ДООП Системное администрирование (Белов И.С.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Центр цифрового образования «IT-куб»

Принята на заседании
педагогического совета
от « 31 » августа 2023 г.
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 262 от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности

«Системное администрирование»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
Белов Илья Сергеевич,
педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО

г. Чайковский, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб.
3. Ф.И.О. педагога:
4. Статус программы: модифицированная
5. Направленность: техническая
6. Образовательная область: информационно-коммуникативные технологии
7. По уровню содержания: базовый
8. По форме реализации: групповые
9. По цели обучения: познавательная
10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение
11. Продолжительность освоения: 1 год
12. Количественный состав: 10 -12 человек
13. Возрастной диапазон: 12-17 лет
14. Перечень разделов программы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного плана;
- формы аттестации и оценочные материалы;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Системное администрирование – это процесс управления, технического
обслуживания и проведения других технических и административных
мероприятий, направленных на поддержание информационной системы в
рабочем состоянии.
Учитывая сложность и многообразие компьютерной техники, становится
понятным, что заниматься системным администрированием может только
специалист, обладающий необходимыми знаниями и навыками.
В обязанности любого системного администратора входит решение
большого количества разнообразных задач, призванных «облегчить жизнь» как
ему самому, так и пользователям. То, с чем приходится сталкиваться постоянно,
–
мониторинг серверов или отдельных процессов, резервное
копирование баз данных, просмотр логов с последующей выборкой
необходимой информации, настройка и совершенствование системы
информационной безопасности, заведение и редактирование пользовательских
учетных записей и т. д.
Однако в век цифровых технологий уже в подростковом возрасте
необходимо иметь набор навыков для решения различных задач, связанных с
техникой, так как количество сетевых устройств вокруг нас растет с небывалой
скоростью.
Исходя из социального заказа родителей и детей, а также
образовательных организаций Чайковского городского округа, создана данная
программа, учитывающая нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП
2.4.3648-20);
- Устав МАУДО Центра дополнительного образования
локальными
актами,
регламентирующими
образовательную
деятельность Центра цифрового образования детей «IT-куба» МАУДО ЦДО.
Направленность программы
Программа имеет инженерно-техническую направленность, в связи с этим
рассматриваются следующие аспекты изучения:
1.

Технологический. Содержание программы рассматривается как

средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать
наиболее передовые на сегодняшний день технологии — информационные,
интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело.
2.

Общеразвивающий. Обучение по данной программе создает

благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения,

развития

познавательной

активности

и

творческой

самореализации учащихся.
3.

Общеобразовательный. Содержание программы рассматривается

как средство развития основных познавательных процессов, умения
анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий
и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как теория
управления, программирование, теория информации.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в том, что на сегодняшний день

практически в любой сфере деятельности существует определённый объём
задач, для оперативного выполнения которых необходимо соединение всех
компьютеров в единую локальную сеть. И она должна функционировать
очень чётко. В противном случае возможны потери информации, замедление
или

полная

остановка

обмена

данными.

Поэтому

настройка

сети,

обслуживание и администрирование локальной сети являются актуальными
задачами настоящего времени.
Данная программа дает возможность детям творчески мыслить,
находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и
навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает
также в профессиональной ориентации подростков.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она учитывает новые
технологические уклады, которые требуют новый способ мышления и
тесного

взаимодействия

междисциплинарности

при

проектов,

постоянном
а

также

повышении

использует

новые

уровня
формы

диагностики и подведения итогов реализации программы, выполняемые в
формате защиты проектов.
В основу программы «Системное администрирование» заложены
принципы практической направленности, курс ориентирован на изучение
и

выполнение

конкретных

задач

по

организации

действующей

информационной инфраструктуры "с нуля".
Цели программы:

• изучить

основные

принципы

и

методы

управления

информационными системами и сетями;

• дать представление о задачах, которые встают перед системным
администратором, об автоматизации, создании и настройке сети, обеспечении
защиты и восстановления данных, о диагностике и ремонте оборудования;
Задачи:
Образовательные:

• познакомить с приемами администрирования крупных сетей,

централизованного управлении и развертывания инфраструктуры на базе
домена

Windows,

научить

работе

с

платформами

виртуализации,

расширенным возможностям автоматизации при помощи PowerShell и
познакомить с ОС Linux;

