Управление образования администрации Чайковского городского округа Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Принята на заседании педагогического совета от «22» января 2021 г. протокол № 2 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО _______________ Андреева И.Р. Приказ № 34 от 28.01. 2021 г. Внесены изменения на заседании ПС от «31» августа 2023г. протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДО _______________ Андреева И.Р. Приказ № 262 от 31.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Выпиливание лобзиком» Возраст обучающихся: 8-15 лет Срок реализации: 3 года Автор программы: Главатских Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО, I квалификационной категории Чайковский, 2023 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Учреждение: МАУДО ЦДО 2. Место дислокации: г. Чайковский, ул. Мира, 39а 3. Статус программы: модифицированная 4. Направленность: художественная 5. Образовательная область: социальная практика 6. По уровню содержания: базовый 7. По форме реализации: групповая 8. Продолжительность освоения: 3 года обучения 9. Возрастной диапазон: 8-15 лет 10.Перечень разделов: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Календарный учебный график 5. Формы аттестации и оценочные материалы 6. Условия реализации программы 7. Список литературы 8. Приложения 2 Содержание I. Комплекс основных характеристик программы ……….…………3 1. Пояснительная записка………………………………………………3 2. Цель и задачи программы…………...………………………………4 3. Содержание программы……………………………….…………… 7 Учебный план………………………………………………….………..7 Содержание учебного плана………………………………..…………10 Планируемые результаты……………………………………..………16 II. Комплекс организационно-педагогических условий………..…...19 4. Календарный учебный график……………………………………19 5. Условия реализации программы………………………………… 25 6. Формы аттестации…………………………………………………25 7. Оценочные материалы…………………………………………….25 8. Методические материалы…………………………………………28 9. Список литературы………………………………………………..29 10. Приложения 3 I. Комплекс основных характеристик программы 1.Пояснительная записка Данная программа разработана с учетом нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»; - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; - Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996–р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); - Устав МАУДО Центра дополнительного образования. Актуальность программы Обучение по программе ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии. 4 Программа нацелена на развитие коммуникативных навыков, коррекцию межличностных отношений, способствует развитию трудолюбия, самостоятельности, созданию собственного продукта, реализацию своих идей. Помогает выявить наиболее одаренных детей. Предполагает подготовку детей к трудовой деятельности. В настоящее время принято считать, что проще купить какой-либо предмет, чем сделать его самому. Художественное выпиливание лобзиком незаменимо для создания различных поделок. Для обучающихся открывается широкий простор для творчества, возможность иметь уникальную вещь, сделать ее самому. На современного человека обрушивается огромный поток информации, что приводит к избыточному нервному и эмоциональному напряжению. А если еще добавить недостаточное общение с природой, то становятся понятными тревоги медиков о настоящем и будущем человека. В этом случае на помощь приходят народные промыслы. Доказано, что создание художественных изделий полностью влияет на психику, помогая переключиться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения. Отличительные особенности программы: В основу написания вошла программа «Выпиливание и выжигание» учебное пособие «Программы для внешкольных учреждений», Москва. Просвещение. 1988, под ред. М.Б. Коваль. Личный опыт. Разработан учебный план на три года обучения, мониторинг отслеживания результатов, который содержит в себе виды контроля, формы контроля и форма предоставления результатов (см. в методической части программы). Учитывая индивидуальные особенности детей время, отведённое на выполнение изделия, не регламентируется. Поэтому в группе обучающихся выполняют разные виды работ по темам учебного плана. Введена тема для 3-го года обучения «Работа над проектом», раздел Ф.