Управление образования администрации Чайковского городского округа Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Центр цифрового образования «IT-куб» ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «31» августа 2023 г. протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО ___________ И.Р.Андреева Приказ № 262 от 31.08.2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА PYTHON» Возраст учащихся: 10-18 лет Срок реализации: 1 год Авторы программы: Таначева Наталья Алексеевна методист МАУДО ЦДО Башурова Юлия Андреевна педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО г. Чайковский, 2023 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Учреждение: МАУДО ЦДО 2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб. 5 3. Ф.И.О. педагога: Пинаев Александр Юрьевич 4. Статус программы: модифицированная 5. Направленность: техническая 6. Образовательная область: программирование 7. По уровню содержания: базовый 8. По форме реализации: групповые 9. По цели обучения: познавательная 10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение Продолжительность освоения: 1 год 11. Количественный состав: 12-15 человек 12. Возрастной диапазон: 10-18 лет 13. Перечень разделов программы: - пояснительная записка; - учебно-тематический план; - содержание учебного плана; - календарный учебный план; - формы аттестации и оценочные материалы; - условия реализации программы; - список литературы; - приложения. 1. Пояснительная записка Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования отвечает не только насущным потребностям современной российской экономики, но и потребностям личного развития учащихся. В целях повышения качества дополнительного образования в сфере технического творчества для педагогов и учащихся в Чайковском городском округе на базе МАУДО ЦДО создан муниципальный ресурсный центр поддержки развития технического творчества детей, поэтому возникла необходимость в создании новых программ технической направленности. Исходя из социального заказа родителей и детей, а также образовательных организаций Чайковского городского округа, создана данная программа, учитывающая нормативно-правовые документы: − Федеральный Закон от 29.12.12 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»; − Паспорт национального проекта «Образование» (протокол от 24.12.2018г. №16) с Федеральными проектами «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др. - Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022г. №231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020); − Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р); − Приказ Министерства просвещения РФ от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды»; - Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы»; − «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); − Устав МАУДО ЦДО; − локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность Центра цифрового образования детей «IT-куб» МАУДО ЦДО. Направленность и уровень программы Направленность дополнительной общеобразовательной программы: техническая. Уровень программы ознакомительный. Актуальность программы По результатам исследования компании Jet Brains (https://www.jetbrains.com/lp/devecosystem-2020/) язык Python обогнал Java в списке языков, используемых за 2020 год. 30% респондентов начали или продолжили изучать Python — даже больше, чем в прошлом году. Python достаточно широко используется при изучении основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. В частности, используется в качестве базового языка для изучения в УМК по информатике авторов Поляков К. Ю., Еремин Е. А., допущенном к использованию в общеобразовательных организациях Министерством просвещения РФ (Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 мая 2020 года № 345). Изучение Python поможет обучающимся открыть возможности дальнейшего развития в области IT и поможет профориентации в старших классах, пригодится в олимпиадах по программированию и решении заданий ЕГЭ. Традиционное изучение в общеобразовательных учреждениях города Радужный языка программирования «Pascal» и Basic не может в полной мере удовлетворить потребности обучающегося информационно-технологической и физико-математической направленностей в изучении новых и популярных языков программирования. Изучение языка программирования «Python» поможет ребенку получить более целостное представление о профессии программиста, разработчика, инженера. Программа предполагает участие обучающихся в интеллектуальных соревнованиях по программированию различных уровней, создание образовательных практических или научно-исследовательских проектов, что даст возможность детям полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Курс предполагает смешанный формат обучения. Сочетание групповой работы с педагогом в классе и индивидуальной работы в личном кабинете на онлайн-платформе позволяет ученикам выработать не только технические навыки программирования, но и навыки социального взаимодействия при работе над финальным проектом курса, а главное – научиться самостоятельно выстраивать свое профессиональное развитие. Цель и задачи программы Цель реализации программы – формирование у обучающихся навыков программирования на языке Python и самонаправленного обучения. Задачи реализации программы: Образовательные: 1. способствовать развитию базовой части математического аппарата, применяемого в современном программировании; 2. обучение работе в интегрированных средах разработки и в онлайн сервисах интернета, связанных с программированием; 3. обучить навыкам алгоритмического и логического мышления, грамотной разработки программ; 4. обучить навыкам разработки эффективных алгоритмов и программ на основе языка программирования Python. 