• познакомить с облачными сервисами, мобильными платформами,
интеграцией в гетерогенных средах и принципами составления технической
документации.
• ознакомить обучающихся с принципами работы в среде, где
используются сетевые устройства и специализированное программное
обеспечение;
• формированию навыков решения типовых задач развертывания и
технического сопровождения малой сети предприятия или ее фрагмента;
• познакомить с многообразием технологий и методов, используемых для
создания

и

управления

информационной

инфраструктурой

уровня

предприятия.
Воспитательные:
• воспитать мотивацию учащихся к

изобретательству, созданию

собственных инженерных и программных реализаций;
• привить стремление к получению качественного
законченногорезультата в проектной деятельности;
• привить информационную культуру: ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения,
избирательного отношения к полученной информации;
• формировать потребность в самостоятельном приобретении и
применении знаний, потребность к постоянному саморазвитию;
• воспитывать социально-значимые качества личности человека:
ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь,
доброжелательность.
Развивающие:
• способствовать развитию навыков алгоритмического и логического
мышления, грамотной разработки программ;

• способствовать приобретению навыков поиска информации в сети
Интернет, анализа выбранной информации на соответствие запросу,
использование информации при решении задач;
• развивать познавательные способности ребенка, память, внимание,
пространственное мышление, аккуратность и изобретательность;
• формировать творческий подход к поставленной задаче;
• развивать навыки инженерного мышления, умения работать как по
предложенным инструкциям, так и находить свои собственные пути решения
поставленных задач;
• развивать навыки эффективной деятельности в проекте;
• развивать стрессоустойчивость;
• развивать способности к самоанализу, самопознанию;
• формировать навыки рефлексивной деятельности;
• формировать и развивать навыки публичного выступления.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа составлена на основании дополнительной
общеразвивающей программы «Системное администрирование», авторы:
Смагсна Ю.Е., Жук А.О., Елисеева А.Г. ГАО УДО «Центр одарённых детей
«Поиск», ЦЦО «IT-куб», г. Михайловск, 2020 г. Программа предназначена
для учащихся, проявляющих повышенныйинтерес к информационным
технологиям. Программа имеет практическую направленность с ориентацией
на реальные потребности, соответствующиевозрасту ученика.
Программа «Системное администрирование» предполагает
возможностьучастия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и
конкурсах, таких как
«Сетевое и системное администрирование» JuniorSkills и WorldSkills.
Категория обучающихся
Программа
информационным

предназначена

для

технологиям,

детей,

проявляющих

стремящимся

профессиональному самоопределению.
Возраст обучающихся: 12 — 17 лет.

к

интерес

к

саморазвитию,

Наполняемость группы: 10 - 12 человек.
Состав группы: разновозрастной.
Условия приема детей: на обучение зачисляются все желающие
приналичии свободных мест.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год
Структура программы:
Данный курс состоит из семи блоков с общим количеством часов – 136.
1. Охрана труда и техника безопасности.
2. Устройство компьютера.
3. Программное обеспечение компьютера.
4. Системное администрирование.
5. Сетевые технологии и оборудование.
6. Сетевое администрирование.
7. Моделирование компьютерных сетей.
Форма реализации программы — очная с использованием электронного
обучения / смешанная.
Под

электронным

образовательных

образованием

программ

с

понимается

использованием

реализация

информационно

-

образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу
информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников
образовательного пространства.
Формы организации деятельности обучающихся
При

изучении

фронтальной,

тем

программа

индивидуальной

и

предусматривает

групповой

формы

использование

учебной

работы

обучающихся.
При организации занятий по курсу «Системное администрирование»
длядостижения поставленных целей и задач используются формы проведения
занятий с активными методами обучения:

− занятие в форме проблемно-поисковой деятельности;
− занятие с использованием межпредметных связей;
− занятие в форме мозгового штурма;
− занятие в форме частично-поисковой деятельности.
Методы обучения
Основными методами обучения является кейс-метод и метод проектов.
Проектная деятельность ориентирована на использование знаний,
умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения
практических задач, которые носят прикладной характер. Она позволяет
учащимся участвовать в создании конкретного результата и научиться
работать в условиях ограниченного времени, под руководством заказчика,
презентовать

проект,

а

также

обрести

навыки

профессиональной

коммуникации с контрагентами.
Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные,
контрольные.
Ожидаемые результаты
Основным результатом обучения является достижение высокой
информационно-коммуникационной компетентности учащегося в области
системного администрирования.
В результате освоения программы обучающийся должен
приобрестиследующие знания, умения и навыки:
знать:
✓ правила работы с компьютером и технику безопасности;