А. Шемуратов «Выпиливание лобзиком» (10, стр. 87-89). Введение индивидуального обучения обусловлено тем, что метод проектирования способствует самореализации ребёнка. Учащиеся приобретают навыки работы с литературой, умение выступать. Образовательная программа «Выпиливание лобзиком» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на 5 овладение обучающимися основными приемами выпиливания ручным лобзиком. Деятельность на занятии имеет близкую связь с работой плотника; со столярными работами; с работой резчика по дереву: изготовление предметов быта, реставрация произведений древних мастеров. Учащиеся знакомятся с технологическим процессом изготовления изделий, которые применяются на любом производстве. Ценность данной программы заключается в том, что она рассчитана не только на социально-благополучных детей, но и на социальнонеадаптивных детей. Их объединяет одно – желание научиться делать чтолибо полезное для себя и своих близких. В объединение принимаются дети с любым уровнем подготовки. При уровне подготовки выше среднего учащиеся могут быть зачислены на 2 год обучения. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы в работе с древесиной. Программа имеет базовый уровень. Структура программы представлена тремя этапами: Первый год – подготовительный Второй год – развивающий Третий - продуктивный Адресат программы: дети 8-15 лет. Выпиливание лобзиком один из редких видов декоративноприкладного искусства. Несложность оборудования, наличие инструментов, приспособлений, материалов, доступность работы дает возможность заниматься выпиливанием со второго по девятый классы (особенно мальчикам). Увлеченность интересным делом позволяет снизить риск вовлечения детей в различные негативные компании, что так актуально в наши дни. • Объем программы: срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года. Первый год обучения 1 раз в неделю по 2 часа, 72часа Второй год обучения 1 раз в неделю по 2 часа, 72часа Третий год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, 144часа Объём программы – 288 часов. • Формы организации образовательного процесса и виды занятий определяются программным содержанием занятий и предусматривают 6 практические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки различных уровней. Проектная деятельность. Занятия проводятся очно. В случае карантина или других форсмажорных обстоятельств возможно дистанционное обучение в части теории. Новые реальности современной жизни, эпидемиологические ситуации влекут за собой и новые возможности, которые способствуют развитию компетенций, умению работать в условиях неопределенности, находить решения в случае непредвиденных, меняющихся обстоятельств. Дистанционные занятия, в данном случае, выпиливание лобзиком, при необходимости и для решения определенных задач возможны и актуальны. Форма обучения: групповая, индивидуальная. Срок освоения программы: 3 года. Режим занятий: занятия проводятся для 1 и 2 года обучения 1 раз в неделю по 2 учебных часа, а для 3 года обучения 2 раза в неделю по 2 учебных часа. 2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие посредством выпиливания лобзиком. творческих способностей детей Задачи: 1. Способствовать формированию знаний, умений и навыков в данном виде деятельности (выпиливание лобзиком). 2. Развивать творческий потенциал каждого ребенка, эстетический и художественный вкус, самостоятельность и коммуникативные навыки общения. 3. Воспитывать положительные черты характера и уважительное отношение к труду. Цель, задачи и ожидаемый 1 результат Цель: Познакомить детей с художественным выпиливанием лобзиком. Год обучения 2 Прививать устойчивый интерес к декоративноприкладному творчеству, к занятиям выпиливанием лобзиком. Изучить порядок изготовления работ. 3 Создание условий для самостоятельной работы по изготовлению качественных изделий с использованием любых инструментов, развитие творческого потенциала одарённых учащихся, ранняя профориентация. 7 Задачи: Обучать Развивать Воспитывать Ожидаемый результат - правилам техники безопасности при работе с различными видами инструментов; - начальным навыкам работы с шаблонами и выпиливание, умение держать лобзик; ровное выпиливание по карандашному следу - экономно расходовать материал; - выпиливанию по внутреннему контуру; - правильному обращению с инструментом; -порядку технологического процесса. - коммуникативные навыки общения, взаимовыручка; - эстетический вкус, глазомер. - взаимоотношения друг с другом (оказание взаимопомощи); - творческие способности учащихся. Положительные черты характера (доброжелательное отношение к старшим, интерес к труду, терпение, самостоятельность) Положительные черты характера (честность, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, друзьям, умение проявлять заботу к ближнему, самостоятельность, ответственность) 1. Приобретение знаний в области выпиливания Лобзиком, начальные навыки с различными видами инструментов (правила техники 1. Умение экономно расходовать материал. 