифрового образования детей «IT-куба» МАУДО ЦДО.
− локальные
акты,
регламентирующие
деятельность «IT-куб» и МАУДО ЦДО.

образовательную

Направленность программы
Программа имеет техническую направленность, в связи с этим
рассматриваются следующие аспекты изучения:
1.
Технологический. Содержание программы рассматривается как
средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать
наиболее передовые на сегодняшний день технологии — информационные,
интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело.
2.
Общеразвивающий. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности
ребенка,
социально-культурного
и
профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой
самореализации учащихся.
3. Общеобразовательный. Содержание программы рассматривается как
средство
развития
основных
познавательных
процессов,
умения
анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и
делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как механика, теория
управления, программирование, теория информации.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в том, что она составлена с
учётом современных потребностей рынка в специалистах в области
информационных технологий, а именно в сфере мобильной разработки.
Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить
самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки
применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в
профессиональной ориентации подростков.
Современное информационное общество требует постоянного обновления

и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые
перспективные тенденции развития мировой конъюктуры, шагать в ногу со
временем. В процессе реализации данной программы формируются и
развиваются умения и навыки в области информационных технологий, новые
компетенции, которые необходимы всем для успешности в будущем.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она учитывает новые
технологические уклады, которые требуют новый способ мышления и тесного
взаимодействия при постоянном повышении уровня междисциплинарности
проектов, а также использует новые формы диагностики и подведения итогов
реализации программы, выполняемые в формате защиты проектов и участия во
Всероссийском конкурсе мобильных приложений.
Введение в дополнительное образование общеобразовательной и
общеразвивающей программы «Мобильная разработка» с использованием таких
методов, как поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение
опыта, подготовка инженерно-технических проектов и их защита, неизбежно
изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из
разряда умозрительных в разряд прикладных.
Цели программы:
− привлечение

обучающихся к изобретательской деятельности в
инженерно-техническом направлении;
− повышение интереса обучающихся к информационным технологиям,
программированию;
− профориентация школьников;
− подготовка
к
последующему
профессиональному
программирования в высшей школе;
− реализация творческих идей, обучающихся в области
программированияв виде проектов высокого уровня сложности.

изучению

Задачи:
Образовательные:
• дать представление о значении информационных технологий в развитии
общества и в изменении характера труда человека;
• познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в
процессе создания информационного продукта;
• обучить методам программирования на языке Java, применяемых в
современной вычислительной технике, и работе в интегрированных средах

разработки;
• сформировать навыки проектирования мобильных
создания программ и их отладки на мобильных устройствах.

приложений,

Воспитательные:
• воспитать мотивацию учащихся
собственных программных реализаций;

к

• привить стремление к получению
результата в проектной деятельности;

изобретательству,
качественного

созданию

законченного

• привить информационную культуру: ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения,
избирательного отношения к полученной информации;
• формировать правильное восприятие системы ценностей, принципов,
правил информационного общества;
• формировать потребность в самостоятельном приобретении
применении знаний, потребность к постоянному саморазвитию;

и

• воспитывать социально-значимые качества личности человека:
ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь,
доброжелательность.
Развивающие:
• способствовать развитию творческих способностей учащихся,
познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
• расширять технологические навыки при подготовке различных
информационных материалов;
• развивать познавательные способности ребенка, память, внимание,
пространственное мышление, аккуратность и изобретательность;
• формировать творческий подход к поставленной задаче;
• развивать навыки инженерного мышления, умения работать как по
предложенным инструкциям, так и находить свои собственные пути решения
поставленных задач;
• формировать и развивать навыки публичного выступления.
• развивать навыки эффективной деятельности в проекте;
• развивать стрессоустойчивость;
• развивать способности к самоанализу, самопознанию;
• формировать навыки рефлексивной деятельности.

Отличительные особенности программы
Настоящая программа составлена на основании дополнительной
общеразвивающей программы «Мобильная разработка», авторы: Непретимов
А.Е., Ушаков С.А., Елисеева А.Г. ЦЦО «IT-куб», г. Михайловск, 2020 г.
Ключевым элементом обучения является проектная деятельность.
Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и
навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических
задач, которые носят прикладной характер. Она позволяет учащимся участвовать
в создании конкретного результата и научиться работать в условиях
ограниченного времени, под руководством заказчика, презентовать проект,
работать в команде, а также обрести навыки профессиональной коммуникации с
контрагентами. Разработчик данной программы дополнил содержание,
разработал диагностический раздел, внес изменения в пояснительную записку.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к
программированию, стремящимся к саморазвитию, профессиональному
самоопределению,
имеющим
начальные
представления
о
языках
программирования.
Возраст обучающихся: 12 — 17 лет.
Наполняемость группы: 10 – 12 человек.
Состав группы: разновозрастной.
Условия приема детей
На курсы программы зачисляются учащиеся, прошедшие отбор в два
этапа: первый – дистанционное тестирование в системе «IT школа SAMSUNG.
Абитуриент», второй – очное собеседование с преподавателем.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год
Структура программы:
Программа состоит из шести модулей (144 часа):
Модуль 1. Основы программирования на языке Java.
Модуль 2. Введение в объектно-ориентированное программирование.
Модуль 3. Основы программирования Android-приложений.
Модуль 4. Алгоритмы и структуры данных на языке Java.
Модуль 5. Основы разработки серверной части мобильных приложений.
Модуль 6. Разработка итогового проекта.
Форма реализации программы — очная с использованием электронного

