Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Центр цифрового образования «IT-куб»
Принята на заседании
педагогического совета
от « 31 » августа 2023 г.
протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 262 от 31.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Системное администрирование»
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Белов Илья Сергеевич,
педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО
г. Чайковский, 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб.
3. Ф.И.О. педагога:
4. Статус программы: модифицированная
5. Направленность: техническая
6. Образовательная область: информационно-коммуникативные технологии
7. По уровню содержания: базовый
8. По форме реализации: групповые
9. По цели обучения: познавательная
10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение
11. Продолжительность освоения: 1 год
12. Количественный состав: 10 -12 человек
13. Возрастной диапазон: 12-17 лет
14. Перечень разделов программы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного плана;
- формы аттестации и оценочные материалы;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Системное администрирование – это процесс управления, технического
обслуживания и проведения других технических и административных
мероприятий, направленных на поддержание информационной системы в
рабочем состоянии.
Учитывая сложность и многообразие компьютерной техники, становится
понятным, что заниматься системным администрированием может только
специалист, обладающий необходимыми знаниями и навыками.
В обязанности любого системного администратора входит решение
большого количества разнообразных задач, призванных «облегчить жизнь» как
ему самому, так и пользователям. То, с чем приходится сталкиваться постоянно,
–
мониторинг серверов или отдельных процессов, резервное
копирование баз данных, просмотр логов с последующей выборкой
необходимой информации, настройка и совершенствование системы
информационной безопасности, заведение и редактирование пользовательских
учетных записей и т. д.
Однако в век цифровых технологий уже в подростковом возрасте
необходимо иметь набор навыков для решения различных задач, связанных с
техникой, так как количество сетевых устройств вокруг нас растет с небывалой
скоростью.
Исходя из социального заказа родителей и детей, а также
образовательных организаций Чайковского городского округа, создана данная
программа, учитывающая нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования
детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП
2.4.3648-20);
- Устав МАУДО Центра дополнительного образования
локальными
актами,
регламентирующими
образовательную
деятельность Центра цифрового образования детей «IT-куба» МАУДО ЦДО.
Направленность программы
Программа имеет инженерно-техническую направленность, в связи с этим
рассматриваются следующие аспекты изучения:
1.
Технологический. Содержание программы рассматривается как
средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать
наиболее передовые на сегодняшний день технологии — информационные,
интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело.
2.
Общеразвивающий. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения,
развития
познавательной
активности
и
творческой
самореализации учащихся.
3.
Общеобразовательный. Содержание программы рассматривается
как средство развития основных познавательных процессов, умения
анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий
и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как теория
управления, программирование, теория информации.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в том, что на сегодняшний день
практически в любой сфере деятельности существует определённый объём
задач, для оперативного выполнения которых необходимо соединение всех
компьютеров в единую локальную сеть. И она должна функционировать
очень чётко. В противном случае возможны потери информации, замедление
или
полная
остановка
обмена
данными.
Поэтому
настройка
сети,
обслуживание и администрирование локальной сети являются актуальными
задачами настоящего времени.
Данная программа дает возможность детям творчески мыслить,
находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и
навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает
также в профессиональной ориентации подростков.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она учитывает новые
технологические уклады, которые требуют новый способ мышления и
тесного
взаимодействия
междисциплинарности
при
проектов,
постоянном
а
также
повышении
использует
новые
уровня
формы
диагностики и подведения итогов реализации программы, выполняемые в
формате защиты проектов.
В основу программы «Системное администрирование» заложены
принципы практической направленности, курс ориентирован на изучение
и
выполнение
конкретных
задач
по
организации
действующей
информационной инфраструктуры "с нуля".