✓ общие принципы построения сетей, сетевых топологий, требований
ккомпьютерным сетям;
✓ принципы построения высокоскоростных локальных сетей;
✓ основные направления администрирования компьютерных сетей;

✓ технологию безопасности, протоколов авторизации,
конфиденциальности и безопасности при работе с сетевыми ресурсами;
✓ архитектуру и функции систем управления сетями, стандарты
системуправления;
✓ принципы эффективной организации подразделений технической

поддержки пользователей и клиентов;
✓ технику ведения проектной деятельности и принципов таймменеджмента;
уметь:
✓ работать с информацией: находить с применением правил поиска в
компьютерных сетях, оценивать и использовать информацию из различных
источников;
✓ проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии;

✓ использовать многофункциональные приборы мониторинга,
программно-аппаратные средства технического контроля локальной сети;
✓ администрировать локальные вычислительные сети;
✓ принимать меры по устранению возможных сбоев;

✓ обеспечивать защиту при подключении к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
✓ самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи,
развивать мотивы своей познавательной деятельности;

✓ самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы
для получения эффективного результата;
✓ критически оценивать правильность решения учебноисследовательской задачи;
✓ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
сучителем и сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
обладать навыками:

сет
и;

✓ исследовательской, проектной и социальной деятельности,
строитьлогическое доказательство;
✓ проектирования архитектуры локальной сети в соответствии споста
✓ установки и настройки сетевых протоколов и сетевого оборудования
всоответствии с конкретной задачей;
✓ работы
с
информационными системами в
современныхинформационно-образовательных средах;
✓ обеспечения безопасного хранения и передачи данных в
локальной
✓ проектирования, разработки, документирования и представления

собственных проектов;

✓ самооценивания и рефлексии - периодической оценкой своих успехов и
собственной работы самими обучающимися.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов решения
задач, результаты участия в интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня.
Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы
По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме публичной
защиты

проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем: 8 часов
№

Наименование модуля, темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Тема 1. Устройство компьютера.

0,5

1,5

2

Тема 2. Программное обеспечение
компьютера.
Тема 3. Системноеадминистрирование.

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

Тема 4. Сетевое администрирование.

0,5

1,5

2

2

6

8

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
«СИСТЕМНОЕ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Тема 1. Устройство компьютера.
В рамках данной темы учащиеся узнают устройство персональных
компьютеров,

серверов

и

мобильных

устройств,

научатся

собирать

компьютерыиз отдельных частей.
Основные узлы компьютера.
Теория. Составные части современного ПК. Назначение, устройство и
взаимодействие отдельных узлов компьютера
Практика. Самостоятельная сборка системного блока, компьютера.
Знакомство с BIOS.
Теория. Определение понятия BIOS (BIOS/CMOS; UEFI/EFI).
Практика. Настройка режимов включения компьютера в BIOS.
Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования
по теме «BIOS» на эмуляторе.
Тема 2. Программное обеспечение компьютера.
В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с понятием
программного обеспечение, его видами, научатся устанавливать необходимое
ПО на персональный компьютер.
Системное обеспечение компьютера.
Теория. Операционные системы. Классификация. Сравнение
ОС.Структура ОС. Файловые системы.
Практика. Работа с дисками, установка ПО Oracle VM VirtualBox,
интерфейс виртуального эмулятора, настройки систем и интеграции систем.
Установка и администрирование операционной системыWindows 10.
Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с
архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в
системе Windows.
Практика. Установка операционной системы Windows, базовые

настройки профилей пользователей, раздача ролей.
Установка

и

администрирование

операционной

системы

Linux

(репозитории, терминал, каталоги, дистрибутивы).
Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с
архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в
системе Linux.
Практика. Работа с терминалом ОС Linux, написание простых скриптов с
применением языка bash, администрирование системы.
Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования по
пройденным темам модуля 2.
Тема 3. Системное администрирование.
В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с основными
понятиями и задачами системного администрирования: персонализация
системы, подключение и настройка оборудования, безопасность данных и
системы.
Тема 3.1. Создание и настройка локальной учетной записи.
Теория. Учетные записи (типы, шаблоны, политики безопасности).
Практика.