5. способствовать возможностям получения новых знаний в области компьютерного программирования. Воспитательные: 6. научиться применять полученные знания для решения практических задач. 7. повысить уровень самостоятельности в обучении (по четырехступенчатой шкале Г. Гроу) 8. формировать правильный методологический подход к познавательной и практической деятельности; 9. воспитывать трудолюбие, инициативность и настойчивость в преодолении трудностей; 10. развивать навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Развивающие: 11. развивать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности при реализации проекта, требующего от участников знаний и умений из различных направлений. 12. тип мышления, направленный на выбор оптимальных решений; 13. навыки инженерного мышления и умения работать по предложенным инструкциям; 14. навыки программирования, проектирования и эффективного использования электронного вычислительного оборудования; 15. внимательность, аккуратность и изобретательность при выполнении учебных проектов; 16. творческое мышление и воображение, умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений и информационного поиска. Целевая группа Категория обучающихся: ученики общеобразовательных школ от 10 до 18 лет Организация курса: Курс состоит из 32 занятий длительностью 90 минут. Урок продолжительностью 90 минут делится на 2 части по 45 минут с перерывом в 10 минут. Форма обучения: смешанная: очное и онлайн-обучение. В очных занятиях в группах по 10-15 человек используются задания на онлайнплатформе с автоматизированной проверкой. Задания на платформе доступны ученикам для самостоятельного изучения в любое время. В ходе курса запланирован плавный переход к формату “перевернутого класса”: на первых пяти занятиях учеников знакомят с онлайн-платформой и основными инструментами программирования на Python. Начиная с шестого урока предлагаются различные формы самостоятельной активности на уроке, с групповой взаимопроверкой. После десятого урока иногда ученикам предлагается самостоятельно изучить новую тему, опираясь на конспект онлайн-курса, а роль учителя сдвигается к консультации и модерации. Последние пять уроков отведены на почти самостоятельную работу над проектами. Основными принципами обучения являются: 1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники. 2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. 5. Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога. 6. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а также материалы своего изготовления. 7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. 10. Принцип разноуровневости реализуется исходя из стартовых возможностей ребенка и на основании диагностики. Предполагается комплектование групп в соответствии уровнями сложности содержания программы. Чем выше уровень сложности, тем выше учебная нагрузка и требования к результатам учащихся. Психолого-педагогическая характеристика детей, участвующих в реализации программы Программа рассчитана на учащихся с 7 до 15 лет. Разновозрастные группы имеют свое обоснование на основе психологопедагогических характеристик по возрастам: Возраст Описание характеристики Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая школьный сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего возраст развития ребенка. (7-10 лет) Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Подростковый Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости: возраст Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны (11-15 лет) развития. Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение с взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем. Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я» – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Младший Срок реализации программы Программа рассчитана на один учебный год, в объеме 144 часа. 2. Учебно-тематический план. Формы Название темы Форма занятия аттестации Всего Теория Практика (контроля) Инструктаж по ТБ. Игры собеседова 1. 2 1 1 беседа, игра на знакомство. ние интерактивные Знакомство с Python. 2. 4 2 2 занятия, работа опрос Команды input() и print(). за компьютером Параметры sep, end. интерактивные 3. Переменные. 6 3 3 занятия, работа опрос Комментарии. PEP 8 за компьютером интерактивные тестирован 4. Работа с целыми числами 6 3 3 занятия, работа ие за компьютером Итоговая работа на вводсамостоятельная контрольн 5. 2 0 2 вывод данных работа ое занятие интерактивные 6. Условный оператор. 4 2 2 занятия, работа опрос за компьютером интерактивные Логические операции and, 7. 4 2 2 занятия, работа опрос or, not за компьютером интерактивные Вложенный и каскадный тестирован 4 2 2 8. занятия, работа условный оператор ие за компьютером Итоговая работа на самостоятельная контрольн 9. 2 0 2 условный оператор работа ое занятие интерактивные 10. Типы данных int, float, str. 4 2 2 занятия, работа опрос за компьютером Встроенные функции интерактивные 11. min(), max(), abs(). 4 2 2 занятия, работа опрос Оператор in. за компьютером интерактивные 12. Модуль math 4 2 2 занятия, работа опрос за компьютером интерактивные Цикл for. Функция 13. 6 2 4 занятия, работа опрос range(). за компьютером Частые сценарии при интерактивные написании циклов. тестирован 14. 