Управление образования администрации Чайковского городского округа Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Центр цифрового образования «IT-куб» Принята на заседании педагогического совета от « 31 » августа 2023 г. протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО _______________ Андреева И.Р. Приказ № 262 от 31.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Системное администрирование» Возраст учащихся: 12-17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Белов Илья Сергеевич, педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО г. Чайковский, 2023 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Учреждение: МАУДО ЦДО 2. Место дислокации: г. Чайковский, Приморский бульвар 25а, каб. 3. Ф.И.О. педагога: 4. Статус программы: модифицированная 5. Направленность: техническая 6. Образовательная область: информационно-коммуникативные технологии 7. По уровню содержания: базовый 8. По форме реализации: групповые 9. По цели обучения: познавательная 10. По уровню освоения: предметно-функциональное обучение 11. Продолжительность освоения: 1 год 12. Количественный состав: 10 -12 человек 13. Возрастной диапазон: 12-17 лет 14. Перечень разделов программы: - пояснительная записка; - учебно-тематический план; - содержание учебного плана; - формы аттестации и оценочные материалы; - методическое обеспечение программы; - список литературы; - приложения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Системное администрирование – это процесс управления, технического обслуживания и проведения других технических и административных мероприятий, направленных на поддержание информационной системы в рабочем состоянии. Учитывая сложность и многообразие компьютерной техники, становится понятным, что заниматься системным администрированием может только специалист, обладающий необходимыми знаниями и навыками. В обязанности любого системного администратора входит решение большого количества разнообразных задач, призванных «облегчить жизнь» как ему самому, так и пользователям. То, с чем приходится сталкиваться постоянно, – мониторинг серверов или отдельных процессов, резервное копирование баз данных, просмотр логов с последующей выборкой необходимой информации, настройка и совершенствование системы информационной безопасности, заведение и редактирование пользовательских учетных записей и т. д. Однако в век цифровых технологий уже в подростковом возрасте необходимо иметь набор навыков для решения различных задач, связанных с техникой, так как количество сетевых устройств вокруг нас растет с небывалой скоростью. Исходя из социального заказа родителей и детей, а также образовательных организаций Чайковского городского округа, создана данная программа, учитывающая нормативно-правовые документы: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; - Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); - Устав МАУДО Центра дополнительного образования локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность Центра цифрового образования детей «IT-куба» МАУДО ЦДО. Направленность программы Программа имеет инженерно-техническую направленность, в связи с этим рассматриваются следующие аспекты изучения: 1. Технологический. Содержание программы рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодняшний день технологии — информационные, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело. 2. Общеразвивающий. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. 3. Общеобразовательный. Содержание программы рассматривается как средство развития основных познавательных процессов, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как теория управления, программирование, теория информации. Актуальность программы Актуальность данной программы состоит в том, что на сегодняшний день практически в любой сфере деятельности существует определённый объём задач, для оперативного выполнения которых необходимо соединение всех компьютеров в единую локальную сеть. И она должна функционировать очень чётко. В противном случае возможны потери информации, замедление или полная остановка обмена данными. Поэтому настройка сети, обслуживание и администрирование локальной сети являются актуальными задачами настоящего времени. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков. Новизна программы Новизна программы состоит в том, что она учитывает новые технологические уклады, которые требуют новый способ мышления и тесного взаимодействия междисциплинарности при проектов, постоянном а также повышении использует новые уровня формы диагностики и подведения итогов реализации программы, выполняемые в формате защиты проектов. В основу программы «Системное администрирование» заложены принципы практической направленности, курс ориентирован на изучение и выполнение конкретных задач по организации действующей информационной инфраструктуры "с нуля". Цели программы: • изучить основные принципы и методы управления информационными системами и сетями; • дать представление о задачах, которые встают перед системным администратором, об автоматизации, создании и настройке сети, обеспечении защиты и восстановления данных, о диагностике и ремонте оборудования; Задачи: Образовательные: • познакомить с приемами администрирования крупных сетей, централизованного управлении и развертывания инфраструктуры на базе домена Windows, научить работе с платформами виртуализации, расширенным возможностям автоматизации при помощи PowerShell и познакомить с ОС Linux; • познакомить с облачными сервисами, мобильными платформами, интеграцией в гетерогенных средах и принципами составления технической документации. • ознакомить обучающихся с принципами работы в среде, где используются сетевые устройства и специализированное программное обеспечение; • формированию навыков решения типовых задач развертывания и технического сопровождения малой сети предприятия или ее фрагмента; • познакомить с многообразием технологий и методов, используемых для создания и управления информационной инфраструктурой уровня предприятия. Воспитательные: • воспитать мотивацию учащихся к изобретательству, созданию собственных инженерных и программных реализаций; • привить стремление к получению качественного законченногорезультата в проектной деятельности; • привить информационную культуру: ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации; • формировать потребность в самостоятельном приобретении и применении знаний, потребность к постоянному саморазвитию; • воспитывать социально-значимые качества личности человека: ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь, доброжелательность. Развивающие: • способствовать развитию навыков алгоритмического и логического мышления, грамотной разработки программ; • способствовать приобретению навыков поиска информации в сети Интернет, анализа выбранной информации на соответствие запросу, использование информации при решении задач; • развивать познавательные способности ребенка, память, внимание, пространственное мышление, аккуратность и изобретательность; • формировать творческий подход к поставленной задаче; • развивать навыки инженерного мышления, умения работать как по предложенным инструкциям, так и находить свои собственные пути решения поставленных задач; • развивать навыки эффективной деятельности в проекте; • развивать стрессоустойчивость; • развивать способности к самоанализу, самопознанию; • формировать навыки рефлексивной деятельности; • формировать и развивать навыки публичного выступления. Отличительные особенности программы Настоящая программа составлена на основании дополнительной общеразвивающей программы «Системное администрирование», авторы: Смагсна Ю.Е., Жук А.О., Елисеева А.Г. ГАО УДО «Центр одарённых детей «Поиск», ЦЦО «IT-куб», г. Михайловск, 2020 г. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенныйинтерес к информационным технологиям. Программа имеет практическую направленность с ориентацией на реальные потребности, соответствующиевозрасту ученика. Программа «Системное администрирование» предполагает возможностьучастия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах, таких как «Сетевое и системное администрирование» JuniorSkills и WorldSkills. Категория обучающихся Программа информационным предназначена для технологиям, детей, проявляющих стремящимся профессиональному самоопределению. Возраст обучающихся: 12 — 17 лет. к интерес к саморазвитию, Наполняемость группы: 10 - 12 человек. Состав группы: разновозрастной. Условия приема детей: на обучение зачисляются все желающие приналичии свободных мест. Срок реализации программы: 1 год. Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год Структура программы: Данный курс состоит из семи блоков с общим количеством часов – 136. 1. Охрана труда и техника безопасности. 2. Устройство компьютера. 3. Программное обеспечение компьютера. 4. Системное администрирование. 5. Сетевые технологии и оборудование. 6. Сетевое администрирование. 7. Моделирование компьютерных сетей. Форма реализации программы — очная с использованием электронного обучения / смешанная. Под электронным образовательных образованием программ с понимается использованием реализация информационно - образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства. Формы организации деятельности обучающихся При изучении фронтальной, тем программа индивидуальной и предусматривает групповой формы использование учебной работы обучающихся. При организации занятий по курсу «Системное администрирование» длядостижения поставленных целей и задач используются формы проведения занятий с активными методами обучения: − занятие в форме проблемно-поисковой деятельности; − занятие с использованием межпредметных связей; − занятие в форме мозгового штурма; − занятие в форме частично-поисковой деятельности. Методы обучения Основными методами обучения является кейс-метод и метод проектов. Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые носят прикладной характер. Она позволяет учащимся участвовать в создании конкретного результата и научиться работать в условиях ограниченного времени, под руководством заказчика, презентовать проект, а также обрести навыки профессиональной коммуникации с контрагентами. Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные, контрольные. Ожидаемые результаты Основным результатом обучения является достижение высокой информационно-коммуникационной компетентности учащегося в области системного администрирования. В результате освоения программы обучающийся должен приобрестиследующие знания, умения и навыки: знать: ✓ правила работы с компьютером и технику безопасности; ✓ общие принципы построения сетей, сетевых топологий, требований ккомпьютерным сетям; ✓ принципы построения высокоскоростных локальных сетей; ✓ основные направления администрирования компьютерных сетей; ✓ технологию безопасности, протоколов авторизации, конфиденциальности и безопасности при работе с сетевыми ресурсами; ✓ архитектуру и функции систем управления сетями, стандарты системуправления; ✓ принципы эффективной организации подразделений технической поддержки пользователей и клиентов; ✓ технику ведения проектной деятельности и принципов таймменеджмента; уметь: ✓ работать с информацией: находить с применением правил поиска в компьютерных сетях, оценивать и использовать информацию из различных источников; ✓ проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии; ✓ использовать многофункциональные приборы мониторинга, программно-аппаратные средства технического контроля локальной сети; ✓ администрировать локальные вычислительные сети; ✓ принимать меры по устранению возможных сбоев; ✓ обеспечивать защиту при подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; ✓ самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы своей познавательной деятельности; ✓ самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы для получения эффективного результата; ✓ критически оценивать правильность решения учебноисследовательской задачи; ✓ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности; обладать навыками: сет и; ✓ исследовательской, проектной и социальной деятельности, строитьлогическое доказательство; ✓ проектирования архитектуры локальной сети в соответствии споста ✓ установки и настройки сетевых протоколов и сетевого оборудования всоответствии с конкретной задачей; ✓ работы с информационными системами в современныхинформационно-образовательных средах; ✓ обеспечения безопасного хранения и передачи данных в локальной ✓ проектирования, разработки, документирования и представления собственных проектов; ✓ самооценивания и рефлексии - периодической оценкой своих успехов и собственной работы самими обучающимися. Способы определения результативности Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов решения задач, результаты участия в интеллектуальных конкурсах всероссийского уровня. Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый. Формы подведения итогов реализации программы По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме публичной защиты проектов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Объем: 8 часов № Наименование модуля, темы Количество часов Теория Практика Всего Тема 1. Устройство компьютера. 0,5 1,5 2 Тема 2. Программное обеспечение компьютера. Тема 3. Системноеадминистрирование. 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 Тема 4. Сетевое администрирование. 0,5 1,5 2 2 6 8 Итого: СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА «СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» Тема 1. Устройство компьютера. В рамках данной темы учащиеся узнают устройство персональных компьютеров, серверов и мобильных устройств, научатся собирать компьютерыиз отдельных частей. Основные узлы компьютера. Теория. Составные части современного ПК. Назначение, устройство и взаимодействие отдельных узлов компьютера Практика. Самостоятельная сборка системного блока, компьютера. Знакомство с BIOS. Теория. Определение понятия BIOS (BIOS/CMOS; UEFI/EFI). Практика. Настройка режимов включения компьютера в BIOS. Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования по теме «BIOS» на эмуляторе. Тема 2. Программное обеспечение компьютера. В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с понятием программного обеспечение, его видами, научатся устанавливать необходимое ПО на персональный компьютер. Системное обеспечение компьютера. Теория. Операционные системы. Классификация. Сравнение ОС.Структура ОС. Файловые системы. Практика. Работа с дисками, установка ПО Oracle VM VirtualBox, интерфейс виртуального эмулятора, настройки систем и интеграции систем. Установка и администрирование операционной системыWindows 10. Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в системе Windows. Практика. Установка операционной системы Windows, базовые настройки профилей пользователей, раздача ролей. Установка и администрирование операционной системы Linux (репозитории, терминал, каталоги, дистрибутивы). Теория. Различие разных версий операционных систем, работа с архитектурой системы, администрирование, управление пользователями в системе Linux. Практика. Работа с терминалом ОС Linux, написание простых скриптов с применением языка bash, администрирование системы. Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестирования по пройденным темам модуля 2. Тема 3. Системное администрирование. В рамках данного модуля учащиеся познакомятся с основными понятиями и задачами системного администрирования: персонализация системы, подключение и настройка оборудования, безопасность данных и системы. Тема 3.1. Создание и настройка локальной учетной записи. Теория. Учетные записи (типы, шаблоны, политики безопасности). Практика. Создание и настройка локальной учетной записи (настройка прав и ограничение доступа; владелец объекта, наследование, смена владельца) Безопасная работа на компьютере. Теория. Типы вредоносных программ. Антивирусное ПО. Фишинговые программы и сайты. Файерволл и доступ программ к сетевым функциям. Файлhosts. Практика. Установка антивирусного пакета. Изучение возможностей и настроек антивирусного пакета. Инструменты администрирования ПК. Практика. Практическая работа с элементами администрирования, настройка и изменение базовых параметров. Форма подведения итогов. Защита исследовательского проекта на тему безопасной работы системы и безопасной работы в интернете. Тема 4. Сетевое администрирование. В рамках модуля учащиеся приобретут практические навыки организации работы в глобальной сети, резервного копирования, получат знания о серверах и маршрутизации. Тема 4.1. Введение в сетевое администрирование. Теория. Проблемы общения компьютеров в сети. Основные задачи сетевого администрирования. Обязанности и роль сетевого (системного) администратора. Состав и назначение основных сетевых служб. Принципы межсетевого взаимодействия на основе моделей. Сетевые операционные системы. Установка и настройка. Практика. Установка ОС. Установка и настройка приложений. Реестр и каталог etc. Драйвера и взаимодействие с оборудованием. Особенности использования сетевых ОС в сетях различного масштаба. ОС семейств Windows, Linux. Сетевые протоколы и службы. Служба резервного копирования. Теория. Изучение сетевых служб, формирующих инфраструктуру сети – DHCP, WINS. Изучение базовых понятий службы маршрутизации и удаленного доступа (RRAS). Технологии, используемых службой резервного копирования. Виды резервного копирования состояния системы и создание архива для аварийного восстановления системы. Практика. Резервное копирование и восстановление информации. «Вручную» и при помощи специальных утилит. Настройка службы восстановления системы и истории файлов. Тема 5. Сетевые технологии и оборудование. В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими сетевыми технологиями, также получат навыки работа с сетевым оборудованием. Архитектура сетей. Теория. Архитектура сети. Клиент, сервер, выделенный сервер, сетевой интерфейс. Наладка сети клиент-сервер в сети предприятия. Компьютерные сети. Виды сетей. Сетевая топология. фильтрации безопасности. Методы обеспечения надежности. Контроль функционирования. Средства анализа защищенности сетевых сервисов. Инструментальные систем тестирования. Форма подведения итогов. Контрольная точка в формате тестированияпо пройденным темам модуля 4. Тема 5. Сетевые технологии и оборудование. В рамках этого модуля учащиеся познакомятся с существующими сетевыми технологиями, также получат навыки работа с сетевым оборудованием. Теория. Виды сетей. Локальная сеть как предмет изучения. Задачи и проблемы компьютерных сетей. Сетевая топология: Шина, Звезда, Кольцо. Преимущества и недостатки. Комбинированные топологии. Практика. Лабораторные работы по проектированию сетевой инфраструктуры с использованием различных сетевых топологий. Оборудование сетей. Типы и классификация сетевого оборудования. Теория. Типы и классификация сетевого оборудования: хаб, свитч, коммутатор, маршрутизатор, роутер. Среда передачи данных (оптоволокно, витая пара, радио). Практика. Задания инженерного характера на составление проекта СКСпод определённый кейс. Тема 6. Моделирование компьютерных сетей. Данный модуль является заключительным в курсе программы, в результате чего учащиеся должны, познакомившись с методом визуализации, выполнить проект по разработке корпоративной локальной сети. Визуализация сетевой инфраструктуры. Теория. Понятия и принципы визуализации сетей. Практика. Проектирование макета схемы сетевой инфраструктуры при помощи программных средств. Выполнение проекта корпоративной локальной сети. Практика. Организация работы над проектом. Постановка проблемной ситуации, формулировка цели и задач. Работа над проектом. Подготовка к защите. Форма подведения итогов. Публичная итоговая защита проекта. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля – входной, текущий контроль по итогам изучения отдельного раздела, промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по окончанию учебного года и целой программы. В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение. В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового. Формы аттестации (контроля) – педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ практических творческих работ. Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование, защита проектных и исследовательских работ. По окончании изучения раздела осуществляется итоговый контроль. Цель его проведения – определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей, ориентирование учащихся на самостоятельную деятельность, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование, видео-фотоотчёт в условиях дистанционного обучения. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Оценочные материалы В системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год – на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию учебного года. В качестве диагностического материала личностного развития используются: метод наблюдения, анкета «Мотивация» Н.Г. Лускановой (Приложение 1), методика определения эмоциональной самооценки личности по А.В. Захарову (Приложение 1). Формами проведения мониторинга предметного содержания являются: тестирование, демонстрация моделей, защита проектов, презентации, метод наблюдения, информационная карта освоения учащимися раздела, карта самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося, информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня Информационная карта освоения учащимися раздела Название раздела, кол-во часов Ф.И.О. обучающегося Параметры Оценка результативности результативности освоения освоения раздела раздела 1 балл 2 балла 3 балла (низкий (средний (высокий уровень) уровень) уровень) 1 Теоретические знания 2. Практические умения и навыки 3. Самостоятельностьв познавательной деятельности 4. Потребность в самообразовании и саморазвитии 5. Применение знаний и умений. Общая сумма баллов: После оценки каждого параметра результативности освоения раздела, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения раздела в соответствии с нижеприведенной шкалой: 1–3 балла – раздел освоен на низком уровне; 4–7 баллов – раздел освоен на среднем уровне; 8–10 баллов – раздел освоен на высоком уровне. Информационная карта освоения раздела заполняется на основе результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику личностного развития каждого обучающегося. В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях различного уровня выставляются баллы. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся. Выявление и анализ результатов следует проводить 2 раза в год (в середине и в конце учебного года). К числу планируемых результатов освоения программы относится участие в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках и иных мероприятиях внутриучрежденческого, муниципального, областного и всероссийского уровней, поэтому возникает необходимость формирования портфолио учащихся. Призер, дипломант Победитель Участие Призер, дипломант Победитель Участие Призер, дипломант Победитель 1. Конкурсы 2. Выставки 3. Конференции Участие № Информационная карта результатов участия обучающихся в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня Ф.И.О. учащегося. Возраст Год обучения Региональный и МеждународУровень муниципальный ный и образовательфедеральный уровни ного учреждения уровни Формы предъявле-ния достижений 1 б. 2 б. 3 б. 1 б. 2 б. 3 б. 1 б. 2 б. 3 б. 4. Круглые столы, семинары 5. Олимпиады 7. Другое Общая сумма баллов: Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. Уровни освоения программы Высокий уровень: Воспитанники владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, без затруднений могут написать программу с определенным функционалом для предполагаемой или своей модели, самостоятельно работают со специальными инструкциями. Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности и презентации собственных проектов. Принимают активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Оценивают себя и свою модель робота в соответствии с реальной действительностью. Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, нацелены на общий результат. Берут ответственность за выполнение определенной работы в команде, способны разрешать конфликтные ситуации. Средний уровень: Воспитанники владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу под наблюдением педагога. Могут проводить простые исследования под руководством педагога, готовят презентации по теме занятия. Принимают участие в выставках, мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения. Без явных проявлений высокой или низкой самооценки. Обучающиеся осознают цель работы в команде, как единую требующую объединение усилий всех членов команды. Работают совместно, но испытывают затруднения при распределении обязанностей, нуждаются в координации деятельности со стороны педагога. Уровень ниже среднего: Воспитанники слабо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога. Не умеют самостоятельно работать, описывать ход работы. Не принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения. У обучающихся завышенная или очень заниженная самооценка своей деятельности, низкий уровень взаимозависимости. Члены группы отвечают каждый сам за себя. Несут только персональную ответственность. Нуждаются в контроле педагога. Все результаты по итогам контроля фиксируются в таблицах. (Приложение 2) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» Тема модуля Модуль 1. Устройство компьютера. Форма занятий Приёмы и методы организации образовательн ого процесса Комбиниров Объяснительно анная иллюстративный. Методмозгового штурма. Проблемнопоисковый. Дидактический материал. Электронны еисточники 1. Таненбаум Э., Остин Т. Архитектура компьютера. – СПб.: Питер, 2016, - 816 с. 2. В. Леонтьев. Новейшая энциклопедия. Компьютер и интернет 2016. Издательство Эксмо. 2016, – 560с. 2. Горнец Н.Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и вычислительныесистемы. Издательство: ACADEMIA, 2012. – 240 с. Техническоеоснащение ирасходный материал Форма подведения итогов Публичная • Ноутбуки смышкой и доступом к сетиИнтернет. защита проекта • Презентационное оборудование. • Лабораторное оборудование: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. • Наборы инструментов(обжим, нож, тестер). • Расходные материалы (провода, разъемы, пачкорды) Модуль 2. Программное обеспечение компьютера. Модуль 3. Системное администрирова ние. Комбинирован Объяснительно 1. Таненбаум Э., Бос Х. ● Ноутбуки смышкой ная Современные и доступом к сети Интернет. иллюстративны операционные системы. – СПб.: Питер,2016. – 1120 с. й. ● Презентационное оборудование. Метод 2. В. Леонтьев. Новейшая мозгового энциклопедия. Компьютер и штурма. интернет 2016. Издательство Эксмо. – 2016, 560с. Проблемнопоисковый. 1. 3. Гордеев А. В. Операционные системы. – СПб.: Питер, 2004. – 415 с. Комбинирован Метод 1. Головин Ю. А., Суконщиков ● Ноутбуки с мышкой ная проектов. А. А., Яковлев С. А. и доступом к сети Объяснительно Информационные сети. – М.: Интернет. ● Презентационное Академия, 2011. – 375 с. иллюстративны 2. Кенин А.М. Практическое оборудование. системного й. Метод руководство ● Маркернаядоска. администратора. 2-е издание мозгового СПб: БХВ-Петербург, 2013. – штурма. Проблемно532с. поисковый. 3. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С. Системное и сетевое администрирование. Практическое руководство, 2е издание. –Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. – 944 с 4. Немет Э, Снайдер Г, Трент Р. Хейн,БэнУэйли. Unix и Контрольное тестирован ие Контрольное тестирован ие Linux. Руководство системного администратора: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014 – 1312 с. 5. Олифер В., Олифер Н. Компьютерныесети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с. Касперский Е. В. Компьютерные вирусы: что это такое и как с ними бороться. – М.: СК Пресс, 1998. – 285 с. Модуль 4. Сетевое администрирова ние. Комбинирован Объяснительно 1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С. ная Системное и сетевое администрирование. иллюстративны Практическое руководство, 2-е издание. – й. Метод Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. – 944 с. мозгового штурма. 2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. ПроблемноУчебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, поисковый. 2016. – 992 с. 3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1 /lecture/2 лекции по основам сетей Национального открытого университета. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm интернет ресурс по теме «Администрирование информационных сетей». Модуль 5. Сетевые технологии и оборудование. Комбинирован Метод ная проектов. Объяснительно иллюстративны й. Метод мозгового 1. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С. ● Ноутбуки с Публичная мышкой и защита доступом к сети проекта Интернет. ● Презентацио нное оборудование. ● Лабораторное оборудование: роутер, коммутатор управляемый, коммутатор неуправляемый, тестер кабельный. ● Ноутбуки с Публичная Системное и сетевое администрирование. мышкой и защита Практическое руководство, 2-е издание. – доступом к сети проекта Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. – Интернет 944 с. ● Презентацион 2. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные ное оборудование. сети. Принципы, технологии, протоколы. Модуль 6. Моделирование компьютерных сетей. штурма. Проблемнопоисковый. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с. 3. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1 /lecture/2 лекции по основам сетей Национального открытого университета. 6. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm интернет ресурс по теме «Администрирование информационных сетей». Комбинирован Метод проектов. ная Метод мозгового штурма. Проблемнопоисковый. 1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с. 4. Головин Ю. А., Суконщиков А. А., Яковлев С. А. Информационные сети. – М.: Академия, 2011. – 375 с. ● Лабораторное оборудование: роутер, коммутатор управляемый, коммутатор неуправляемый, тестер кабельный. ● Ноутбуки с мышкой и доступом к сети Интернет. ● Презентацион ное оборудование. Публичная защита проекта. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ использованных при написании программы: 1. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с. 2. Рабочая программа учебной дисциплины Б.3.В.26 Системноеадминистрирование. ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск, 2014 г. рекомендованных обучающимся: 1. Таненбаум Э., Бос Х. Современные операционные системы. – СПб.: Питер, 2016. – 1120 с. 2. В. Леонтьев. Новейшая энциклопедия. Компьютер и интернет 2016. Издательство Эксмо. – 2016, 560с. 3. Головин Ю. А., Суконщиков А. А., Яковлев С. А. Информационные сети. – М.: Академия, 2011. – 375 с. 4. Кенин А.М. Практическое руководство системного администратора. 2-е издание - СПб: БХВ-Петербург, 2013. –532с. 5. Лимончелли Т., Хоган К., Чейлап С. Системное и сетевое администрирование. Практическое руководство, 2-е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2009. – 944 с 6. Немет Э, Снайдер Г, Трент Р. Хейн,Бэн Уэйли. Unix и Linux. Руководство системного администратора: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014 – 1312 с. 7. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник: Учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 992 с. 8. Горнец Н.Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и вычислительные системы. Издательство: ACADEMIA, 2012. – 240 с. 9. https://www.intuit.ru/studies/courses/1/1/lecture/2 - лекции по основам сетей Национального открытого университета. 10. http://inftis.narod.ru/adm/ais-n4.htm - интернет ресурс по теме «Администрирование информационных сетей». Приложение 1 Анкета Лускановой Н.Г. «Изучение уровня учебной мотивации учащихся» Анкета № 1 «Изучение мотивации учащихся при выборе направления деятельности» Ф.И. (возраст) ____________________________________________________________ Что привело тебя в объединение? (Отметь, пожалуйста, знаком «+») 1. совет друга, его рассказы об объединении; 2. по объявлениям в средствах массовой информации; 3. по рекламным листовкам на информационных стендах; 4. по рекламе педагога; 5. посоветовали родители; 6. хотелось научиться чему-нибудь, чтобы меня уважали в объединении и дома; 7. случайность; 8. интерес к делу, которым теперь занимаюсь в объединении; 9. желание чем-нибудь заняться в свободное время; 10. желание найти друга; 11.другие причины (пожалуйста, укажи их) _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Анкета №2. «Определения уровня мотивации посещения учащимся объединения» 1.Тебе нравится в объединении? (подчеркни нужное) - нравится; не очень; не нравится. 2. Ты всегда с радостью идешь на занятия объединения, или тебе хочется остаться дома? - иду с радостью; - бывает по-разному; - чаще хочется оставаться дома. 3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем детям, тебе можно остаться дома, ты пошел бы на занятия или остался дома? - пошел на занятия; - не знаю; - остался бы дома. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия? - не нравится; - бывает по-разному; - нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы в объединении проводились только праздники, а обучающих занятий не было бы? - не хотел бы; - не знаю; - хотел бы. 6. Ты часто рассказываешь о занятиях в объединении родителям? - часто; - редко; - не рассказываю. 7.У тебя в объединении много друзей? - много; - мало; - нет друзей. 8.Тебе нравятся ребята в вашем объединении? - нравятся; - не очень; - не нравятся. 9.Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали домашних заданий? - не хотел бы; - не знаю; - хотел бы. 10. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог? - не хотел бы; - точно не знаю; - хотел бы. Дата заполнения ____________________________ В модифицированную анкету Лускановой Н.Г. «Изучение уровня учебной мотивации учащихся» включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к коллективу и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к коллективу и предпочтению учебных ситуаций, оценивается в 3 балла. Нейтральный ответ – 1 балл. Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к посещению коллектива, оценивается в 0 баллов. На основании ответов учащийся, может быть отнесен к одному из пяти уровней мотивации посещения объединения: 1. Высокая мотивация посещения объединения, учебная активность – 25-30 баллов. 2. Нормальная мотивация посещения коллектива – 20-24 балла. 3. Положительное отношение к посещению занятий, но коллектив привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов. 4. Низкая мотивация посещения коллектива – 10-14 баллов. 5. Негативное отношение к коллективу, дезадаптация – менее 10 баллов. Методика определения эмоциональной самооценки личности по А.В. Захарову Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Ключ: Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную самооценку. При указании на круги далее пятого заниженную самооценку. 1-3 балла – низкий уровень 4-7 баллов – средний уровень 8-10 баллов – высокий уровень Приложение 2. Мониторинг качества образования Педагог__________________________________________ Объединение_____________________________________ Год обучения, № группы____________________________ Оцениваемые параметры Ф.И. обучающегося Обучение Теоретическая подготовка Практическая подготовка Развитие личности Самооценка Мотивация Воспитание Культура поведения Взаимодействие в коллективе Таблица мониторинга качества образования 20__-20___ учебный год Педагог ___________________________________________ Объединение_______________________________________ Кол-во детей, охваченных мониторингом: 1 год - ___, 2 год - ____, 3 год - ____, 4-ый год - _____. Всего - ___. Параметры Теоретическая подготовка Практическая подготовка Самооценка Мотивация Культура поведения Взаимодействие в коллективе об % об % об % об % об % об % Минимальный (1-3 балла) Промеж. контроль Итоговый контроль Уровень обучения, развития, воспитанности Средний (4-7 баллов) Промеж. контроль Итоговый контроль Высокий (8-10 баллов) Промеж. контроль Итоговый контроль 1г.об 1г.об 1г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об 2г.об 3г.об 1г.об 2г.об 3г.об