Цели программы:
• изучить
основные
принципы
и
методы
управления
информационными системами и сетями;
• дать представление о задачах, которые встают перед системным
администратором, об автоматизации, создании и настройке сети, обеспечении
защиты и восстановления данных, о диагностике и ремонте оборудования;
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с приемами администрирования крупных сетей,
централизованного управлении и развертывания инфраструктуры на базе
домена
Windows,
научить
работе
с
платформами
виртуализации,
расширенным возможностям автоматизации при помощи PowerShell и
познакомить с ОС Linux;
• познакомить с облачными сервисами, мобильными платформами,
интеграцией в гетерогенных средах и принципами составления технической
документации.
• ознакомить обучающихся с принципами работы в среде, где
используются сетевые устройства и специализированное программное
обеспечение;
• формированию навыков решения типовых задач развертывания и
технического сопровождения малой сети предприятия или ее фрагмента;
• познакомить с многообразием технологий и методов, используемых для
создания
и
управления
информационной
инфраструктурой
уровня
предприятия.
Воспитательные:
• воспитать мотивацию учащихся к
изобретательству, созданию
собственных инженерных и программных реализаций;
• привить стремление к получению качественного
законченногорезультата в проектной деятельности;
• привить информационную культуру: ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения,
избирательного отношения к полученной информации;
• формировать потребность в самостоятельном приобретении и
применении знаний, потребность к постоянному саморазвитию;
• воспитывать социально-значимые качества личности человека:
ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь,
доброжелательность.
Развивающие:
• способствовать развитию навыков алгоритмического и логического
мышления, грамотной разработки программ;
• способствовать приобретению навыков поиска информации в сети
Интернет, анализа выбранной информации на соответствие запросу,
использование информации при решении задач;
• развивать познавательные способности ребенка, память, внимание,
пространственное мышление, аккуратность и изобретательность;
• формировать творческий подход к поставленной задаче;
• развивать навыки инженерного мышления, умения работать как по
предложенным инструкциям, так и находить свои собственные пути решения
поставленных задач;
• развивать навыки эффективной деятельности в проекте;
• развивать стрессоустойчивость;
• развивать способности к самоанализу, самопознанию;
• формировать навыки рефлексивной деятельности;
• формировать и развивать навыки публичного выступления.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа составлена на основании дополнительной
общеразвивающей программы «Системное администрирование», авторы:
Смагсна Ю.Е., Жук А.О., Елисеева А.Г. ГАО УДО «Центр одарённых детей
«Поиск», ЦЦО «IT-куб», г. Михайловск, 2020 г. Программа предназначена
для учащихся, проявляющих повышенныйинтерес к информационным
технологиям. Программа имеет практическую направленность с ориентацией
на реальные потребности, соответствующиевозрасту ученика.
Программа «Системное администрирование» предполагает
возможностьучастия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и
конкурсах, таких как
«Сетевое и системное администрирование» JuniorSkills и WorldSkills.
Категория обучающихся
Программа
информационным
предназначена
для
технологиям,
детей,
проявляющих
стремящимся
профессиональному самоопределению.
Возраст обучающихся: 12 — 17 лет.
к
интерес
к
саморазвитию,
Наполняемость группы: 10 - 12 человек.
Состав группы: разновозрастной.
Условия приема детей: на обучение зачисляются все желающие
приналичии свободных мест.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год
Структура программы:
Данный курс состоит из семи блоков с общим количеством часов – 136.
1. Охрана труда и техника безопасности.
2. Устройство компьютера.
3. Программное обеспечение компьютера.
4. Системное администрирование.
5. Сетевые технологии и оборудование.
6. Сетевое администрирование.
7. Моделирование компьютерных сетей.
Форма реализации программы — очная с использованием электронного
обучения / смешанная.
Под
электронным
образовательных
образованием
программ
с
понимается
использованием
реализация
информационно
-
образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу
информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников
образовательного пространства.
Формы организации деятельности обучающихся
При
изучении
фронтальной,
тем
программа
индивидуальной
и
предусматривает
групповой
формы
использование
учебной
работы
обучающихся.