6 2 4 занятия, работа Расширенные операторы ие за компьютером присваивания. № п/п Количество часов Цикл с предусловием 15. while 6 2 4 16. Цикл while: обработка цифр числа 4 2 2 17. Операторы break, continue, else. 6 2 4 18. Поиск ошибок и ревью кода 4 2 2 19. Вложенные циклы 4 2 2 20. Итоговая работа на циклы 2 0 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 21. Строковый тип данных: индексация и срезы 22. Методы строк 23. Резервное время. Введение в списки. Основы работы со 24. списками. Методы списков Вывод элементов списка. 25. Строковые методы split() и join() 26. Методы списков. Списочные выражения 4 2 2 27. Итоговая работа на списки 2 0 2 28. Функции 6 3 3 Локальные и глобальные 29. переменные. Функции возвращающие значения. 6 3 3 интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером самостоятельная работа интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером самостоятельная работа интерактивные занятия, работа за компьютером интерактивные занятия, работа за компьютером опрос опрос опрос опрос тестирован ие контрольн ое занятие опрос опрос опрос опрос опрос тестирован ие контрольн ое занятие опрос опрос Функции возвращающие 30. значения. 6 3 3 Итоговая работа на функции 2 0 2 12 4 8 Заключительное занятие 2 0 2 Количество часов 144 60 84 31. 32. Работа над проектом интерактивные занятия, работа за компьютером опрос самостоятельная контрольн ое занятие работа интерактивные самостояте занятия, работа льная за компьютером работа самостояте защита проекта льная работа 3. Содержание учебно - тематического плана № п/п Название темы Кол. часов 1. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство 2 2. Знакомство с Python. Команды input() и print(). 4 3. Параметры sep, end. Переменные. Комментарии. PEP 8 6 4. Работа с целыми числами 6 5. Итоговая работа на ввод-вывод данных 2 6. Условный оператор. 4 Теория Знакомство с учениками. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях, работы с компьютерами. (1 ч.) Сбор ожиданий учеников, пояснение программы курса, рефлексия. Объяснение темы. (2 ч.) Продолжение знакомства в группе. “Что? Где? Когда?” по пройденной теме. Объяснение новой темы. (3 ч.) Обсуждение правильной работы с ошибками. Практика взаимодействия в группе. Объяснение темы. (3 ч.) Практика Игра на знание техники безопасности. Игры на знакомство и сплочение. (1 ч.) Решение задач. (2 ч.) Отработка навыков работы с переменными, использования комментариев в коде. (3 ч.) Отработка операций с целыми числами. Обработка цифр числа. (3 ч.) Рещение самостоятельной работы. (2 ч.) Приоритеты и Решение задач с планирование. использованием Объяснение темы. Разбор условного оператора. (2 задач на доске. (2 ч.) ч.) Консультация учеников. 7. Логические операции and, or, not Решение задач с использованием логических операций. (2 ч.) Решение задач с использованием каскадного условного оператора и вложенных ветвлений. (2 ч.) Рещение самостоятельной работы. (2 ч.) 4 Объяснение темы. Разбор задач на доске. (2 ч.) 8. Вложенный и каскадный условный оператор 4 Повторение. Объяснение темы. Разбор задачи. Рефлексия “Повар”. (2 ч.) 9. Итоговая работа на условный оператор 2 Консультация учеников. 4 Анонс нестандартных форм работы с классом. Объяснение темы. Групповая работа над презентацией. (2 ч.) 4 Решение задач с Объяснение темы. Разбор использованием функций. задач на доске. (2 ч.) (2 ч.) 10. Типы данных int, float, str. 11. Встроенные функции min(), max(), abs(). Оператор in. 12. Модуль math 4 13. Цикл for. Функция range(). 6 14. Частые сценарии при написании циклов. Расширенные операторы присваивания. 6 15. Цикл с предусловием while 6 16. Цикл while: обработка цифр числа 4 Самостоятельное изучение темы в малых группах и создание презентации. (2 ч.) Решение задач с Объяснение темы. Разбор использованием модуля. задач на доске. (2 ч.) (2 ч.) Повторение. Объяснение новой темы. Подвижная Решение задач. (3 ч.) игра с функцией range(). Рефлексия. (3 ч.) Самостоятельное Игровое повторение исследование частых предыдущей темы. сценариев Самостоятельное программирования. изучение новой темы в Решение задач на командах. Объяснение отработку частых новой темы. (3 ч.) сценариев. (3 ч.) Решение задач на использование цикла с Игра на вопросы с предусловием. логикой бинарной Самостоятельное “данетка”. Объяснение изучение процедуры новой темы. (3 ч.) обработки цифр натурального числа. (3 ч.) Объяснение темы. Разбор Решение задач. (2 ч.) задач на доске. (2 ч.) 17. Операторы break, continue, else. 6 18. Поиск ошибок и ревью кода 4 19. Вложенные циклы 4 20. Итоговая работа на циклы 2 21. Строковый тип данных: индексация и срезы 4 22. Методы строк 4 23. Резервное время. Введение в списки. 4 24. Основы работы со списками. Методы списков 4 25. Вывод элементов списка. Строковые методы split() и join() 4 26. Методы списков. Списочные выражения 4 Решение задач: отработка Объяснение темы. Разбор применения оператора устных задач. (3 ч.) break в циклах. (3 ч.) Разбор задач на доске. (2 Работа в командах над ч.) ревью кода. (2 ч.) Объяснение темы Решение задач: отработка “Вложенные циклы”. применения вложенных Разбор задач. Рефлексия. циклов. (2 ч.) (2 ч.) Рещение самостоятельной Консультация учеников. работы. (2 ч.) Самостоятельное Повторение темы изучение темы “Циклы”. Короткое “Строковый тип данных”, объяснение темы. решение задач на Рефлексия. (2 ч.) платформе. (2 ч.) Повторение темы “Строки”. Устный разбор Решение задач: методов строк и их использование методов функционала. Рефлексия. строк. (2 ч.) (2 ч.) Индивидуальная работа с Решение задач: сначала учениками. Объяснение всех пропущенных, потом новой темы “Списки”. (2 на использование ч.) списков. (2 ч.) Повторение прошлой Самостоятельное темы. Подведение итогов изучение теории. Решение самостоятельной работы задач на отработку учеников, рефлексия. (2 методов работы со ч.) списками. (2 ч.) Повторение предыдущей темы. Подведение общих Самостоятельное итогов самостоятельного изучение теории. Решение изучения теории. задач на работу со Объяснение методов split списками. (2 ч.) и join. Игра в парах с образцами кода. (2 ч.) Разминка, повторение предыдущей темы. Самостоятельное Групповое подведение изучение темы “Методы итогов темы “Методы списков”. В парах: списков”. изучение темы “Списочные выражения”. Соревновательное подведение итогов (2 ч.) изучения темы “Списочные выражения”. Рефлексия командной работы. (2 ч.) 27. Итоговая работа на списки 2 28. Функции 6 29. Локальные и глобальные переменные. Функции возвращающие значения. 