Создание

и

настройка

локальной

учетной

записи

(настройка прав и ограничение доступа; владелец объекта, наследование,
смена владельца)
Безопасная работа на компьютере.
Теория. Типы вредоносных программ. Антивирусное ПО. Фишинговые
программы и сайты. Файерволл и доступ программ к сетевым функциям.
Файлhosts.
Практика. Установка антивирусного пакета. Изучение возможностей и
настроек антивирусного пакета.
Инструменты администрирования ПК.
Практика. Практическая работа с элементами администрирования,
настройка и изменение базовых параметров.
Форма подведения итогов. Защита исследовательского проекта на тему
безопасной работы системы и безопасной работы в интернете.

Тема 4. Сетевое администрирование.
В рамках модуля учащиеся приобретут практические навыки
организации работы в глобальной сети, резервного копирования, получат
знания о серверах и маршрутизации.
Тема 4.1. Введение в сетевое администрирование.
Теория. Проблемы общения компьютеров в сети. Основные задачи
сетевого администрирования. Обязанности и роль сетевого (системного)
администратора. Состав и назначение основных сетевых служб. Принципы
межсетевого взаимодействия на основе моделей.
Сетевые операционные системы. Установка и настройка.
Практика. Установка ОС. Установка и настройка приложений. Реестр и
каталог etc. Драйвера и взаимодействие с оборудованием. Особенности
использования сетевых ОС в сетях различного масштаба. ОС семейств Windows,
Linux.
Сетевые протоколы и службы. Служба резервного копирования.
Теория. Изучение сетевых служб, формирующих инфраструктуру сети
– DHCP, WINS. Изучение базовых понятий службы маршрутизации и
удаленного

доступа

(RRAS).

Технологии,

используемых

службой

резервного копирования. Виды резервного копирования состояния системы
и создание архива для аварийного восстановления системы.
Практика. Резервное копирование и восстановление информации.
«Вручную» и при помощи специальных утилит. Настройка службы
восстановления системы и истории файлов.
Тема 5. Сетевые технологии и оборудование.
В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими
сетевыми

технологиями,

также

получат

навыки

работа

с

сетевым

оборудованием.
Архитектура сетей.
Теория. Архитектура сети. Клиент, сервер, выделенный сервер, сетевой
интерфейс. Наладка сети клиент-сервер в сети предприятия.

Компьютерные сети. Виды сетей. Сетевая топология.
фильтрации безопасности. Методы обеспечения надежности. Контроль
функционирования. Средства анализа защищенности сетевых сервисов.
Инструментальные систем тестирования.
Форма

подведения

итогов.

Контрольная

точка

в

формате

тестированияпо пройденным темам модуля 4.
Тема 5. Сетевые технологии и оборудование.
В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими
сетевыми

технологиями,

также

получат

навыки

работа

с

сетевым

оборудованием.
Теория. Виды сетей. Локальная сеть как предмет изучения. Задачи и
проблемы компьютерных сетей. Сетевая топология: Шина, Звезда, Кольцо.
Преимущества и недостатки. Комбинированные топологии.
Практика.

Лабораторные

работы

по

проектированию

сетевой

инфраструктуры с использованием различных сетевых топологий.
Оборудование

сетей.

Типы

и

классификация

сетевого

оборудования.
Теория. Типы и классификация сетевого оборудования: хаб, свитч,
коммутатор, маршрутизатор, роутер. Среда передачи данных (оптоволокно,
витая пара, радио).
Практика. Задания инженерного характера на составление проекта
СКСпод определённый кейс.
Тема 6. Моделирование компьютерных сетей.
Данный модуль является заключительным в курсе программы, в
результате чего учащиеся должны, познакомившись с методом визуализации,
выполнить проект по разработке корпоративной локальной сети.
Визуализация сетевой инфраструктуры.
Теория. Понятия и принципы визуализации сетей.
Практика. Проектирование макета схемы сетевой инфраструктуры при
помощи программных средств.
Выполнение проекта корпоративной локальной сети.

Практика.

Организация

работы

над

проектом.

Постановка

проблемной ситуации, формулировка цели и задач. Работа над проектом.
Подготовка к защите.
Форма подведения итогов. Публичная итоговая защита проекта.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля
– входной, текущий контроль по итогам изучения отдельного раздела,
промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по
окончанию учебного года и целой программы.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения
уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации
(контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение,
опрос, беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого
полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование, защита
проектных и исследовательских работ.
По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль. Цель его
проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их творческих
способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную деятельность,
получение сведений для совершенствования образовательной программы и
методов обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой
программы.
Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ,
итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование,
анкетирование, видео-фотоотчёт в условиях дистанционного обучения.
Одним из показателей результативности является участие подростков в
выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального,
федерального и международного уровней.
Оценочные материалы
В системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной
является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ
полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год –
на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию учебного года.