При организации занятий по курсу «Системное администрирование»
длядостижения поставленных целей и задач используются формы проведения
занятий с активными методами обучения:
− занятие в форме проблемно-поисковой деятельности;
− занятие с использованием межпредметных связей;
− занятие в форме мозгового штурма;
− занятие в форме частично-поисковой деятельности.
Методы обучения
Основными методами обучения является кейс-метод и метод проектов.
Проектная деятельность ориентирована на использование знаний,
умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения
практических задач, которые носят прикладной характер. Она позволяет
учащимся участвовать в создании конкретного результата и научиться
работать в условиях ограниченного времени, под руководством заказчика,
презентовать
проект,
а
также
обрести
навыки
профессиональной
коммуникации с контрагентами.
Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные,
контрольные.
Ожидаемые результаты
Основным результатом обучения является достижение высокой
информационно-коммуникационной компетентности учащегося в области
системного администрирования.
В результате освоения программы обучающийся должен
приобрестиследующие знания, умения и навыки:
знать:
✓ правила работы с компьютером и технику безопасности;
✓ общие принципы построения сетей, сетевых топологий, требований
ккомпьютерным сетям;
✓ принципы построения высокоскоростных локальных сетей;
✓ основные направления администрирования компьютерных сетей;
✓ технологию безопасности, протоколов авторизации,
конфиденциальности и безопасности при работе с сетевыми ресурсами;
✓ архитектуру и функции систем управления сетями, стандарты
системуправления;
✓ принципы эффективной организации подразделений технической
поддержки пользователей и клиентов;
✓ технику ведения проектной деятельности и принципов таймменеджмента;
уметь:
✓ работать с информацией: находить с применением правил поиска в
компьютерных сетях, оценивать и использовать информацию из различных
источников;
✓ проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии;
✓ использовать многофункциональные приборы мониторинга,
программно-аппаратные средства технического контроля локальной сети;
✓ администрировать локальные вычислительные сети;
✓ принимать меры по устранению возможных сбоев;
✓ обеспечивать защиту при подключении к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
✓ самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи,
развивать мотивы своей познавательной деятельности;
✓ самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы
для получения эффективного результата;
✓ критически оценивать правильность решения учебноисследовательской задачи;
✓ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
сучителем и сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
обладать навыками:
сет
и;
✓ исследовательской, проектной и социальной деятельности,
строитьлогическое доказательство;
✓ проектирования архитектуры локальной сети в соответствии споста
✓ установки и настройки сетевых протоколов и сетевого оборудования
всоответствии с конкретной задачей;
✓ работы
с
информационными системами в
современныхинформационно-образовательных средах;
✓ обеспечения безопасного хранения и передачи данных в
локальной
✓ проектирования, разработки, документирования и представления
собственных проектов;
✓ самооценивания и рефлексии - периодической оценкой своих успехов и
собственной работы самими обучающимися.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов решения
задач, результаты участия в интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня.
Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы
По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме публичной
защиты
проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем: 8 часов
№
Наименование модуля, темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Тема 1. Устройство компьютера.
0,5
1,5
2
Тема 2. Программное обеспечение
компьютера.
Тема 3. Системноеадминистрирование.
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
Тема 4. Сетевое администрирование.
0,5
1,5
2
2
6
8
Итого:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
«СИСТЕМНОЕ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Тема 1. Устройство компьютера.
В рамках данной темы учащиеся узнают устройство персональных
компьютеров,
серверов
и
мобильных
устройств,
научатся
собирать
компьютерыиз отдельных частей.
Основные узлы компьютера.
Теория. Составные части современного ПК. Назначение, устройство и
взаимодействие отдельных узлов компьютера
Практика. Самостоятельная сборка системного блока, компьютера.
Знакомство с BIOS.
Теория. Определение понятия BIOS (BIOS/CMOS; UEFI/EFI).
Практика. Настройка режимов включения компьютера в BIOS.
Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования
по теме «BIOS» на эмуляторе.
Тема 2. Программное обеспечение компьютера.