2. Учащиеся научатся правильно подготавливать инструмент к работе и самостоятельно работать им. 3. Приобретение - пользоваться различными видами инструментов, литературой; - делать самостоятельно образцы сувениров; - творчески подходить к любой проблеме; - выпиливать лобзиком качественные изделия; - применять полученные знания и умения на практике; - методам разработки проекта модели, - умение анализировать свои ошибки и исправлять их; - выполнять самостоятельно сборку изделия; - умение определять рыночный спрос и себестоимость изделий. - логическое и образное мышление; - умение выступать на публике, вести защиту проекта; - творческие способности учащихся. Положительные черты характера (доброжелательное отношение со сверстниками, взрослыми людьми, заботливое отношение, интерес к профессиям, ответственность, уверенность, добросовестность) 1. Самостоятельное и качественное выполнение образцов, сувениров, применение полученных знаний и умений на практике. 2. Владение различными видами инструментов. 3. Ответственное, 8 безопасности), шаблонами, порядок выполнения работы (технолог. процесс). 2. Улучшение взаимоотношений, приобретение начальных навыков конструирования и моделирования, развитие глазомера и эстетического вкуса. 3. Устойчивый интерес к выпиливанию, труду, первоначальным навыкам самостоятельности, Терпение (умение доводить начатое дело до конца) знаний о свойствах фанеры. 4. Знание порядка технологического процесса. 5. Создана атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей. 6. Установлены доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. Наблюдаются положительные черты характера: честность отзывчивость, уважительное отношение к старшим друзьям, ответственность и самостоятельность. добросовестное выполнение заданий, своевременный анализ ошибок и исправление их. 4. Умение адаптироваться к рыночным условиям. 5. Владение навыками проектирования. 6. Участие в конкурсах проектов, научноисследовательских работ, олимпиадах по технологии. 9 3.Содержание программы Учебно-тематический план I года обучения 2 часа в неделю, 72 часа в год Количество часов № п/п Название темы 1 Вводное занятие Теория Практика Всего 1 1 2 Формы организации занятия Формы аттестации (контроля) Беседа,практикум опрос 2.2. Водный транспорт 2.3. Наземный транспорт 2.4. Самостоятельная работа 2.5. .Изготовление животных 2.6. Изготовление насекомых 1 12 13 - 12 - 10 10 - 10 10 12 - 2 2 1 5 6 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Самостоятельная работа Практическое занятие Практическое занятие Педагогическ ое наблюдение 2.1. Изготовление технических моделей. Воздушный транспорт Педагогическое наблюдение Раздел 2./ Техника выпиливания объёмных моделей/- 52 час. Раздел 3. /Художественное выпиливание с геометрическим растительным орнаментом / - 15 час. Практическое занятие Педагогическ ое наблюдение 8 Практическое занятие Выставка - 2 Итоговое занятие 66 72 3.1 Изготовление салфентницы 1 6 7 3.2 Выпиливание сувениров на ярмарку, выставку, праздники - 8 Итоговое занятие. 2 Итого 6 4 Опрос, тестирование Учебный план II года обучения 2 часа в неделю, 72 часа в год Количество часов № п/п Название темы 1 Вводное занятие Теория Практика Всего 1 1 2 Формы организации занятия Беседа,практикум Практическое занятие Формы аттестации (контроля) опрос 2.1. Изготовление карандашницы «Спорт» 2.2. Художественное выпиливание с орнаментом усложненной конструкции 1 6 7 - 12 12 Практическое занятие Педагогическое наблюдение Раздел 2./ Художественное выпиливание /- 52час. Раздел 3. / Техника выпиливания объёмных моделей / - 15 час. 3.1 Техника выпиливания насекомых 1 6 7 3.2 Техника выпиливания паукообразных - 5 5 3.3 Техника выпиливания ракообразных - 5 5 Практическое занятие 1 10 11 Практическое занятие - 6 6 1 8 - 3.5 3.6 3.7. 