30. Функции возвращающие значения. 6 31. Итоговая работа на функции 2 6 32. Работа над проектом 12 Заключительно занятие 2 Консультация учеников. Объяснение темы “Функции без параметров”. Объяснение темы “Функции с параметрами”. (3 ч.) Повторение предыдущей темы. Постановка личной цели на урок “Дерево цели”. Объяснение темы “Локальные и глобальные переменные. Рефлексия с оценкой процента выполнения поставленных целей. (3 ч.) Игра “Шляпа” на глобальное повторение. Дискуссия об использовании функций. Финализирующая рефлексия “Палитра”. Игра на введение в проектную деятельность. (3 ч.) Консультация учеников. Решение самостоятельной работы. (2 ч.) Решение задач. (3 ч.) Самостоятельное изучение темы “Функции, возвращающие значения”. Решение задач на платформе. (3 ч.) Решение задач на отработку темы “Функции, возвращающие значения”. (3 ч.) Решение самостоятельной работы. (2 ч.) Разработка и оформление Самостоятельная работа проекта. Консультация над проектом. (12 ч.) проектных групп. Выступление с Консультация проектных презентацией групп. собственного проекта. 4. Календарный учебный график Тема 1 2 3 4 5 неделя неделя неделя неделя неделя Сентябрь Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство. Знакомство с Python. Команды input() и print(). 2 2 Параметры sep, end. Переменные. Комментарии. PEP 8 Работа с целыми числами Итоговая работа на ввод-вывод данных Условный оператор. 2 2 Октябрь 4 4 2 2 4 Логические операции and, or, not 4 Ноябрь Вложенный и каскадный условный оператор Итоговая работа на условный оператор Типы данных int, float, str. Встроенные функции min(), max(), abs(). Оператор in. 4 2 2 2 2 Декабрь Встроенные функции min(), max(), abs(). Оператор in. Модуль math Цикл for. Функция range(). 2 2 2 2 4 Частые сценарии при написании циклов. Расширенные операторы присваивания. 4 Цикл с предусловием while Январь Цикл с предусловием while Цикл while: обработка цифр числа Операторы break, continue, else. 2 4 4 4 Февраль 2 Операторы break, continue, else. 2 Поиск ошибок и ревью кода Вложенные циклы Итоговая работа на циклы Строковый тип данных: индексация и срезы 2 Методы строк Резервное время. Введение в списки. Основы работы со списками. Методы списков 2 2 2 2 4 Март 4 4 4 Вывод элементов списка. Строковые методы split() и join() Методы списков. Списочные выражения Итоговая работа на списки Функции Локальные и глобальные переменные. Функции возвращающие значения. Функции возвращающие значения. Функции возвращающие значения. Итоговая работа на функции Работа над проектом 4 4 Апрель 2 2 4 2 4 4 Май 2 2 4 4 4 Ожидаемые результаты Личностные По окончании курса обучающийся сможет: ● Программировать на языке Python. ● Использовать инструменты разработки среды Wing. ● Самостоятельно реализовывать проекты, связанные с разработкой игр. Метапредметные ● Ставить учебные цели. ● Формулировать достигнутый результат. ● Планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность; выбирать индивидуальную траекторию достижения учебной цели. ● Определять подходы и методы для достижения поставленной цели. ● Отбирать необходимые средства для достижения поставленной цели. ● Осуществлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности. ● Проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности. Предметные Практическим результатом работы служит финальный проект каждого ученика: 2D игра на движке Pygame, либо серия самостоятельно разработанных мини-проектов в консольном режиме языка Python. 5. Формы аттестации и оценочные материалы В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля – входной, текущий контроль по итогам изучения отдельного раздела, промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по окончанию учебного года и целой программы. В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение. В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических творческих работ. Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование, защита проектных и исследовательских работ. По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль. Цель его проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную деятельность, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование, видео-фотоотчёт в условиях дистанционного обучения. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней: − Участие во Всероссийских, региональных, краевых робототехнических соревнований. − Участие в Международных олимпиадах дистанционного и очного характера. − Участие во Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест». Виды контроля Время проведения Сентябрь В течение учебного года Начало соревнований Май Цель проведения Входной контроль Определение уровня готовности технической направленности Текущий контроль Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Выявление уровня ответственности. Промежуточный контроль Определение готовности начать выступать на соревнованиях Итоговый контроль Определение изменений в показателях уровня развития учащихся, его технических способностей Формы контроля Анкетирование (см. приложение1) Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, составление технических самостоятельных инструкций. Конкурсы, соревнования, выступления. Оформление презентации, описание своих результатов. Формы выявления, фиксации, предъявления результатов Спектр способов и Спектр способов Спектр способов и форм выявления и форм фиксации форм результатов результатов предъявления результатов Беседа Грамоты Олимпиады Наблюдение Дипломы Робототехнические соревнования Выставки Сертификаты Фестивали Соревнования Готовые работы Демонстрация моделей Олимпиады Журнал Отчеты Анализ мероприятий Материалы анкет Открытые занятия Взаимообучение учащихся Анкетирование Видеозаписи Фотодокументы Отзывы родителей и детей Публикации в газетах Технические самостоятельные инструкции Аналитические отчеты Проекты Оценочные материалы В системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год – на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию учебного года. В качестве диагностического материала личностного развития используются: метод наблюдения, анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой (Приложение 1), методика определения эмоциональной самооценки личности по А.В. Захарову (Приложение 1). Формами проведения мониторинга предметного содержания являются: тестирование, демонстрация моделей, защита проектов, презентации, метод наблюдения, информационная карта освоения учащимися раздела, карта самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося, информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня. Информационная карта освоения учащимися раздела Название раздела, кол-во часов Ф.И.О. обучающегося № Параметры результативности освоения раздела 1. 2. Теоретические знания Практические умения навыки Самостоятельность познавательной деятельности 3. Оценка результативности освоения раздела 1 балл 2 балла 3 балла (низкий (средний (высокий уровень) уровень) уровень) и в 4. Потребность самообразовании саморазвитии 5. Применение знаний умений. Общая сумма баллов: в и и После оценки каждого параметра результативности освоения раздела, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой: 1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел освоен на среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне. Информационная карта освоения раздела заполняется на основе результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику личностного развития каждого обучающегося. Информационная карта результатов участия обучающихся в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня Ф.И.О. учащегося Возраст Год обучения 1. 2. 3. Конкурсы Выставки Конференции 2 б. 3 б. 1 б. Призер, дипломант Победитель 1 б. Международный и федеральный уровни Участие 3 б. Призер, дипломант Победитель 2 б. Региональный и муниципальны й уровни Участие 1 б. Призер, дипломант Победитель Участие Формы № предъявления достижений Уровень образовательного учреждения 2 б. 3 б. 4. Круглые столы, семинары 5. Олимпиады 7. Другое Общая сумма баллов: Дата заполнения карты В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить 2 раза в год (в середине и в конце учебного года). К числу планируемых результатов освоения программы относится участие в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках и иных мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и всероссийского уровней, поэтому возникает необходимость формирования портфолио учащихся. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. Формами проведения мониторинга метапредметных результатов являются метод наблюдения и следующие диагностические материалы: − методика исследования психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко) (Приложение 3), − анкетирование «Сотрудничество» (Приложение 4), − карта наблюдения за работой команд для оценки навыка сотрудничества среди обучающихся (Приложение 5), − критерии оценки презентации проектной идеи (Приложение 6). Уровни освоения программы Высокий уровень: Воспитанники владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, собирают модели роботов, без затруднений могут написать программу с определенным функционалом для предполагаемой или своей модели робота, самостоятельно работают со специальными инструкциями. Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и презентации собственных проектов. Принимают активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Оценивают себя и свою модель робота в соответствии с реальной действительностью. Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, нацелены на общий результат. Берут ответственность за выполнение определенной работы в команде, способны разрешать конфликтные ситуации. Средний уровень: Воспитанники владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу (сборку моделей роботов и написание программы) под наблюдением педагога. Могут проводить простые исследования под руководством педагога, готовят презентации по теме занятия. Принимают участие в выставках, мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения. Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, но испытывают затруднения при распределении обязанностей, нуждаются в координации деятельности со стороны педагога. Уровень ниже среднего: Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу (сборку моделей роботов и написание программы) непосредственно под руководством педагога. Не умеют самостоятельно работать с конструктором, описывать ход работы. Не принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения. У обучающихся завышенная или очень заниженная самооценка своей деятельности, низкий уровень взаимозависимости. Члены группы отвечают каждый сам за себя. Несут только персональную ответственность. Нуждаются в контроле педагога. Все результаты по итогам контроля фиксируются в таблицах. (Приложение 2) 6. Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Технологии, формы и методы организации учебного процесса: Для организации занятий используются технология учебного сотрудничества, STEAM-технология, технология организации проектной и исследовательской деятельности. Формы: − фронтальные: беседа (мотивационная, эвристическая, синтезирующая, экспериментальная), интерактивная лекция, проверочная работа; − групповые (олимпиады, фестивали, соревнования); − индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств). Для предъявления учебной информации используются следующие методы: − наглядные; − словесные; − практические (конструирование, моделирование, проектирование). Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы: поощрение и игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игротека, ситуативная игра). Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции: − электронные методические пособия; − видеоролики; − информационные материалы на сайте https://vk.com/club49468501, посвященном данной дополнительной образовательной программе; − мультимедийные интерактивные работы, выдаваемые обучающимся на занятии. Материально-техническое обеспечение программы − 15 рабочих мест: стол, стул, розетка, компьютеры на каждое рабочее место; − Проектор и аудио колонки или телевизор; − Интернет-соединение, скорость загрузки не менее 2 Мбит/сек; − Меловая, магнитно-маркерная доска или флипчарт; − Операционная система Windows 7 или моложе; − Программное обеспечение Google Chrome, Gimp, Brackets. Интерактивная оболочка IDE Wing101 7. Список литературы При разработке программы использовалась литература: 1. Васильев, А. Н. Python на примерах [Текст]:практ. курс /А. Н. Васильев - Наука и Техника, 2019 - 432 с. 2. Прохоренок, Н. А. Python 3: самое необходимое [Текст]:практ. курс / Н. А. Прохоренок, В. А. Дронов - БХВ-Петербург, 2019 - 608 с. 3. Гэддис, Т. Начинаем программировать на Python [Текст]: учебник/Т. Гэддис - БХВ-Петербург, 2019 - 768 с. 4. Седжвик, Р. Программирование на языке Python /Р. Седжвик, К. Уэйн, Р. Дондеро - Вильямс, 2017 - 736 с. 5. Харрисон, М. Как устроен Python. [Текст]:практ. курс / М. Харрисон - Питер, 2002 - 272 с. Рекомендуемая литература для детей и родителей: 1. Б. Пэйн. «Python для детей и родителей» 2. Д. Кольцов. «Python: Создаем программы и игры» 3. К. Ричардсон «Программируем с Minecraft. Создай свой мир с помощью Python» Приложение 1. Методические рекомендации для преподавателя. Занятие 2. Параметры sep, end. Переменные. Комментарии. PEP 8 Задачи: ● Научиться настраивать команду print(): параметры sep, end ● Научиться работать с переменными ● Научиться работать с комментариями ● Узнать о стандарте PEP 8 Материалы, демонстрируемые на проекторе: ● Презентация Материалы, необходимые для занятия ● Распечатанные карточки с дилеммами План занятия: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Этап Время этапа (мин.) Фокусировка/разминка (warm up) 10 мин Повторение print() / input() 5 мин Параметры sep, end 10 мин Что? Где? Когда? 5 мин Практика на платформе Stepik 10 мин Перерыв 5 мин Фокусировка 5 мин Переменные 10 мин PEP 8 и комментарии 15 мин Рефлексия 10 мин 0. Подготовка к занятию До начала урока учителю необходимо: 1) Просмотреть в классе на платформе Stepik, как ученики справились с домашним заданием 2) Прочитать методичку 3) Решить задачи из курса на Stepik: урок 2.3 1.Создаем атмосферу. (10мин.) Как предлагалось на предыдущем занятии, мы начинаем второе занятие с настройки взаимодействия в группе и налаживания контактов между учащимися. Педагог: Добрый день. Приятно вас видеть на втором занятии. Помните, мы обсуждали принципы работы в группе. Вот они: 1. Все вопросы важны и ценны. 2. Ошибка - наш помощник. 3. Активность и ответственность - ваше всё. 4. Стремимся к максимуму. 5. Поддержка и взаимопомощь. Для того, чтобы эти принципы хорошо работали и нам было здорово учиться вместе, нам нужно получше узнать друг друга. Сейчас каждый из вас получит лист и карточку с дилеммой. Что такое дилемма? Правильно, это два противоположных утверждения, из которых нужно выбрать лишь одно. Например: риск или спокойствие? Каждая позиция по-своему хороша, и нужно внимательно взвесить, что лучше подходит лично вам. Вы делите лист на 2 столбика, записываете сверху свою дилемму и отправляетесь собирать статистику по группе, спрашивая других что они выбирают и почему. На листик нужно коротко записать услышанные аргументы в пользу выбранной позиции. У вас на это 3 минуты. А сейчас по очереди делимся результатами, сколько человек выбрали одну альтернативу, сколько - другую, рассказывая, почему люди выбирали то, что выбирали. Можно просто поделиться статистикой без объяснения кто что выбрал. Чтение или кино? Путешествие или отдых в лесу? Пойти в кафе или купить любимой еды в магазине? Осень, зима, весна или лето? Сова или жаворонок? Суперсила на один день или день в теле другого человека? Велосипед или ролики? Потратить деньги на развлечения или приобретение вещей? Пойти в гости или принимать гостей? Интуиция или логика? Суши или пицца? Самолет или поезд? Жить в большом городе или в маленькой деревне? Поехать в отпуск с родителями или остаться дома одному? Fanta или Cola? Instagram или VK? 2. Вспоминаем прошлое занятие (5 мин.) Педагог: Теперь давайте вспомним, чему мы учились на прошлом уроке? Покажите слайд с вопросами. Ребята отвечают, что помнят. Хвалите каждый толковый ответ. Приблизительные правильные ответы: 1. Компьютерная программа - это список инструкций для компьютера 2. Язык программирования позволяет общаться человеку и компьютеру. 