В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с понятием
программного обеспечение, его видами, научатся устанавливать необходимое
ПО на персональный компьютер.
Системное обеспечение компьютера.
Теория. Операционные системы. Классификация. Сравнение
ОС.Структура ОС. Файловые системы.
Практика. Работа с дисками, установка ПО Oracle VM VirtualBox,
интерфейс виртуального эмулятора, настройки систем и интеграции систем.
Установка и администрирование операционной системыWindows 10.
Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с
архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в
системе Windows.
Практика. Установка операционной системы Windows, базовые
настройки профилей пользователей, раздача ролей.
Установка
и
администрирование
операционной
системы
Linux
(репозитории, терминал, каталоги, дистрибутивы).
Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с
архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в
системе Linux.
Практика. Работа с терминалом ОС Linux, написание простых скриптов с
применением языка bash, администрирование системы.
Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования по
пройденным темам модуля 2.
Тема 3. Системное администрирование.
В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с основными
понятиями и задачами системного администрирования: персонализация
системы, подключение и настройка оборудования, безопасность данных и
системы.
Тема 3.1. Создание и настройка локальной учетной записи.
Теория. Учетные записи (типы, шаблоны, политики безопасности).
Практика.
Создание
и
настройка
локальной
учетной
записи
(настройка прав и ограничение доступа; владелец объекта, наследование,
смена владельца)
Безопасная работа на компьютере.
Теория. Типы вредоносных программ. Антивирусное ПО. Фишинговые
программы и сайты. Файерволл и доступ программ к сетевым функциям.
Файлhosts.
Практика. Установка антивирусного пакета. Изучение возможностей и
настроек антивирусного пакета.
Инструменты администрирования ПК.
Практика. Практическая работа с элементами администрирования,
настройка и изменение базовых параметров.
Форма подведения итогов. Защита исследовательского проекта на тему
безопасной работы системы и безопасной работы в интернете.
Тема 4. Сетевое администрирование.
В рамках модуля учащиеся приобретут практические навыки
организации работы в глобальной сети, резервного копирования, получат
знания о серверах и маршрутизации.
Тема 4.1. Введение в сетевое администрирование.
Теория. Проблемы общения компьютеров в сети. Основные задачи
сетевого администрирования. Обязанности и роль сетевого (системного)
администратора. Состав и назначение основных сетевых служб. Принципы
межсетевого взаимодействия на основе моделей.
Сетевые операционные системы. Установка и настройка.
Практика. Установка ОС. Установка и настройка приложений. Реестр и
каталог etc. Драйвера и взаимодействие с оборудованием. Особенности
использования сетевых ОС в сетях различного масштаба. ОС семейств Windows,
Linux.
Сетевые протоколы и службы. Служба резервного копирования.
Теория. Изучение сетевых служб, формирующих инфраструктуру сети
– DHCP, WINS. Изучение базовых понятий службы маршрутизации и
удаленного
доступа
(RRAS).
Технологии,
используемых
службой
резервного копирования. Виды резервного копирования состояния системы
и создание архива для аварийного восстановления системы.
Практика. Резервное копирование и восстановление информации.
«Вручную» и при помощи специальных утилит. Настройка службы
восстановления системы и истории файлов.
Тема 5. Сетевые технологии и оборудование.
В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими
сетевыми
технологиями,
также
получат
навыки
работа
с
сетевым
оборудованием.
Архитектура сетей.
Теория. Архитектура сети. Клиент, сервер, выделенный сервер, сетевой
интерфейс. Наладка сети клиент-сервер в сети предприятия.
Компьютерные сети. Виды сетей. Сетевая топология.
фильтрации безопасности. Методы обеспечения надежности. Контроль
функционирования. Средства анализа защищенности сетевых сервисов.
Инструментальные систем тестирования.
Форма
подведения
итогов.
Контрольная
точка
в
формате
тестированияпо пройденным темам модуля 4.
Тема 5. Сетевые технологии и оборудование.