В качестве диагностического материала личностного развития
используются: метод наблюдения, анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой
(Приложение 1), методика определения эмоциональной самооценки личности по
А.В. Захарову (Приложение 1).
Формами проведения мониторинга предметного содержания являются:
тестирование, демонстрация моделей, защита проектов, презентации, метод
наблюдения, информационная карта освоения учащимися раздела, карта
самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося,
информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и
выставках разного уровня
Информационная карта освоения учащимися раздела
Название раздела, кол-во часов
Ф.И.О. обучающегося
Параметры
Оценка результативности
результативности освоения
освоения раздела
раздела
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1
Теоретические знания
2. Практические
умения
и
навыки
3. Самостоятельностьв
познавательной деятельности
4. Потребность
в
самообразовании
и
саморазвитии
5. Применение знаний и умений.
Общая сумма баллов:
После оценки каждого параметра результативности освоения раздела, все
баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий
уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой:
1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел освоен
на среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне.
Информационная карта освоения раздела заполняется на основе
результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися
заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде
позволяет определить динамику личностного развития каждого обучающегося.
В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях
различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется

рейтинг учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить 2 раза в
год (в середине и в конце учебного года).
К числу планируемых результатов освоения программы относится
участие в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках и
иных мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и
всероссийского уровней, поэтому возникает необходимость формирования
портфолио учащихся.

Призер,
дипломант

Победитель

Участие

Призер,
дипломант

Победитель

Участие

Призер,
дипломант

Победитель

1. Конкурсы
2. Выставки
3. Конференции

Участие

№

Информационная карта результатов участия обучающихся в
конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня
Ф.И.О. учащегося. Возраст Год обучения
Региональный и
МеждународУровень
муниципальный
ный и
образовательфедеральный
уровни
ного учреждения
уровни
Формы
предъявле-ния
достижений

1 б.

2 б.

3 б.

1 б.

2 б.

3 б.

1 б.

2 б.

3 б.

4. Круглые
столы,
семинары
5. Олимпиады
7. Другое
Общая сумма
баллов:
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения учащихся.
Уровни освоения программы
Высокий уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом в полном объеме,
самостоятельно выполняют практическую работу, без затруднений могут
написать программу с определенным функционалом для предполагаемой или
своей модели, самостоятельно работают со специальными инструкциями.
Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и
презентации собственных проектов. Принимают активное участие в конкурсах,
конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского

уровней. Оценивают себя и свою модель робота в соответствии с реальной
действительностью.
Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую
объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, нацелены на
общий результат. Берут ответственность за выполнение определенной работы в
команде, способны разрешать конфликтные ситуации.
Средний уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом не в полном объеме,
выполняют практическую работу под наблюдением педагога.
Могут проводить простые исследования под руководством педагога,
готовят презентации по теме занятия. Принимают участие в выставках,
мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся
осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий
всех членов команды. Работают совместно, но испытывают затруднения при
распределении обязанностей, нуждаются в координации деятельности со
стороны педагога.
Уровень ниже среднего:
Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют
практическую работу непосредственно под руководством педагога.
Не умеют самостоятельно работать, описывать ход работы. Не
принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
У обучающихся завышенная или очень заниженная самооценка своей
деятельности, низкий уровень взаимозависимости. Члены группы отвечают
каждый сам за себя. Несут только персональную ответственность. Нуждаются
в контроле педагога. Все результаты по итогам контроля фиксируются в
таблицах. (Приложение 2)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ «СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Тема модуля

Модуль 1.
Устройство
компьютера.

Форма
занятий

Приёмы и методы
организации
образовательн ого
процесса

Комбиниров Объяснительно
анная
иллюстративный.
Методмозгового
штурма.
Проблемнопоисковый.

Дидактический материал.
Электронны
еисточники
1. Таненбаум Э., Остин Т.
Архитектура компьютера. –
СПб.: Питер, 2016, - 816 с.
2. В. Леонтьев. Новейшая
энциклопедия. Компьютер и
интернет 2016. Издательство
Эксмо. 2016, – 560с.
2. Горнец Н.Н. ЭВМ и
периферийные устройства.
Компьютеры и
вычислительныесистемы.
Издательство: ACADEMIA,
2012.
– 240 с.