обучения.
Под электронным образованием понимается реализация образовательных
программ с использованием информационно - образовательных ресурсов,
информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу
информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников
образовательного пространства.
Формы организации деятельности обучающихся
При изучении тем программа предусматривает использование
фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы
обучающихся.
Методы обучения
Основным методом обучения является метод проектов.
По способу организации занятий — словесные, наглядные,
практические.
Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные,
контрольные.
Режим занятий
Занятия проводятся два часа по два раза в неделю.
Ожидаемые результаты
Основным результатом обучения является достижение высокой
информационно-коммуникационной компетентности учащегося в области
программирования мобильных приложений на языке Java.
В результате освоения программы обучающийся должен приобрести
следующие знания, умения и навыки:
знать:
✓ правила работы с компьютером и технику безопасности;

✓ назначение и функции используемых информационных технологий;
✓ особенности работы с интегрированной средой разработки;
✓

базовые и сложные конструкции, способы организации процедур и
функций в языке программирования Java;
✓ знание техники ведения проектной деятельности и принципов таймменеджмента;
уметь:

✓ искать информацию с применением правил поиска в компьютерных
сетях, некомпьютерных
источниках
информации
(справочниках
и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по
различным темам;
✓ следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
✓ использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
− создания простейших моделей объектов и процессов в виде
изображений и чертежей,
− создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
− организации индивидуального информационного пространства,
создания личных коллекций информационных объектов;
− передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и
личной переписке, использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
✓ эффективно использовать интегрированную среду разработки;

✓ проектировать мобильные приложения, создавать программы и
выполнять их отладку на мобильных устройствах;
✓ писать код программы на языке Java;

✓ формировать цели, ставить задачи для её достижения в ходе решения
проблемных ситуаций;
✓ презентовать себя, свой продукт;
✓ мыслить творчески, придумывать и воплощать в жизнь свои идеи.
обладать навыками:

✓ исследовательской, проектной и социальной деятельности, строить
логическое доказательство;
✓ использования, создания и преобразования различных символьных
записей, схем и моделей для решения познавательных и учебных задач в
различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
✓ проектирования, разработки, документирования и представления
собственных проектов в составе команды;
✓ самооценивания и рефлексии - периодической оценкой своих успехов

и собственной работы самими обучающимися.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов решения
задач с использованием автоматизированной системы контроля знаний,
результаты участия в интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня.
Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы
Во время обучения педагогом за каждый модуль ставится оценка и
проводятся промежуточные аттестации в формате контрольного тестирования.
По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме
публичной защиты проектов. Документальной формой подтверждения итогов
аттестации является документ об образовании установленного Центром «Поиск»
образца.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения, 4часа в неделю, 144 часа в год
№

Количество часов

Наименование модуля, темы

Теория

Практика

Всего

Модуль 1.
Основы программирования на языке Java.

6

14

20

1

1

2

2

Тема
1.1.
Знакомство
со
средой
программирования на языке Java. Типы данных
и операции.
Тема 1.2. Логические выражения.

1

1

2

3

Тема 1.3. Условный оператор.

1

1

2

4

Тема 1.4. Циклы while, do while

1

1

2

5

Тема 1.5. Цикл for. Массивы.

1

1

2

6

Тема 1.6.
функции).

1

1

2

7

Тема 1.7. Многомерные массивы.

-

2

2

8

Практикум по решению задач

-

2

2

9

Промежуточный тест по модулю 1.

-

4

4

9
2

17
2

26
4

2

2

4

1

Методы

(процедуры

и

Модуль 2. Введение в объектноориентированное программирование.

10 Тема 2.1. Классы и объекты
11 Тема 2.2. Конструкторы и их перегрузка.
Статические поля и методы.

12 Тема 2.3. Приемы тестирования иотладки
на примерах со строками.

13 Тема 2.4. Знакомство с Androidразработкой.

14 Тема 2.5. Интерфейс Androidприложения.

15 Тема 2.6. Наследование и полиморфизмв Java.

1

1

2

1

1

2

1

3

4

2

-

2

16 Тема 2.7. Намерения.

-

2

2

17

Практикум по решению задач

-

2

2

18 Промежуточный тест по модулю 2.

-

4

4

8

14

22

19
20

Модуль 3.
Основы программирования Android
приложений.Тема 3.1. Объектно-ориентированное
проектирование
Тема 3.2. Ввод, вывод и исключение.