В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими
сетевыми
технологиями,
также
получат
навыки
работа
с
сетевым
оборудованием.
Теория. Виды сетей. Локальная сеть как предмет изучения. Задачи и
проблемы компьютерных сетей. Сетевая топология: Шина, Звезда, Кольцо.
Преимущества и недостатки. Комбинированные топологии.
Практика.
Лабораторные
работы
по
проектированию
сетевой
инфраструктуры с использованием различных сетевых топологий.
Оборудование
сетей.
Типы
и
классификация
сетевого
оборудования.
Теория. Типы и классификация сетевого оборудования: хаб, свитч,
коммутатор, маршрутизатор, роутер. Среда передачи данных (оптоволокно,
витая пара, радио).
Практика. Задания инженерного характера на составление проекта
СКСпод определённый кейс.
Тема 6. Моделирование компьютерных сетей.
Данный модуль является заключительным в курсе программы, в
результате чего учащиеся должны, познакомившись с методом визуализации,
выполнить проект по разработке корпоративной локальной сети.
Визуализация сетевой инфраструктуры.
Теория. Понятия и принципы визуализации сетей.
Практика. Проектирование макета схемы сетевой инфраструктуры при
помощи программных средств.
Выполнение проекта корпоративной локальной сети.
Практика.
Организация
работы
над
проектом.
Постановка
проблемной ситуации, формулировка цели и задач. Работа над проектом.
Подготовка к защите.
Форма подведения итогов. Публичная итоговая защита проекта.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля
– входной, текущий контроль по итогам изучения отдельного раздела,
промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по
окончанию учебного года и целой программы.
В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения
уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации
(контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.
В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет
определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к
восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение,
опрос, беседа, анализ практических творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого
полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование, защита
проектных и исследовательских работ.
По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль. Цель его
проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их творческих
способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную деятельность,
получение сведений для совершенствования образовательной программы и
методов обучения.
Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой
программы.
Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ,
итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование,
анкетирование, видео-фотоотчёт в условиях дистанционного обучения.
Одним из показателей результативности является участие подростков в
выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального,
федерального и международного уровней.
Оценочные материалы
В системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной
является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ
полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год –
на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию учебного года.
В качестве диагностического материала личностного развития
используются: метод наблюдения, анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой
(Приложение 1), методика определения эмоциональной самооценки личности по
А.В. Захарову (Приложение 1).
Формами проведения мониторинга предметного содержания являются:
тестирование, демонстрация моделей, защита проектов, презентации, метод
наблюдения, информационная карта освоения учащимися раздела, карта
самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося,
информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и
выставках разного уровня
Информационная карта освоения учащимися раздела
Название раздела, кол-во часов
Ф.И.О. обучающегося
Параметры
Оценка результативности
результативности освоения
освоения раздела
раздела
1 балл
2 балла
3 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1
Теоретические знания
2. Практические
умения
и
навыки
3. Самостоятельностьв
познавательной деятельности
4. Потребность
в
самообразовании
и
саморазвитии
5. Применение знаний и умений.
Общая сумма баллов:
После оценки каждого параметра результативности освоения раздела, все
баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий
уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой:
1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел освоен
на среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне.
Информационная карта освоения раздела заполняется на основе
результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися
заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде
позволяет определить динамику личностного развития каждого обучающегося.
В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях
различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется
рейтинг учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить 2 раза в
год (в середине и в конце учебного года).
К числу планируемых результатов освоения программы относится
участие в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках и
иных мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и
всероссийского уровней, поэтому возникает необходимость формирования
портфолио учащихся.
Призер,
дипломант
Победитель
Участие
Призер,
дипломант
Победитель
Участие
Призер,
дипломант
Победитель
1. Конкурсы
2. Выставки
3. Конференции
Участие
№
Информационная карта результатов участия обучающихся в
конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня
Ф.И.О. учащегося. Возраст Год обучения
Региональный и
МеждународУровень
муниципальный
ный и
образовательфедеральный
уровни
ного учреждения
уровни
Формы
предъявле-ния
достижений
1 б.