4 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках Итоговое занятие. Итого Практическое занятие Педагогическое наблюдение 3.4 Техника выпиливания млекопитающих (наземных) Техника выпиливания птиц Изготовление техники Практическое занятие 9 Практическое занятие Практическое занятие выставка 6 6 Практическое занятие Выставка 2 - 2 7 65 72 Итоговое занятие Опрос, тестирование 11 Учебный план III года обучения 4 часа в неделю, 144 часа в год № п/п Название темы 1 Вводное занятие Количество часов Теория Практика Всего 1 1 2 Формы организации занятия Беседа,практикум Формы аттестации (контроля) опрос 2.1. 2.2. 2.3 2.4 2.5 Техника выпиливания птиц Техника выпиливания наземных животных Техника выпиливания водных животных Изготовление техники Самостоятельная итоговая работа Практическое занятие 2 11 13 - 10 10 - 8 8 Практическое занятие 1 13 14 Практическое занятие - 14 14 Практическое занятие Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Раздел 2./ Объёмные модели повышенной сложности /- 59час. выставка выставка 3.1 Художественное выпиливание изделий 2 14 16 Практическое занятие 3.2 Самостоятельная итоговая работа - 16 16 Практическое занятие 3.3 Работа над проектом 3 27 30 3.4. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках - 19 19 Итоговое занятие. 2 - 2 4 Итого 11 Педагогическ ое наблюдение Раздел 3. / Художественное выпиливание с орнаментом усложнённой конструкции / - 30 час. Проектная конкурс работа,презентация Практическое занятие Итоговое занятие Выставка Опрос, тестирование 144 12 Содержание программы Содержание учебного плана I года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Теоретические сведения Знакомство. План работы детского объединения. Оборудование и инструменты. Назначение каждого инструмента. Правила безопасности труда. Правила поведения в детском объединении. Показ лучших работ. Технология изготовления фанеры [8, стр.42]. Показ и назначение инструментов [8, стр.44] и приспособлений [8, стр.99]. Техника безопасности при работе с инструментами. Правила поведения – до работы, - во время работы, - после работы. Правила выпиливания лобзиком по карандашному следу. Раздел № 2. Техника выпиливания объёмных моделей. Тема. Изготовление технических моделей (52ч). 2.1. Воздушный транспорт. 2.2. Водный транспорт. 2.3 Наземный транспорт. Теоретические сведения. Повторение правил по технике безопасности при работе с лобзиком. Правила выполнения по внешнему и внутреннему контуру [8, стр.71]. Выпиливание пазов, сборка, порядок выполнения работы. Знакомство с моделями воздушного, водного, наземного транспорта их названиями, назначением в труде. Практические занятия. Изготовление моделей по технологическому процессу: 1. Самолетов: кукурузник, истребитель. 2. Вертолет Работа с терминами: рулевой винт, полозья. 3. Аэроплан Виды аэропланов. 4. Карандашница «Вертолёт» Показ лучших работ, подведение итогов. 5. Парохода. Значение слов: капитан, штурман, матрос, палуба, каюта, кок, якорь, лопасти. Выпиливание, обработка, склеивание. 6. Карандашница «Пароход» Показ лучших работ, подведение итогов. 7. Машины. Знакомство с моделями машин, назначением, применением в труде. Работа с терминами: корпус, рама, передний и задний бампер, капот, фара, антикрыло. 8. Карандашница «Автомобиль» Показ лучших работ, подведение итогов. 13 2.4. Самостоятельная работа по предложенным шаблонам (вертолёт (2), трактор) на выбор. Выпиливание по технологическому процессу. Показ изделий с последующим рассказом, технологии изготовления. Обсуждение готовых поделок. 2.5. Изготовление животных. Животные – крокодил, лев, жираф, верблюд, олень, лев. Теоретические сведения Характерные особенности животных. Отличительные признаки. Практические занятия Точный обвод шаблонов, от него зависит сборка деталей. Обсуждение ошибок. Пути их исправления. 2.3.Изготовление насекомых. Муравей, бабочка. Теоретические сведения Насекомые: техника выпиливания животных, конечности которых имеют сегментированное строение. Причина возникновения такого строения. На примере муравья. Правила расположения шаблонов на фанере (экономное). Порядок выпиливания (сначала мелких деталей, потом крупных). Практические занятия Ровный обвод шаблонов и ровное выпиливание. Показ лучших работ. Раздел № 3 Художественное выпиливание с геометрическим орнаментом 3.1. Изготовление салфетницы. Теоретические сведения Виды орнамента: геометрический, растительный, животный. Правила последовательности выполнения и обработки работ с орнаментом [8, стр.71]. Пропиловка прямых и волнистых линий [8, стр.70]. Правила выпиливания сложного, мелкого орнамента [8, стр.73]. Практическая работа Выпиливание: ― подставки для тетрадей; ― салфетницы. Показ лучших работ. Подведение итогов. Практические занятия Ровный обвод шаблонов и ровное выпиливание. Показ лучших работ. 