2

-

2

1

1

2

1

1

2

1

2
2

2

2

1

3

4

Практикум по решению задач

-

2

2

26 Промежуточный тест по модулю 3.

-

4

4

13

17

32

1

1

2

2

2

4

29 Тема 4.3. Списки в Android. Адаптеры.

1

1

2

30 Тема 4.4. СУБД. Реляционная модель.

2

-

2

32 Тема 4.6. Рекурсия.

2
1

4
1

6
2

33 Тема 4.7. Деревья.

1

1

2

34 Тема 4.8. Алгоритмы сортировок.

1

1

2

21 Тема
22

3.3.

Внутренние

и

анонимные

классы.
Тема 3.4. Параллелизм и синхронизация,потоки.

23 Тема 3.5. Фрагменты в Android.
24 Тема 3.6. Двумерная графика в Androidприложениях.

25 Тема

3.7.
Разработка
приложений SurfaceView.

27

игровых

Модуль 4. Алгоритмы и структурыданных
на языке Java.
Тема 4.1. Массивы. Класс ArrayList.

28 Тема 4.2. Связанные списки. Очереди,стеки,
деки.

31 Тема 4.5. СУБД SQLite. Основы языкаSQL.

2
1
-

35 Тема 4.9. Множества. Хеширование.

1

1

2

36 Тема 4.10. Ассоциативные массивы.

1

1

2

Практикум по решению задач

-

2

2

38 Промежуточный тест по модулю 4.

-

4

4

10

16

26

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

Практикум по решению задач

-

2

2

44 Промежуточный тест по модулю 5.

-

4

4

6

12

18

4

6

10

-

4

4

2

2

4

52

92

144

37

39

Модуль 5.
Основы разработкисерверной части
мобильных приложений.
Тема 5.1. IP – сети.

40 Тема 5.2. Веб-сервер, HTTP-запросы иответы.
41 Тема 5.3. Клиент-серверная архитектура
мобильных приложений.

42 Тема 5.4. Облачные платформы. RESTвзаимодействие.

43 Тема 5.5. Серверные СУБД.

Модуль 6. Разработка итогового
проекта.

45 Тема

6.1.
проектом.

Работа

над

итоговым

46 Тема 6.2. Подготовка к защите проектов.
47 Защита итоговых проектов. Рефлексия.
Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль 1. Основы программирования на языке Java.
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся знакомство с
основами программирования через создание простых мобильных приложений
на языке программирования Java.
Учащиеся должны знать:
– базовые и сложные конструкции языка программирования Java;
– основные методы сортировки массивов (метод простого выбора, метод
простого обмена, метод простой вставки);
– алгоритмы обработки символьных переменных;
– понятие подпрограммы, функции пользователя;

– способы организации процедур (подпрограммы) и функций, принципы
модульной технологии программирования;
– алгоритмы обработки массивов (поиск элемента с заданными свойствами,
удаление элементов, вставка элементов, замена элементов, обмен местами
групп элементов).
Учащиеся должны уметь:
− устанавливать необходимый инструментарий для разработки
приложений;
− составлять программный код с использованием разных типов данных и
операций над ними;
− запускать созданные программы на мобильном устройстве;
− применять условные конструкции if/else, switch/case;
− решать задачи с использованием разных видов циклов;
− составлять программы обработки массивов;
− использовать функции и процедуры;
− искать информацию в свободных источниках и структурировать ее;
− объективно оценивать результаты своей работы.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
–

лекционная,

–

групповая работа,

–

групповые консультации,

–

индивидуальная работа,

–

тестирование.

Тема 1.1. Знакомство со средой программирования на языке Java. Типы
данных и операции.
Теория. Понятия «алгоритм», «программа», «компилятор», «отладчик»,
«программирование», «язык программирования».
Практика. Установка и знакомство с интерфейсом сред разработки Eclipse,
Android Studio, IntelliJ IDEA. Составление первой простой программы.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.2. Логические выражения.
Теория.

Операторы

сравнения.

Приоритет

операций.

Логические

выражения. Тип boolean. Тернарная операция.
Практика. Принадлежность точки закрашенной области. Составление
логических выражений.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.3. Условный оператор.
Теория. Конструкция if/else. Условные выражения. Вложенность условных
операторов.
Практика. Создание простой игры-погони с использованием переменных.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.4. Циклы while, do while
Теория. Конструкция while, do while. Паттерны использования циклов.
Оператор break.
Практика. Пример решения задачи с помощью цикла. Android-практикум:
рисование узоров на Canvas.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.5. Цикл for. Массивы.
Теория. Конструкция for. Оператор break с меткой. Оператор continue.
Одномерные массивы. Цикл for each.
Практика. Примеры программ обработки массивов. Создание простейшей
анимации. Графики функций. Модель солнечной системы. Маятники.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.6. Методы (процедуры и функции).
Теория. Определение метода. Параметры метода. Возвращаемое значение.
Области видимости переменной.
Практика. Применение функций.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 1.7. Многомерные массивы.
Теория. Создание многомерных массивов и обращение к их элементам.
Двумерный массив. Трехмерный массив. «Неровные» массивы.
Практика. Клетчатое поле в Android.
Форма подведения итогов: промежуточное тестирование по модулю.