2 б.
3 б.
1 б.
2 б.
3 б.
1 б.
2 б.
3 б.
4. Круглые
столы,
семинары
5. Олимпиады
7. Другое
Общая сумма
баллов:
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения учащихся.
Уровни освоения программы
Высокий уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом в полном объеме,
самостоятельно выполняют практическую работу, без затруднений могут
написать программу с определенным функционалом для предполагаемой или
своей модели, самостоятельно работают со специальными инструкциями.
Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и
презентации собственных проектов. Принимают активное участие в конкурсах,
конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского
уровней. Оценивают себя и свою модель робота в соответствии с реальной
действительностью.
Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую
объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, нацелены на
общий результат. Берут ответственность за выполнение определенной работы в
команде, способны разрешать конфликтные ситуации.
Средний уровень:
Воспитанники владеют учебным материалом не в полном объеме,
выполняют практическую работу под наблюдением педагога.
Могут проводить простые исследования под руководством педагога,
готовят презентации по теме занятия. Принимают участие в выставках,
мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся
осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий
всех членов команды. Работают совместно, но испытывают затруднения при
распределении обязанностей, нуждаются в координации деятельности со
стороны педагога.
Уровень ниже среднего:
Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют
практическую работу непосредственно под руководством педагога.
Не умеют самостоятельно работать, описывать ход работы. Не
принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
У обучающихся завышенная или очень заниженная самооценка своей
деятельности, низкий уровень взаимозависимости. Члены группы отвечают
каждый сам за себя. Несут только персональную ответственность. Нуждаются
в контроле педагога. Все результаты по итогам контроля фиксируются в
таблицах. (Приложение 2)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ «СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Тема модуля
Модуль 1.
Устройство
компьютера.
Форма
занятий
Приёмы и методы
организации
образовательн ого
процесса
Комбиниров Объяснительно
анная
иллюстративный.
Методмозгового
штурма.
Проблемнопоисковый.
Дидактический материал.
Электронны
еисточники
1. Таненбаум Э., Остин Т.
Архитектура компьютера. –
СПб.: Питер, 2016, - 816 с.
2. В. Леонтьев. Новейшая
энциклопедия. Компьютер и
интернет 2016. Издательство
Эксмо. 2016, – 560с.
2. Горнец Н.Н. ЭВМ и
периферийные устройства.
Компьютеры и
вычислительныесистемы.
Издательство: ACADEMIA,
2012.
– 240 с.
Техническоеоснащение
ирасходный материал
Форма
подведения
итогов
Публичная
• Ноутбуки смышкой и
доступом к сетиИнтернет. защита
проекта
• Презентационное
оборудование.
• Лабораторное
оборудование: системный
блок, монитор, клавиатура,
мышь.
• Наборы
инструментов(обжим,
нож, тестер).
• Расходные
материалы (провода,
разъемы, пачкорды)
Модуль 2.
Программное
обеспечение
компьютера.
Модуль 3.
Системное
администрирова
ние.
Комбинирован Объяснительно 1. Таненбаум Э., Бос Х.
● Ноутбуки смышкой
ная
Современные
и доступом к сети
Интернет.
иллюстративны операционные системы. –
СПб.: Питер,2016. – 1120 с.
й.
● Презентационное
оборудование.
Метод
2. В. Леонтьев. Новейшая
мозгового
энциклопедия. Компьютер и
штурма.
интернет 2016. Издательство
Эксмо. – 2016, 560с.
Проблемнопоисковый.
1. 3. Гордеев А. В.
Операционные системы. –
СПб.: Питер, 2004. – 415 с.
Комбинирован Метод
1. Головин Ю. А., Суконщиков
● Ноутбуки с мышкой
ная
проектов.