3. Плюсы: работает на любой операционной системе, простой, пластичный. Минусы: медленный. 4. Для вывода данных на экран. 5. Для ввода данных. 3. Параметры sep и end(10 мин.) Педагог: Сегодня мы с вами разберемся с дополнительными параметрами команды print(), которые позволяют настраивать вывод данных так, как нам надо. Например, выводить данные не через пробел, а, скажем, через запятую или какой-либо другой символ. Покажите слайд в котором объясняется принцип действия параметра sep. Здесь вы видите, какой эффект имеет параметр sep. Попробуйте выдвинуть гипотезы, что такое sep. После этого учитель, ссылаясь на ответы ребят, говорит, что sep происходит от слова separate англ. [сéпарэйт], что значит “разделять”. Это поможет ученикам не путать в дальнейшем параметры sep и end (ученики часто путают их). Далее учитель демонстрирует слайд с принципом действия параметра end, обсуждает с ребятами этот параметр и поясняет, что он позволяет переопределить стандартный перенос строки после вывода print(). Учитель заостряет внимание, что команда print() разделяет свои аргументы одним пробелом при выводе и вставляет переход на новую строку. Когда в качестве разделителя между аргументам и в качестве окончания вывода нужно использовать другие символы мы используем необязательные параметры sep и end. (от английского separator [сепарэйтор] - разделитель и end [энд] - конец) Следует сказать, что параметр end вставляется единожды по завершении вывода, в отличие от параметра sep, который вставляется между каждой парой аргументов команды print(). Учителю стоит сказать про управляющую последовательность символов \n, которая означает переход на новую строку. Имеет смысл заострить внимание на значениях параметров по умолчанию: sep = ' ' # пробел end = '\n' # перевод строки Если поведение по умолчанию нас устраивает, то писать явно значения параметров sep и end не имеет смысла. 4. Что? Где? Когда? (5 мин.) Разделите группу на две команды, примерно по 6 человек в каждой. Объясните правила игры: на слайде будет показана задача, на решение которой у команды ровно одна минута. Ответ нужно записать на один лист и сдать учителю сразу после сигнала окончания минуты. После того, как все ответы сданы, учитель показывает слайд с правильным ответом и комментирует его, если ответы команд не верны. Затем на экран выводится следующая задача, и начинается новый отсчет времени. Далее педагог показывает два слайда с устными задачами и спрашивает у учеников, что будет выведено. Педагог при необходимости наводит на правильный ответ. 5. Практика на платформе Stepik(10 мин). Далее ученики садятся за компьютеры и решают самостоятельно задачу на программирование “Кастомный разделитель” - вторая задача на программирование из блока 2.3 separator = input() a = input() b = input() c = input() print(a, b, c, sep=separator) 6. Перерыв (5 мин.) 7. Разминка. Счет до 33 (5 мин). Педагог: мы сейчас будем считать с вами до 33 (или 43, 53). Правда определенным образом. Мы считаем по очереди, по кругу: Один начинает, говорит “один”, другой продолжает, следующий говорит “два” и т.д. При этом, число, которое делится на 3, например, 6, 9, или содержит “тройку”, например, 13, 23, мы заменяем хлопком. Если кто-то не хлопнул или хлопнул на неверное число, например, 16, 29, мы начинаем сначала. Лучше, чтобы каждый раз начинали разные люди, иначе все просто запоминают свои позиции и уже не задумываются. Рекомендуем сделать ограничить количества попыток, например, до 5 или во времени. Это упражнение направлено на внимание и концентрацию. 8. Переменные (10 мин.) Педагог: Когда мы изучали команду input(), то имели дело с переменными. Давайте чуть подробнее поговорим о них. Переменные - это именованные участки памяти в которых хранится какаянибудь нужная для программы информация. Информация может быть абсолютно произвольной: текст, числа и т.д. Далее учитель объясняет смысл кода, указанного на слайде и говорит, что у переменной обязательно есть две составляющие: ИМЯ и ЗНАЧЕНИЕ. ИМЯ: Учитель рассказывает о правилах именования переменных в Python. Обязательно учитель говорит, что имя переменной должно быть осмысленным: если переменная содержит имя, то она может называться name, если возраст, то age и т. д. Учитель напоминает, что Python регистрозависимый язык программирования. Также стоит сказать, о стиле именования переменных принятому в Python lower_case_with_underscores (маленькие буквы с подчеркиванием) ЗНАЧЕНИЕ: Учитель демонстрирует слайд со значением переменной. Нужно обязательно сказать, что имя переменной находится слева от оператора присваивания: <имя переменной> = <значение переменной> Правильно. <значение переменной> = <имя переменной> Это частая ошибка! Ученики решают две устные задачи, в которых демонстрируется переприсваивание переменных. Затем они сами придумывают в парах одну свою задачу и отдают ее учителю. (Если учитель понимает, что на это есть время. Иначе пропустить этот шаг.) Эти задачи можно использовать на следующем занятии для разогрева. 