Модуль 2. Введение в объектно-ориентированное
программирование.
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность
создавать программы для мобильных устройств на языке программирования
Java.
Учащиеся должны знать:
– базовые и сложные конструкции языка программирования Java;
– способы организации процедур (подпрограммы) и функций, принципы
модульной технологии программирования;
– определения и описания классов и объектов;
– понятия «инкапсуляция», «наследование», «полиморфизм»;
– конструкторы и способы их перегрузки;
– статические поля и методы.
Учащиеся должны уметь:
− запускать созданные программы на мобильном устройстве;
− тестировать и осуществлять отладку программ;
− объективно оценивать результаты своей работы.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
–

лекционная,

–

групповая работа,

–

групповые консультации,

–

индивидуальная работа,

–

тестирование.

Тема 2.1. Классы и объекты.
Теория. Классы и объекты. Инкапсуляция. Наследование. Полиморфизм.
Описание класса.
Практика. Обзор классов-оболочек примитивных типов.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.2. Конструкторы и их перегрузка. Статические поля и методы.
Теория. Конструкторы. Перегрузка методов. Ключевое слово this.

Спецификаторы доступа. Статические компоненты класса.
Практика. Инициализация различных типов данных.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.3. Приемы тестирования и отладки на примерах со строками.
Теория. Строки. Отладочный вывод и логирование. Использование
отладчика. Использование утверждений (assertions). Модульное тестирование.
Практика. Применение логирования.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.4. Знакомство с Android-разработкой.
Теория. Платформа Android. Структура проекта. Активности (Activity).
Практика. Создаем Android-проект. Запуск приложения.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.5. Интерфейс Android-приложения.
Теория. Язык разметки XML. XML-документ. Описание ресурсов Android
с помощью XML. Строковые ресурсы.
Практика. Интерфейс пользователя. Разметка (layout). Компоненты
(View).
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.6. Наследование и полиморфизм в Java.
Теория. Понятие наследования. Защищенные члены класса. Ключевое
слово super. Понятие полиморфизма. Абстрактные классы. Ключевое слово
final. Понятие интерфейса.
Практика. Графическое описание структуры классов в UML. Иерархия
наследования и преобразования типов.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 2.7. Намерения.
Теория. Контекст в Android. Намерения (Intent). Неявные намерения
(Intenet).
Форма подведения итогов: промежуточное тестирование по теме модуля.
Модуль 3. Основы программирования Android-приложений.
В процессе работы по данному модулю учащиеся овладеют навыками
проектирования мобильных приложений, создания программ и отладки на
мобильных устройствах.

Учащиеся должны знать:
– основные понятия объектно-ориентированного проектирования;
– назначение обработки исключений;
– внутренние и анонимные классы;
– типы сенсоров;
– определение параллелизма и синхронизации;
– основы графики в Android;
– общие способы создания потоков в Java.
Учащиеся должны уметь:
– генерировать идеи;
– обрабатывать исключения с помощью конструкции try-catch;
– работать с файлами, считывать и записывать в файл;
– управлять потоками;
– разрабатывать игровые приложения;
– разрабатывать 3D-игры с использованием фреймворка libGDX;
– объективно оценивать результаты своей работы.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
–

лекционная,

–

групповая (командная) работа,

–

групповые консультации;

–

защита проектов.

Тема 3.1. Объектно-ориентированное проектирование.
Теория. Операции с дробями. Шаблоны и принципы проектирования.
Практика. Текстовый квест. Электронный журнал.
Тема 3.2. Ввод, вывод и исключение.
Теория. Обработка исключений. Ключевые слова throw \ throws.
Обработка исключения с помощью конструкции try-catch. Ключевое слово
finally. Основные методы класса Exception.
Практика. Работа с файлами. Чтение \ запись в файл.

Тема 3.3. Внутренние и анонимные классы.
Теория. Понятие внутреннего класса.

Внутренние классы-члены.

Локальные внутренние классы. Анонимные классы.
Практика. Текстовый квест.
Тема 3.4. Параллелизм и синхронизация, потоки.
Теория. Общий способ создания потоков в Java. Реализация логики
потока. Синхронизация потоков. Управление потоками. Блокировки.
Тема 3.5. Фрагменты в Android.
Теория. Фрагменты. Класс Fragment и его методы. Взаимодействия между
фрагментами и активностями.
Практика. Создание фрагментов. Управление фрагментами.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 3.6. Двумерная графика в Android-приложениях.
Практика. Игра «Забавные птички»: игровое поле, создание класса Sprite
для управления анимацией, добавление противника и контроль столкновений.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 3.7. Разработка игровых приложений SurfaceView.
Теория. Общие подходы для реализации игровых приложений. Понятие
игрового движка и его использование при разработке игры. Класс
SurfaceView.
Практика. Создание приложений с помощью SurfaceView.
Форма подведения итогов: промежуточное тестирование по теме модуля.
Модуль 4. Алгоритмы и структуры данных на языке Java.
В процессе работы по данному модулю учащиеся овладеют навыками
работы с массивами и списками, научатся работать с системой управления
базами данных, познакомятся с основами криптографии и криптоанализа.
Учащиеся должны знать:
–