А. А., Яковлев С. А.
и доступом к сети
Объяснительно Информационные сети. – М.:
Интернет.
● Презентационное
Академия, 2011. – 375 с.
иллюстративны 2. Кенин А.М. Практическое оборудование.
системного
й.
Метод руководство
● Маркернаядоска.
администратора. 2-е издание мозгового
СПб: БХВ-Петербург, 2013. –
штурма.
Проблемно532с.
поисковый.
3. Лимончелли Т., Хоган К.,
Чейлап С. Системное и
сетевое администрирование.
Практическое руководство, 2е издание. –Пер. с англ. –
СПб: Символ-Плюс, 2009. –
944 с
4. Немет Э, Снайдер Г, Трент
Р. Хейн,БэнУэйли. Unix и
Контрольное
тестирован
ие
Контрольное
тестирован
ие
Linux. Руководство системного
администратора: Пер. с англ. –
М.: Вильямс, 2014 – 1312 с.
5. Олифер В., Олифер Н.
Компьютерныесети.
Принципы, технологии,
протоколы.
Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
Касперский Е. В. Компьютерные вирусы:
что это такое и как с ними бороться. – М.:
СК Пресс, 1998. – 285 с.
Модуль 4.
Сетевое
администрирова
ние.
Комбинирован Объяснительно 1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С.
ная
Системное и сетевое администрирование.
иллюстративны Практическое руководство, 2-е издание. –
й.
Метод Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. –
944 с.
мозгового
штурма.
2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные
сети. Принципы, технологии, протоколы.
ПроблемноУчебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
поисковый.
2016. – 992 с.
3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1
/lecture/2 лекции по основам сетей
Национального открытого университета.
http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm
интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных
сетей».
Модуль 5.
Сетевые
технологии и
оборудование.
Комбинирован Метод
ная
проектов.
Объяснительно
иллюстративны
й.
Метод
мозгового
1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С.
● Ноутбуки с
Публичная
мышкой и
защита
доступом к сети проекта
Интернет.
● Презентацио
нное
оборудование.
● Лабораторное
оборудование:
роутер,
коммутатор
управляемый,
коммутатор
неуправляемый,
тестер
кабельный.
● Ноутбуки с
Публичная
Системное и сетевое администрирование.
мышкой и
защита
Практическое руководство, 2-е издание. –
доступом к сети проекта
Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. –
Интернет
944 с.
● Презентацион
2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные ное
оборудование.
сети. Принципы, технологии, протоколы.
Модуль 6.
Моделирование
компьютерных
сетей.
штурма.
Проблемнопоисковый.
Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1
/lecture/2 лекции по основам сетей
Национального открытого университета.
6. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm
интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных
сетей».
Комбинирован Метод
проектов.
ная
Метод
мозгового
штурма.
Проблемнопоисковый.
1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные
сети. Принципы, технологии, протоколы.
Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР,
2016. – 992 с.
4. Головин Ю. А., Суконщиков А. А.,
Яковлев С. А. Информационные сети. – М.:
Академия, 2011. – 375 с.
● Лабораторное
оборудование:
роутер,
коммутатор
управляемый,
коммутатор
неуправляемый,
тестер
кабельный.
● Ноутбуки с
мышкой и
доступом к сети
Интернет.
● Презентацион
ное
оборудование.
Публичная
защита
проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
использованных при написании программы:
1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии,
протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с.
2. Рабочая
программа
учебной
дисциплины
Б.3.В.26
Системноеадминистрирование. ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск, 2014 г.
рекомендованных обучающимся:
1. Таненбаум Э., Бос Х. Современные операционные системы. – СПб.:
Питер, 2016. – 1120 с.
2. В. Леонтьев. Новейшая энциклопедия. Компьютер и интернет 2016.
Издательство Эксмо. – 2016, 560с.
3. Головин Ю. А., Суконщиков А. А., Яковлев С. А. Информационные сети.