Техническоеоснащение
ирасходный материал

Форма
подведения
итогов

Публичная
• Ноутбуки смышкой и
доступом к сетиИнтернет. защита
проекта
• Презентационное
оборудование.
• Лабораторное
оборудование: системный
блок, монитор, клавиатура,
мышь.
• Наборы
инструментов(обжим,
нож, тестер).
• Расходные
материалы (провода,
разъемы, пачкорды)

Модуль 2.
Программное
обеспечение
компьютера.

Модуль 3.
Системное
администрирова
ние.

Комбинирован Объяснительно 1. Таненбаум Э., Бос Х.
● Ноутбуки смышкой
ная
Современные
и доступом к сети
Интернет.
иллюстративны операционные системы. –
СПб.: Питер,2016. – 1120 с.
й.
● Презентационное
оборудование.
Метод
2. В. Леонтьев. Новейшая
мозгового
энциклопедия. Компьютер и
штурма.
интернет 2016. Издательство
Эксмо. – 2016, 560с.
Проблемнопоисковый.
1. 3. Гордеев А. В.
Операционные системы. –
СПб.: Питер, 2004. – 415 с.
Комбинирован Метод
1. Головин Ю. А., Суконщиков
● Ноутбуки с мышкой
ная
проектов.
А. А., Яковлев С. А.
и доступом к сети
Объяснительно Информационные сети. – М.:
Интернет.
● Презентационное
Академия, 2011. – 375 с.
иллюстративны 2. Кенин А.М. Практическое оборудование.
системного
й.
Метод руководство
● Маркернаядоска.
администратора. 2-е издание мозгового
СПб: БХВ-Петербург, 2013. –
штурма.
Проблемно532с.
поисковый.
3. Лимончелли Т., Хоган К.,
Чейлап С. Системное и
сетевое администрирование.
Практическое руководство, 2е издание. –Пер. с англ. –
СПб: Символ-Плюс, 2009. –
944 с
4. Немет Э, Снайдер Г, Трент
Р. Хейн,БэнУэйли. Unix и

Контрольное
тестирован
ие

Контрольное
тестирован
ие

Linux. Руководство системного
администратора: Пер. с англ. –
М.: Вильямс, 2014 – 1312 с.
5. Олифер В., Олифер Н.
Компьютерныесети.
Принципы, технологии,
протоколы.

Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
Касперский Е. В. Компьютерные вирусы:
что это такое и как с ними бороться. – М.:
СК Пресс, 1998. – 285 с.
Модуль 4.
Сетевое
администрирова
ние.

Комбинирован Объяснительно 1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С.
ная
Системное и сетевое администрирование.
иллюстративны Практическое руководство, 2-е издание. –
й.
Метод Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. –
944 с.
мозгового
штурма.
2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные
сети. Принципы, технологии, протоколы.
ПроблемноУчебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
поисковый.
2016. – 992 с.
3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1
/lecture/2 лекции по основам сетей
Национального открытого университета.
http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm
интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных
сетей».

Модуль 5.
Сетевые
технологии и
оборудование.

Комбинирован Метод
ная
проектов.
Объяснительно
иллюстративны
й.
Метод
мозгового

1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С.

● Ноутбуки с
Публичная
мышкой и
защита
доступом к сети проекта
Интернет.
● Презентацио
нное
оборудование.
● Лабораторное
оборудование:
роутер,
коммутатор
управляемый,
коммутатор
неуправляемый,
тестер
кабельный.

● Ноутбуки с
Публичная
Системное и сетевое администрирование.
мышкой и
защита
Практическое руководство, 2-е издание. –
доступом к сети проекта
Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. –
Интернет
944 с.
● Презентацион
2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные ное
оборудование.
сети. Принципы, технологии, протоколы.

Модуль 6.
Моделирование
компьютерных
сетей.

штурма.
Проблемнопоисковый.

Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1
/lecture/2 лекции по основам сетей
Национального открытого университета.
6. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm
интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных
сетей».

Комбинирован Метод
проектов.
ная
Метод
мозгового
штурма.
Проблемнопоисковый.

1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные
сети. Принципы, технологии, протоколы.
Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
4. Головин Ю. А., Суконщиков А. А.,
Яковлев С. А. Информационные сети. – М.:
Академия, 2011. – 375 с.