структуры данных (массивы, списки, множества);

–

алгоритмы поиска элементов по значению;

–

понятия стеков, очереди, дека;

–

понятие реляционной модели, классификацию СУБД;

– определение рекурсии (линейной, ветвящейся);
– определение и разновидности деревьев;
– различные виды шифров (подстановки, перестановки);
– методы шифрования (симметричный, на основе алгоритма DES,
ассиметричный, алгоритм RSA);
– понятие криптоанализа.
Учащиеся должны уметь:
– генерировать идеи;
–

работать с СУБД (SQLite на Android-устройстве);

–

производить сортировку (пузырьком, вставками, быстрая);

– осуществлять синхронизацию ассоциативных массивов;
– использовать контент-провайдеры;
– объективно оценивать результаты своей работы.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
–

лекционная,

–

групповая (командная) работа,

–

групповые консультации;

–

защита проектов.

Тема 4.1. Массивы. Класс ArrayList.
Теория. Структуры данных. Сложность алгоритмов. Массив — базовая
структура данных. Операции с массивами. Класс Arrays. Сравнение объектов.
Компараторы. Расширяемый массив. Класс ArrayList.
Практика. Алгоритмы поиска элементов по значению.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.2. Связанные списки. Очереди, стеки, деки.
Теория. Связные списки. Класс LinkedList. Сравнение ArrayList и
LinkedList. Коллекции. Интерфейс List. Стеки, очереди, деки.
Практика. Демонстрация работы очередей и стеков.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.3. Списки в Android. Адаптеры.
Теория. Список из ресурсов. ArrayAdapter. Собственная разметка.
Практика. Задание по Android-практикуму.

Тема 4.4. СУБД. Реляционная модель.
Теория. Реляционная модель. Реляционная БД из нескольких таблиц.
Классификация СУБД.
Тема 4.5. СУБД SQLite. Основы языка SQL.
Теория. СУБД SQLite. Создание таблиц. Добавление записей в таблицу.
Выборка данных. Изменение таблицы. Удаление записей. Агрегированные
запросы.
Практика. Работа с базой данных SQLite на Android-устройстве.
Тема 4.6. Рекурсия.
Теория. Рекурсия в программировании и не только. Стек вызовов.
Линейная рекурсия. Ветвящаяся рекурсия.
Практика. Разработка приложения, которое рисует рекурсивные фигуры
на плоскости.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.7. Деревья.
Теория. Дерево. Разновидности деревьев. Понятие бинарного дерева.
Понятие сбалансированного дерева. Библиотечный класс TreeSet.
Практика. Создание приложения с использованием деревьев.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.8. Алгоритмы сортировок.
Теория. Введение в сортировку данных. Сортировка пузырьком.
Сортировка вставками. Быстрая сортировка.
Практика. Реализация сортировок в библиотечных классах Java.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.9. Множества. Хеширование.
Теория. Множества. Множество целых чисел от 0 до 100. Хеширование.
Хеш-таблица.
Практика. Интерфейс Set. Классы HashSet и TreeSet.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 4.10. Ассоциативные массивы.
Теория. Ассоциативный массив как набор пар «ключ — значение».
Интерфейс Map. Классы для Map. Контейнер HashMap. Контейнер TreeMap.

Синхронизация ассоциативных массивов. Хранение данных в Android
Preferences.
Практика. Разработка приложения с сохранением строк и целого числа.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме и промежуточного
тестирования по теме модуля.
Модуль 5. Основы разработки серверной части мобильных
приложений.
В процессе работы по данному модулю учащиеся овладеют основными
навыками клиент-серверной разработки приложений.
Учащиеся должны знать:
–

основные понятия компьютерных сетей;

– принцип работы глобальной сети Интернет и локальных сетей;
– понятие эталонной сетевой модели OSI;
– принципы передачи данных – методы управления;
– структуру пакетов;
– принципы работы протокола TCP/IP и примеры прикладных сетевых
протоколов;
– основы маршрутизации в сетях TCP/IP;
– определение IP адреса, его версии и формат;
– понятия доменных имен, URL-ссылок;
– структуру HTTP-запроса;
– понятие веб-сервера
–

облачные технологии;

–

клиент-серверные архитектуры.

Учащиеся должны уметь:
– применять популярные сетевые команды;
устанавливать необходимое программное обеспечение для работы с
сервером;
– писать HTTP-приложения под Android;
–

– осуществлять сериализацию с помощью JSON;
– использовать библиотеку Retrofit;

– реализовать серверную часть приложения, выполненную ранее на языке
Java, при помощи скриптового языка программирования PHP;
– объективно оценивать результаты своей работы.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
–

лекционная,

–

групповая (командная) работа,

–

групповые консультации;

–

защита проектов.