3.2. Выпиливание сувениров на ярмарку, выставку, праздники. Детям предлагаются шаблоны изделий соответствующие их возрасту и возможностям. Поделки могут быть сделаны индивидуально или коллективно. Обсуждение готовых работ. Показ лучших работ. Тема № 4 Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Беседа о планах на предстоящий учебный год. Подведение итогов. «Чему я научился в этом году?». Награждение лучших учащихся. 14 Содержание учебного плана ІІ года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Теоретические сведения Повторение правил безопасности труда. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места. Разметка. Назначение разметки, последовательность и приемы разметки заготовок, требования к ее качеству, точности [8, стр.69]. Технологическая последовательность пиления вдоль и поперек волокон дерева. Дефекты пиления и способы их предупреждения. Знакомство с новыми инструментами и приспособлениями (круглозубцы, надфили, ключи для лобзика). Раздел № 2. Художественное выпиливание. 2.1. Изготовление карандашницы «Спорт». 2.2. Художественное выпиливание с орнаментом усложненной конструкции Теоретические сведения. Повторение особенностей видов орнамента: геометрический, растительный, животный [8, стр.107]. Показ готовых изделий с этими орнаментами. Правила последовательности выполнения и обработки работ с орнаментом [8, стр.73]. Практическая работа Детям предлагается 3 варианта изделий. Причем, 2 изделия имеют несколько видов: - карандашницы на тему «Спорт» - подставка под горячее; - сухарница; Большое внимание уделяется самостоятельным действиям детей; когда последовательность и выполнение всех приемов обдумывается и выполняется под наблюдением педагога. Особое внимание уделяется соединению деталей изделия. Для самоконтроля отдельных операций выставляются образцы, по которым дети выполняют свои работы. Изготовление работ, показ лучших работ, подведение итогов. Раздел № 3. Техника выпиливания объёмных моделей. 3.1. Техника выпиливания насекомых. З.2 Техника выпиливания паукообразных. 3.3. Техника выпиливания ракообразных. 3.4. Техника выпиливания млекопитающих (наземных). 3.5. Техника выпиливания птиц. 15 Теоретические сведения Краткие сведения о насекомых, паукообразных, ракообразных. Млекопитающих, птицах – внутреннее, внешнее строение, их месте обитания. Подготовка основы для выпиливания. Правила перевода эскиза на основу – фанеру. Способы экономичного расходования материала. Правила выпиливания пазов. Практическая работа Детям предлагаются на выбор шаблоны членистоногих: - муравей, бабочка, комар, жук носорог, жук олень, стрекоза, муха, сверчок, уховёртка, кузнечик, богомол - паук, тарантул - краб, рак, скорпион Животных, птиц: - белочка, собака, галчонок, петух, дятел. Правила обработки, шлифования деталей насекомых, пробная сборка, исправление ошибок, склеивание. Показ лучших работ. Подведение итогов. 3.6. Изготовление техники. Теоретические сведения Знакомство с моделями машин и их назначением в труде. Правила перевода эскиза на основу-фанеру. Очерёдность выпиливания отверстий. Соединения на задвижных пазах [8, стр.75]. Соединения на шипах, на пазах [8, стр.77]. Практическая работа Ребятам на выбор предлагаются трафареты Машин: Мерседес, джип. Работы выполняются самостоятельно в сравнении с готовым образцом. Пробная сборка изделия, исправление ошибок. Обработка, шлифование, склеивание изделий. Обсуждение готового изделия. Показ лучших работ. Подведение итогов. 3.7. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках. Ребятам предлагаются различные поделки, учитывая их интересы и возраст. Поделки могут быть изготовлены индивидуально или коллективно. Обсуждение лучших работ. Подведение итогов. Тема № 4. Итоговое занятие Выставка лучших работ. Беседа «Чему научился в кружке?». Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. 16 Содержание учебного плана ІІI года обучения Тема № 1. Вводное занятие. Теоретические сведения. План работы на год. Организация рабочего места. Охрана труда. Знакомство с видами клея, их свойства. Подготовка изделий для склеивания. Способы устранения дефектов, бережное отношение к инструменту и оборудованию. Технологический процесс обработки изделия. Раздел № 2. Объёмные модели повышенной сложности 2.1. Техника выпиливания птиц. 2.2. Техника выпиливания наземных животных. 