– М.: Академия, 2011. – 375 с.
4. Кенин А.М. Практическое руководство системного администратора. 2-е
издание - СПб: БХВ-Петербург, 2013. –532с.
5. Лимончелли
Т.,
Хоган
К.,
Чейлап
С.
Системное
и
сетевое
администрирование. Практическое руководство, 2-е издание. – Пер. с англ. –
СПб: Символ-Плюс, 2009. – 944 с
6. Немет Э, Снайдер Г, Трент Р. Хейн,Бэн Уэйли. Unix и Linux. Руководство
системного администратора: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014 – 1312 с.
7. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии,
протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с.
8. Горнец Н.Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и
вычислительные системы. Издательство: ACADEMIA, 2012. – 240 с.
9. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1/lecture/2 - лекции по основам
сетей Национального открытого университета.
10. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm - интернет ресурс по теме
«Администрирование информационных сетей».
Приложение 1
Анкета Лускановой Н.Г.
«Изучение уровня учебной мотивации учащихся»
Анкета № 1
«Изучение мотивации учащихся при выборе направления
деятельности»
Ф.И. (возраст)
____________________________________________________________
Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+»)
1. совет друга, его рассказы об объединении;
2. по объявлениям в средствах массовой информации;
3. по рекламным листовкам на информационных стендах;
4. по рекламе педагога;
5. посоветовали родители;
6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в
объединении и дома;
7. случайность;
8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении;
9. желание чем-нибудь заняться в свободное время;
10. желание найти друга;
11.другие причины (пожалуйста, укажи их)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся
объединения»
1.Тебе нравится в объединении? (подчеркни нужное)
- нравится; не очень; не нравится.
2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе
хочется остаться дома?
- иду с радостью;
- бывает по-разному;
- чаще хочется оставаться дома.
3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно
приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на
занятия или остался дома?
- пошел на занятия;
- не знаю;
- остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а
обучающих занятий не было бы?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям?
- часто;
- редко;
- не рассказываю.
7.У тебя в объединении много друзей?
- много;
- мало;
- нет друзей.
8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.
9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
- не хотел бы;
- точно не знаю;
- хотел бы.
Дата заполнения ____________________________
В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня
учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих
отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены
по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов
ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном
отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций,
оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ,
позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к
посещению коллектива, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из
пяти уровней мотивации посещения объединения:
1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность
– 25-30 баллов.
2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла.
3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив
привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов.
4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов.
5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10
баллов.
Методика определения эмоциональной самооценки личности
по А.В. Захарову
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди.
Укажи, где находишься ты.
Ключ:
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом
случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа»,
осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.
При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
1-3 балла – низкий уровень
4-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – высокий уровень
Приложение 2. Мониторинг качества образования
Педагог__________________________________________
Объединение_____________________________________
Год обучения, № группы____________________________
Оцениваемые
параметры
Ф.И.
обучающегося
Обучение
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Развитие личности
Самооценка
Мотивация
Воспитание
Культура
поведения
Взаимодействие
в коллективе
Таблица
мониторинга качества образования 20__-20___ учебный год
Педагог ___________________________________________
Объединение_______________________________________
Кол-во детей, охваченных мониторингом: 1 год - ___, 2 год - ____, 3 год - ____, 4-ый год - _____. Всего - ___.
Параметры
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Самооценка
Мотивация
Культура
поведения
Взаимодействие
в коллективе
об
%
об
%
об
%
об
%
об
%
об
%
Минимальный (1-3 балла)
Промеж. контроль
Итоговый контроль
Уровень обучения, развития, воспитанности
Средний (4-7 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль
Высокий (8-10 баллов)
Промеж. контроль
Итоговый контроль
1г.об
1г.об
1г.об
2г.об
3г.об
1г.об
2г.об
3г.об
2г.об
3г.об
1г.об
2г.об
3г.об
2г.об
3г.об
1г.об
2г.об
3г.об