Тема 5.1. IP – сети.
Теория. Интернет и протоколах TCP/IP. Адресация в IP-сетях. Версия
интернет-протокола IPv4. Автоматизация процесса назначения IP-адресов.
Доменные имена (DNS), URL-ссылки.
Практика. Сервисы работы с IP-адресами. Популярные сетевые команды.
Тема 5.2. Веб-сервер, HTTP-запросы и ответы.
Теория. TTP-протокол. Структура HTTP-запроса. Ответы сервера. Вебсервер.
Практика. Реализация сервера на PHP.
Форма подведения итогов: выполнение теста по теме.
Тема 5.3. Клиент-серверная архитектура мобильных приложений.
Теория. Архитектура клиент-сервер. Форматы JSON и XML.
Сериализация. Библиотека Retrofit.
Практика. Отправка запросов из Android-приложений. Использование
JSON и библиотеки Retrofit.
Тема 5.4. Облачные платформы. REST-взаимодействие.
Теория. Облачные технологии. Модели развертывания. Модели
обслуживания. Платформа как услуга. REST-взаимодействие. RESTаутентификация и OAuth-авторизация.
Практика. Синхронные и асинхронные запросы. Возможности RESTвзаимодействия на примере одного из API Яндекс.Предиктора.
Тема 5.5. Серверные СУБД.
Теория. Клиент-серверные архитектуры. Серверные СУБД. Настройка
PostgreSQL и подключение к БД. Реализация back end части приложения на
языке Java.
Практика. Реализация back end части приложения на языке PHP.

Форма подведения итогов: промежуточное тестирование по теме модуля.
Модуль 6. Разработка итогового проекта.
В процессе работы по данному модулю учащиеся овладеют навыками
проектной деятельности и тайм менеджмента, создадут своё собственное
мобильное приложение.
Учащиеся должны знать:
− особенности работы с интегрированной средой разработки;
− сложные конструкции, способы организации процедур и функций в

языке программирования Java;
− знание техники ведения проектной деятельности и принципов таймменеджмента.
Учащиеся должны уметь:
- эффективно использовать интегрированную среду разработки;
- проектировать мобильные приложения, создавать программы и выполнять
их отладку на мобильных устройствах;
- писать код программы на языке Java;
- формировать цели, ставить задачи для её достижения в ходе решения
проблемных ситуаций;
- презентовать себя, свой продукт;
- мыслить творчески, придумывать и воплощать в жизнь свои идеи.
Формы занятий, используемые при изучении данного кейса:
- лекционная;
- самостоятельная работа;
- групповые консультации;
- защита проектов.
Тема 6.1. Работа над итоговым проектом.
Теория. Жизненный цикл проекта, технологии ведения проектной
деятельности.
Практика. Анализ и выявление проблемы. Постановка цели и задач.
Планирование работы. Реализация идеи (дизайн, программирование).
Тестирование приложения.
Тема 6.2. Подготовка к защите проектов.
Практика. Подготовка презентации и речи для защиты. Проработка

возможных вопросов со стороны экспертов и ответов на них.
Тема 6.3. Защита проектов. Рефлексия.
Практика. Представление полученных проектов, рефлексия по итогам
защиты, работы над проектом.
Форма подведения итогов. Публичная защита проекта.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды
контроля
– входной, текущий контроль по итогам изучения отдельного раздела,
промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по
окончанию учебного года и целой программы.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для
определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы
аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое
наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который
позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их
готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) –
педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических творческих
работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого
полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование,
защита проектных и исследовательских работ.
По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль. Цель
его проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную
деятельность, получение сведений для совершенствования образовательной
программы и методов обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой
программы.
Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских
работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование,
анкетирование, видео-фотоотчёт в условиях дистанционного обучения.
Одним из показателей результативности является участие подростков в
выставках, олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
муниципального,
регионального, федерального и международного уровней.

Оценочные материалы
В системе оценки качества освоения содержания программы,
первоочередной является диагностика личностного роста учащихся. Выявление
и анализ полученных результатов по данному направлению следует проводить 2
раза в год – на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию
учебного года.
В качестве диагностического материала личностного развития
используются: метод наблюдения, анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой
(Приложение 1), методика определения эмоциональной самооценки личности
по А.В. Захарову (Приложение 1).
Формами проведения мониторинга предметного содержания являются:
тестирование, демонстрация моделей, защита проектов, презентации, метод
наблюдения, информационная карта освоения учащимися раздела, карта
самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося,
информационная карта результатов участия подростков в конкурсах,
фестивалях и выставках разного уровня.

1
2.
3.
4.
5.