9. PEP 8 и комментарии (15 мин) Цель этой части - обсудить с ребятами хороший стиль языка Python. Предлагаем это сделать через игровой элемент. Ребятам предлагается представить себя в роли руководителей компании. И им нужно выбрать одного программиста для проекта. Они думают, кого они выберут и почему. Соответственно в каждом резюме есть есть позиция по поводу культуры кода. Учитель объясняет задачу, что ребятам нужно выбрать программиста для проекта. Зачитывает резюме из презентации и проводит обсуждение, кого бы ребята выбрали и почему. Это упражнение можно проводить также в малых группах. Тогда ребята сначала обсуждают в малых группах, а затем рассказывают свой выбор. Здесь интересно будет посмотреть, совпали ли мнения или нет, в чем разница аргументации. После этого учитель делает презентацию о культуре кода. Презентация: Создатель языка Гвидо ван Россум и его соратник Барри Уорсо описали хороший стиль Python кода в документе PEP 8 (читается ПИП 8). Далее учитель демонстрирует три слайда и показывает некоторые рекомендации. Учитель должен сказать, что следование стандарту PEP 8 не является обязательным, однако это то, что отличает опытного Python программиста от начинающего. Во всех крупных компаниях в которых пишут на Python используют PEP 8. Учитель: запоминать все правила из PEP 8 не имеет смысла, поскольку среда разработки Wing IDE их все знает. Мы можем включить в среде Wing IDE автоматическое форматирование под стандарт PEP 8. Мы уже знаем, что программы состоят из команд (инструкций), которые понимает Python. Однако иногда нам бывает нужно вставить в программу текст, который нужен только нам, людям, которые создают программу. Это может быть текстовая метка, поясняющая что-либо. Такая метка через некоторое время поможет вспомнить, что делает указанный код. Комментарии также полезны, когда над кодом работает целая команда программистов. С их помощью один программист, может понять, что имел ввиду другой программист, если код не является очень простым. Учитель показывает слайды с комментариями. Если осталось время - можно посадить учеников за компьютеры, чтобы они решили несколько тестовых заданий в уроке 2.3 на платформе. 10. Рефлексия (5 мин.) Предложите ученикам на небольших листочках ответить на вопросы чеклиста. ❏ Я понял/а как работает команда input() и могу применять ее. ❏ Я решил/а __ задач на Stepik. ❏ Мне понятны преимущества хорошего тона в написании кода. ❏ Я знаю два дополнительных параметра команды print() ❏ Я установил/а дома IDE Wing 101 ❏ Мне еще нужно разобраться в ... Скажите, что вам будет любопытно посмотреть на результаты этого опроса, но сдавать их не обязательно, если кто-то категорически не хочет этого делать. Подчеркните важность вовремя задать вопросы, если какая-то тема осталась непонятой. Домашняя работа В конце урока можно подвести итоги и дать домашнюю работу: 1. Ученики могут пройти уроки 2.3 из курса: a. прочитать теоретические конспекты b. решить тестовые задачи и задачи на программирование Учителю стоит сказать ученикам, что домашняя работа не является обязательной, однако, решения задач на практике позволяет закрепить материал и понять то, что не удалось понять на занятии. В курсе есть дополнительная полезная информация. Дополнительно Если на уроке остается время, то ученикам можно предложить решить оставшиеся задачи на ввод и вывод данных. В таком случае им достанется меньше задач на самостоятельное решение дома. Анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций, оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к посещению коллектива, оценивается в 0 баллов. На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из пяти уровней мотивации посещения объединения: 1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность – 2530 баллов. 2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла. 3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов. 4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов. 5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10 баллов. Методика определения эмоциональной самооценки личности по А.В. Захарову Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Ключ: Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную самооценку. При указании на круги далее пятого заниженную самооценку. Приложение 2. Мониторинг качества образования 1-3 балла – низкий уровень 4-7 баллов – средний уровень 8-10 баллов – высокий уровень Педагог__________________________________________ Объединение_____________________________________ Год обучения, № группы____________________________ Оцениваемые параметры Ф.И. обучающегося Обучение Теоретическая подготовка Практическая подготовка Развитие личности Самооценка Мотивация Воспитание Культура поведения Взаимодействие в коллективе Таблица мониторинга качества образования 20__-20___ учебный год Педагог ___________________________________________ Объединение_______________________________________ Кол-во детей, охваченных мониторингом: 1 год - ___, 2 год - ____, 3 год - ____, 4-ый год - _____. Всего - ___. Уровень обучения, развития, воспитанности Минимальный (1-3 балла) Средний (4-7 баллов) Высокий (8-10 баллов) Промеж. контроль Итоговый контроль Промеж. контроль Итоговый контроль Промеж. контроль Итоговый контроль Параметры Теоретическая подготовка Практическая подготовка Самооценка Мотивация Культура поведения Взаимодействие в коллективе об % об % об % об % об % об % 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об Карта проверки теоретических знаний. Ф.И. учащегося Условные обозначения: 1-3 балла – не знает 4 – 7 баллов – знает, но не точно 8 – 10 баллов – знает хорошо Темы занятий, даты проверки Практические навыки и умения. Ф.И. учащегося Условные обозначения: 1- 3 балла – не владеет навыками 4 – 7 баллов – владеет хорошо 8 – 10 баллов – отлично владеет Перечень умений и навыков