2.3 Техника выпиливания водных животных. 2.4. Изготовление техники. 2.5. Самостоятельная итоговая работа. Теоретические сведения. Правила перевода эскиза на основу-фанеру. Очерёдность выпиливания отверстий. Соединения на задвижных пазах [8, стр.75]. Соединения на шипах, на пазах [8, стр.77]. Практическая работа. Ребятам на выбор предлагаются трафареты различных видов птиц, животных, водных обитателей. Птицы: орёл, цапля, павлин, петух, фазан, сова. Наземные животные: лев, бизон, олень, обезьяна, медведь. Водные животные: кит, карп, ангел-рыба, дельфин, кит касатка. Машины: Порше, Мерседес, мотоцикл, Феррари, судна. Самолёты. Работы выполняются самостоятельно в сравнении с готовым образцом. Пробная сборка изделия, исправление ошибок. Обработка, шлифование, склеивание изделий. Обсуждение готового изделия. Показ лучших работ. Подведение итогов. 2.5. Самостоятельная работа по предложенным шаблонам на выбор. Выпиливание по технологическому процессу. Показ изделий с последующим рассказом, технологии изготовления. Обсуждение готовых поделок. Раздел № 3. Художественное выпиливание с орнаментом усложнённой конструкции. 3.1. Художественное выпиливание изделий. Теоретические сведения Правила последовательности выполнения с мелким орнаментом. Приёмы обработки и их склеивания [8, стр.73]. Практическая работа 17 Выполнение поделок для школы, уголка кухни по выбору: подставка дл книг, подставка под горячее, ларец, полочка для специй, полочки, канцелярский прибор. Все работы выполняются самостоятельно путем сравнения с правильными образцами, установление допущенных ошибок и их исправление. Выполняются изделия. Обсуждение готового изделия. Показ лучших работ. Подведение итогов. 3.2. Самостоятельная итоговая работа по предложенным шаблонам на выбор. Выпиливание по технологическому процессу. Показ изделий с последующим рассказом, технологии изготовления. Обсуждение готовых поделок. 3.3. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках. Дети самостоятельно выбирают понравившийся сувенир и выпиливают его. Пробная сборка изделий, исправление ошибок, обработка, шлифование, склеивание изделия. Обсуждение готовых сувениров. Показ лучших работ. Подведение итогов. 3.3. Работа над проектом. Работа над проектом любого изделия, тем более художественного, - это особая область творчества со своими приемами и методами. Работа над любым проектом начинается с собирания как можно большей информации о нужном изделии. Подбираются рисунки, фотографии подобных изделий, помещенные в книгах или журналах, посмотреть и выставочные экспонаты. I. Работа с иллюстрациями и осмотр экспонатов. Зарисовка общего вида изделия и отдельных его фрагментов. II. Выполнение первых ориентировочных эскизов его внешнего вида. Сначала эскизы делают, не придерживаясь строгого масштаба и не вырисовывая детали. Фиксация общего вида изделия. III. Более детальный эскиз. Больших изделий – в масштабе, маленьких – в натуральную величину. Эскизы: Линейные – выполнение контурными линиями; Графические – помощь светотени, затушевывая соответствующие места карандашом; Объемные – изготовление из грубой бумаги или картона. IV. Сравнение и корректировка вариантов. Предварительные пробные эскизы выполняются преимущественно карандашом. Для выполнения первых проектов учащимся предлагаются простейшие по форме и конструкции изделия (декоративная коробочка, шкатулка, салфетница, полочка, подставка для книг, рамочки и т.д.). 18 V. Изготовление чертежей в соответствующем масштабе. Чертежи выполняются в 3-х проекциях: фас – вид спереди, план – вид сверху, профиль – вид сбоку. На чертежи наносятся натуральные размеры или ставят соответствующий масштаб. Если необходимо делают чертежи в разрезе. Готовым художественно-конструкторским проектом считается совокупность чертежей в трех проекциях и перспективный рисунок, т.е. общий вид изделия. VI. Организация и технология его изготовления. В отдельный блокнот учащиеся записывают организацию работы и последовательность операций. На основании таких записей и чертежей изделия подбирают материал. VII. Изготовление. 3.4. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках. Дети самостоятельно выбирают понравившийся сувенир и выпиливают его. Пробная сборка изделий, исправление ошибок, обработка, шлифование, склеивание изделия. Обсуждение готовых сувениров. Показ лучших работ. Подведение итогов. Тема № 4. Итоговое занятие Выставка лучших работ. Беседа «Чему я научился?». Подведение итогов. Награждение. Чаепитие. Планируемые результаты В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты: • проявление познавательных интересов и активности на занятиях объединения; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • осознание необходимости развития творческих способностей личности; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Метапредметные результаты: • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда, с использованием распространенных инструментов, умение 19 применять в практической деятельности знания, полученные на занятиях объединения; • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, интернет - ресурсы и другие базы данных; • объективное оценивание вклада своей творческой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание своей творческой деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • соблюдение норм и правил культуры труда. Предметные результаты Результатами освоения учащимися программы объединения являются: в познавательной сфере: − рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов творчества; − распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении программы; в мотивационной сфере: − оценивание своей способности и готовности к творческому труду; − осознание ответственности за качество результатов творческого труда; − наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и в выполнении работ; в трудовой сфере: − планирование технологического процесса; − подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности; − соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены; − контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в творческом процессе; в физиолого-психологической сфере: − развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; 20 − достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; − соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; − сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; в эстетической сфере: − дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; − эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований научной организации труда; − формирование рабочей группы для выполнения проекта; − публичная презентация и защита проекта, изделия. 21 II. Комплекс организационно-педагогических условий 4. Календарный учебный график Год обучения I год обучения Тема 1 нед. 2нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. Общее количеств о часов по теме 2ч. 2ч. 2ч. 13ч сентябрь Тема I. Вводное занятие Тема 2.1 Изготовление технических моделей. Воздушный транспорт 2ч. Тема 2.1 Изготовление технических моделей. Воздушный транспорт 2ч. Тема 2.1 Изготовление технических моделей. Воздушный транспорт 1ч. Тема 2.2 Водный транспорт 1ч октябрь 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 12ч. 1ч 2ч 2ч 2ч. 10ч. январь 2ч. 1ч 2ч 2ч ноябрь 2ч. декабрь Тема 2.2 Водный транспорт 2ч. Тема 2.3 Наземный транспорт Тема 2.3 Наземный транспорт Тема 2.4 Самостоятельная работа Тема 2.4 Самостоятельная работа Тема 2.5 Изготовление животных Тема 2.6 Изготовление насекомых 2ч Тема 2.6 Изготовление насекомых 2ч 1ч. февраль 2ч март 2ч 2ч 2ч 2ч 10ч. 2ч 6ч Тема 3.1 Изготовление салфетницы Тема 3.1 Изготовление салфетницы Тема 3.2 Выпиливание сувениров на ярмарку, выставку, праздники 1ч Тема 4 Итоговое занятие Год обучения II года обучения Тема 1ч 1ч 1 нед. 2нед. апрель 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 7ч 8ч май 2ч 3 нед. 2ч 4 нед. 5 нед. Общее количество часов по теме сентябрь Тема I. Вводное занятие 2ч. Тема 2.1 Изготовление карандашницы «Спорт» 2ч. 2ч. Тема 2.1 Изготовление карандашницы «Спорт» Тема 3.1 Техника выпиливания насекомых 2ч. Тема 3.1 Техника выпиливания насекомых Тема 3.2 Техника выпиливания паукообразных Тема 3.3 Техника выпиливания ракообразных 2ч. Тема 3.3 Техника выпиливания ракообразных 2ч 1ч. 1ч 2ч. 7ч октябрь 2ч 2ч 7ч ноябрь 2ч. 2ч. 1ч 1ч 5ч 2ч 5ч декабрь 23 Тема 3.4 Техника выпиливания млекопитающих (наземных) 2ч 2ч Тема 3.4 Техника выпиливания млекопитающих (наземных) Тема 2.2 Художественное выпиливание с орнаментом усложненной конструкции февраль Тема 2.2 Художественное выпиливание с орнаментом усложненной конструкции Тема 3.5 Техника