Информационная карта освоения учащимися раздела
Название раздела, кол-во часов
Ф.И.О. обучающегося
Параметры
Оценка результативности
результативности освоения
освоения раздела
раздела
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
Теоретические знания
Практические умения и навыки
Самостоятельностьв
познавательной деятельности
Потребность в самообразовании и
саморазвитии
Применение знаний и умений.
Общая сумма баллов:
После оценки каждого параметра результативности освоения раздела, все
баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий
уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой:
1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел освоен на
среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне.

Информационная карта освоения раздела заполняется на основе результатов
педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на
занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет
определить динамику личностного развития каждого обучающегося.
В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях
различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется рейтинг
учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить 2 раза в год (в
середине и в конце учебного года).
К числу планируемых результатов освоения программы относится участие
в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках и иных
мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и
всероссийского уровней, поэтому возникает необходимость формирования
портфолио учащихся.
Информационная карта результатов участия обучающихся в
конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня
Ф.И.О. учащегося. Возраст Год обучения

1. Конкурсы
2. Выставки
3. Конференции

2 б.

3 б.

1 б. 2 б.

Победитель

1 б.

Призер,
дипломант

3 б.

Международный и
федеральный
уровни

Участие

2 б.

Призер,
дипломант
Победитель

1 б.

Участие

Участие

№

Формы
предъявле-ния
достижений

Призер,
дипломант
Победитель

Региональный и
Уровень
муниципальный
образовательуровни
ного учреждения

3 б.

4. Круглые
столы,
семинары
5. Олимпиады
7. Другое
Общая сумма
баллов:
Результаты контроля могут быть основанием
программы и поощрения учащихся.
Уровни освоения программы

для

корректировки

Высокий уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом в полном объеме,
самостоятельно выполняют практическую работу, без затруднений могут
написать программу с определенным функционалом для предполагаемой или
своей модели, самостоятельно работают со специальными инструкциями.
Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и
презентации собственных проектов. Принимают активное участие в конкурсах,
конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского
уровней. Оценивают себя и свою модель робота в соответствии с реальной
действительностью.
Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую
объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, нацелены на
общий результат. Берут ответственность за выполнение определенной работы в
команде, способны разрешать конфликтные ситуации.
Средний уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом не в полном объеме,
выполняют практическую работу под наблюдением педагога.
Могут проводить простые исследования под руководством педагога,
готовят презентации по теме занятия. Принимают участие в выставках,
мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся
осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий
всех членов команды. Работают совместно, но испытывают затруднения при
распределении обязанностей, нуждаются в координации деятельности со
стороны педагога.
Уровень ниже среднего:
Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют
практическую работу непосредственно под руководством педагога.
Не умеют самостоятельно работать, описывать ход работы. Не принимают
участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного
учреждения.
У обучающихся завышенная или очень заниженная самооценка своей
деятельности, низкий уровень взаимозависимости. Члены группы отвечают
каждый сам за себя. Несут только персональную ответственность. Нуждаются в
контроле педагога.
Все результаты по итогам контроля фиксируются в таблицах. (Приложение 2)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Тема
модуля

Модуль 1.
Основы
программ
ирования
на языке
Java

Приёмы и
методы
организации
образовательн
ого процесса
Комбин
Метод
ированная проектов.
Объяснительно
иллюстративн
ый.
Форма
занятий

Модуль 2. Комбин
Метод
Введение ированная проектов.
в
Объяснительно
объектно-иллюстративн
ориентиро
ый.
ванное
программ
ирование

Дидактический
материал.
Электронные
источники

Техническое
оснащение и
расходный
материал

Форма
подвед
ения
итогов

https://myitschool.ru/o
pencourse/course/view
.php?id=3§ion=1 -"IT
школа SAMSUNG"
онлайн ресурс по
мобильнойразработке
компанииSamsung
Electronics

-Ноутбуки с мышкой и Тестир
доступомк сети
ование
Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная система
Windows (версия не
ниже 7); Android
Studio; Eclipse.
-Презентационное
оборудование.

https://myitschool.ru/o
pencourse/course/view
.php?id=3§ion=1
-"IT школа SAMSUNG"
онлайн ресурс по
мобильнойразработке
компанииSamsung
Electronics

Ноутбуки с мышкой и
доступомк сети
Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная система
Windows (версия не
ниже 7); Android
Studio; Eclipse.

Тестир
ование

Презентационное
оборудование.

Модуль 3.
Основы

Комбин
ированн

Метод
проектов.

https://myitschool.ru/o
pencourse/course/view

Мобильные
устройства на базе
ОС Android.
Ноутбуки с мышкой и
доступом

Тестир
ование

программ
ирования
Androidприложен
ий.

ая

Объяснительно
иллюстративн
ый.