● Лабораторное
оборудование:
роутер,
коммутатор
управляемый,
коммутатор
неуправляемый,
тестер
кабельный.
● Ноутбуки с

мышкой и
доступом к сети
Интернет.
● Презентацион
ное
оборудование.

Публичная
защита
проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
использованных при написании программы:
1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии,
протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с.
2. Рабочая

программа

учебной

дисциплины

Б.3.В.26

Системноеадминистрирование. ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск, 2014 г.
рекомендованных обучающимся:
1. Таненбаум Э., Бос Х. Современные операционные системы. – СПб.:
Питер, 2016. – 1120 с.
2. В. Леонтьев. Новейшая энциклопедия. Компьютер и интернет 2016.
Издательство Эксмо. – 2016, 560с.
3. Головин Ю. А., Суконщиков А. А., Яковлев С. А. Информационные сети.
– М.: Академия, 2011. – 375 с.
4. Кенин А.М. Практическое руководство системного администратора. 2-е
издание - СПб: БХВ-Петербург, 2013. –532с.
5. Лимончелли

Т.,

Хоган

К.,

Чейлап

С.

Системное

и

сетевое

администрирование. Практическое руководство, 2-е издание. – Пер. с англ. –
СПб: Символ-Плюс, 2009. – 944 с
6. Немет Э, Снайдер Г, Трент Р. Хейн,Бэн Уэйли. Unix и Linux. Руководство
системного администратора: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014 – 1312 с.
7. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии,
протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с.
8. Горнец Н.Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и
вычислительные системы. Издательство: ACADEMIA, 2012. – 240 с.
9. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1/lecture/2 - лекции по основам
сетей Национального открытого университета.
10. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm - интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных сетей».

Приложение 1
Анкета Лускановой Н.Г.
«Изучение уровня учебной мотивации учащихся»
Анкета № 1
«Изучение мотивации учащихся при выборе направления
деятельности»
Ф.И. (возраст)
____________________________________________________________
Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+»)
1. совет друга, его рассказы об объединении;
2. по объявлениям в средствах массовой информации;
3. по рекламным листовкам на информационных стендах;
4. по рекламе педагога;
5. посоветовали родители;
6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в
объединении и дома;
7. случайность;
8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении;
9. желание чем-нибудь заняться в свободное время;
10. желание найти друга;
11.другие причины (пожалуйста, укажи их)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся
объединения»
1.Тебе нравится в объединении? (подчеркни нужное)
- нравится; не очень; не нравится.
2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе
хочется остаться дома?
- иду с радостью;
- бывает по-разному;
- чаще хочется оставаться дома.
3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно
приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на
занятия или остался дома?
- пошел на занятия;
- не знаю;
- остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а
обучающих занятий не было бы?

- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
7.У тебя в объединении много друзей?
- много;
- мало;
- нет друзей.
8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
- не хотел бы;
- точно не знаю;
- хотел бы.
Дата заполнения ____________________________
В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня
учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих
отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены
по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов
ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном
отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций,
оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ,
позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к
посещению коллектива, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из
пяти уровней мотивации посещения объединения:
1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность
– 25-30 баллов.
2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла.
3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив
привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов.
4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов.
5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10
баллов.

Методика определения эмоциональной самооценки личности
по А.В. Захарову
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди.
Укажи, где находишься ты.

Ключ:
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом
случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа»,
осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

1-3 балла – низкий уровень
4-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – высокий уровень

Приложение 2. Мониторинг качества образования
Педагог__________________________________________
Объединение_____________________________________
Год обучения, № группы____________________________
Оцениваемые
параметры

Ф.И.
обучающегося

Обучение
Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Развитие личности
Самооценка

Мотивация

Воспитание
Культура
поведения

Взаимодействие
в коллективе

Таблица
мониторинга качества образования 20__-20___ учебный год
Педагог ___________________________________________
Объединение_______________________________________
Кол-во детей, охваченных мониторингом: 1 год - ___, 2 год - ____, 3 год - ____, 4-ый год - _____. Всего - ___.

Параметры
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Самооценка
Мотивация
Культура
поведения
Взаимодействие
в коллективе

об
%
об
%
об
%
об
%
об
%
об
%

Минимальный (1-3 балла)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

Уровень обучения, развития, воспитанности
Средний (4-7 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

Высокий (8-10 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль

1г.об

1г.об

1г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об

2г.об

3г.об

1г.об

2г.об

3г.об


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».