.php?id=3§ion
=1 -"IT школа
SAMSUNG" онлайн
ресурс по мобильной
разработке компании
Samsung Electronics

Модуль 4. Комбин
Метод
Алгоритм ированная проектов.
ыи
Объяснительно
структуры
данных на
иллюстр
языке
ативный.
Java.

https://myitschool.ru/o
pencourse/course/vie
w.php?id=3§ion=1 "IT школа SAMSUNG"
онлайн ресурс по
мобильнойразработке
компанииSamsung
Electronics

Модуль 5. Комбин
Метод
Основы
ированная проектов.
разработк
Объяснительно
и
иллюстративный.
серверной
части
мобильны
х
приложен
ий
.

https://myitschool.r
u/opencourse/course/view
.php?id=3§ion
=1 -"IT школа
SAMSUNG" онлайн
ресурс по мобильной
разработке компании
Samsung Electronics
http://www.intuit.ru/st

к сети Интернет, на
которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная
система Windows
(версия не ниже 7);
Android Studio;
Eclipse.
Презентационное
оборудование.
Мобильные
устройства на базе
ОС Android.
Ноутбуки с мышкой и
доступомк сети
Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная система
Windows (версия не
ниже 7); Android
Studio; Eclipse.
Презентационное
оборудование.
Мобильные
устройства на базе
ОС Android.
Ноутбуки с мышкой и
доступомк сети
Интернет, на которых
установлено
следующие
программное
обеспечение:
операционная

udies/courses/4455
система
/712/lecture/21291?page= Windows (версия не
2 - Протокол
ниже 7);Android
HTTP/HTTPS
Studio; Eclipse.
[Электронный
Презентационное
оборудование.
ресурс]/ НОУ Интуит
Мобильные
устройства на базе
ОС Android.

Тестир
ование

Тестир
ование.
Защита
проектов

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
использованных при написании программы:
1. https://myitschool.ru/opencourse/course/view.php?id=3§ion=1 - "IT
школа SAMSUNG" онлайн ресурс по мобильной разработке компании Samsung
Electronics.
рекомендованных обучающимся:
1.
Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript,
CSS и HTML5 – Робин Никсон;
2. PHP. Быстрый старт – Каллум Хопкинс;
3. https://stepik.org/ – ресурс для самообразования, образовательная
платформа и конструктор онлайн-курсов;
4. http://www.intuit.ru/studies/courses/4455/712/lecture/21291?page=2
5. -Протокол HTTP/HTTPS [Электронный ресурс]/ НОУ Интуит.

Приложение 1
Анкета Лускановой Н.Г.
«Изучение уровня учебной мотивации учащихся»
Анкета № 1
«Изучение мотивации учащихся при выборе направления
деятельности»
Ф.И. (возраст)
____________________________________________________________
Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+»)
1. совет друга, его рассказы об объединении;
2. по объявлениям в средствах массовой информации;
3. по рекламным листовкам на информационных стендах;
4. по рекламе педагога;
5. посоветовали родители;
6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в
объединении и дома;
7. случайность;
8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении;
9. желание чем-нибудь заняться в свободное время;
10. желание найти друга;
11.другие причины (пожалуйста, укажи их)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся
объединения»
1.Тебе нравится в объединении ЦДЮТТ «ЮТЕКС»? (подчеркни
нужное)
- нравится; не очень; не нравится.
2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе
хочется остаться дома?
- иду с радостью;
- бывает по-разному;
- чаще хочется оставаться дома.
3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно
приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на
занятия или остался дома?
- пошел на занятия;
- не знаю;
- остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а
обучающих занятий не было бы?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
7.У тебя в объединении много друзей?
- много;
- мало;
- нет друзей.
8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
- не хотел бы;
- точно не знаю;
- хотел бы.
Дата заполнения ____________________________
В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня
учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих
отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены
по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов
ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном
отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций,
оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ,
позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к
посещению коллектива, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из
пяти уровней мотивации посещения объединения:
1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность
– 25-30 баллов.
2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла.
3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив
привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов.
4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов.

5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10
баллов.
Методика определения эмоциональной самооценки личности
по А.В. Захарову
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди.
Укажи, где находишься ты.

Ключ:
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом
случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа»,
осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

1-3 балла – низкий уровень
4-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – высокий уровень

Приложение 2. Мониторинг качества образования
Педагог__________________________________________
Объединение_____________________________________
Год обучения, № группы____________________________
Оцениваемые
параметры

Ф.И.
обучающегося

Обучение
Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Развитие личности
Самооценка

Мотивация

Воспитание
Культура
поведения

Взаимодействие
в коллективе

Таблица
мониторинга качества образования 20__-20___ учебный год
Педагог ___________________________________________
Объединение_______________________________________
Кол-во детей, охваченных мониторингом: 1 год - ___, 2 год - ____, 3 год - ____, 4-ый год - _____. Всего - ___.

Параметры
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Самооценка
Мотивация
Культура
поведения
Взаимодействие
в коллективе

об
%
об
%
об
%
об
%
об
%
об
%

Минимальный (1-3 балла)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

Уровень обучения, развития, воспитанности
Средний (4-7 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

Высокий (8-10 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

1г.об

1г.об

1г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».