выпиливания птиц март Тема 3.5 Техника выпиливания птиц Тема 3.6 Изготовление техники 2ч. январь 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч. 1ч 2ч 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 2ч 2ч Тема 3.7 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках Тема 4 Итоговое занятие 2ч 2ч 12ч. 6ч 1ч 1ч Тема 3.6 Изготовление техники Тема 3.7 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках 11ч. 2ч 2ч 9ч апрель 2ч 2ч 6ч май 2ч 2ч 24 Год обучения III год обучения Тема 1 нед. 2нед. 3 нед. 4 нед. 5 нед. 4ч. 4ч. Общее количество часов по теме сентябрь Тема I. Вводное занятие Тема 2.1 Техника выпиливания птиц Тема 2.1 Техника выпиливания птиц Тема 2.2 Техника выпиливания наземных животных Тема 2.3 Техника выпиливания водных животных 2ч. 4ч. 1ч. 2ч. 13ч октябрь 3ч 4ч 3ч 10ч 1ч 8ч ноябрь Тема 2.3 Техника выпиливания водных животных \ Тема 2.4 Изготовление техники 4ч Тема 2.4 Изготовление техники 2ч. Тема 2.5 Самостоятельная итоговая работа 3ч 1ч 4ч 4ч 2ч 4ч 4ч 3ч. декабрь 1ч. 3ч Тема 3.1 Художественное выпиливание изделий Тема 3.1 Художественное выпиливание изделий Тема 3.2 Самостоятельная 14ч 14ч. 1ч январь 4ч. 4ч 4ч 16ч 2ч 2ч 16ч. 25 итоговая работа Тема 3.2 Самостоятельная итоговая работа Тема 3.3 Работа над проектом 1ч Тема 3.3 Работа над проектом Тема 3.4 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках 2ч Тема 3.4 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках 4ч Тема 3.4 Участие в конкурсах, выставках, ярмарках Тема 4 Итоговое занятие 2ч 1ч февраль 4ч 4ч март 4ч 4ч 2ч 4ч 4ч 1ч 1ч 2ч апрель 4ч 4ч 30ч 19ч 4ч май 2ч 26 Освоение учебного материала Дата/время проведения мастеркласса Тематический план во время дистанционного обучения Содержание работы учащихся на мастерклассе Тема мастеркласса Содержание самостоятельной работы Тема из программы /Задание Количество часов Форма мониторинга/срок сдачи «Виды орнамента» Просмотр презентации «Виды орнамента» Выполнение задания Тема: «Художественное выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание 6 часов Фото ответа «Виды орнамента» Просмотр презентации «Виды орнамента» Выполнение задания Тема: «Художественное выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание 4 часа Фото ответа «Виды орнамента» Просмотр презентации «Виды орнамента» Выполнение задания Тема: «Художественное выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание 6 часов Фото ответа «Виды Просмотр презентации «Виды Тема: «Художественное 2 часа Фото ответа 27 орнамента» орнамента» Выполнение задания выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание «Виды орнамента» Просмотр презентации «Виды орнамента» Выполнение задания Тема: «Художественное выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание 4 часа Фото ответов до «Виды орнамента» Просмотр презентации «Виды орнамента» Выполнение задания Тема: «Художественное выпиливание» Задание: Посмотреть презентацию, выполнить задание 4 часа Фото ответов до 28 Освоение учебного материала Дата/время проведения мастеркласса Тема мастеркласса Тематический план во время дистанционного обучения Содержание работы учащихся на мастерклассе Содержание самостоятельной работы Тема из программы /Задание Количество часов Форма мониторинга/срок сдачи «Работа над проектом» Просмотр Видео ролика по Тема: Самостоятельная работа презентации: «Подарок для бабушки» Задание: Задать вопрос по Выполнение задания проекту, если вы были жюри. 6 часов Фото ответа «Работа над проектом» Просмотр Видео ролика по Тема: Самостоятельная работа презентации: «Подарок для бабушки» Задание: Задать вопрос по Выполнение задания проекту, если вы были жюри. 4 часа Фото ответа «Работа над проектом» Просмотр Видео ролика по Тема: Самостоятельная работа презентации: «Подарок для бабушки» Задание: Задать вопрос по Выполнение задания проекту, если вы были жюри. 6 часов Фото ответа «Работа над проектом» Просмотр Видео ролика по Тема: Самостоятельная работа презентации: «Подарок для бабушки» Задание: Задать вопрос по Выполнение задания проекту, если вы были жюри. 2 часа Фото ответа 29 16. 04.20 «Работа над проектом» 17.04.20 «Работа над проектом» Просмотр 2 презентаций проектов «Подарок для бабушки», «Ванная комната». Выполнить задание Просмотр 2 презентаций проектов «Подарок для бабушки», «Ванная комната». Выполнить задание Тема: «Работа над проектом» Задание: Просмотрите 2 презентации, и ответьте на вопросы. Тема: «Работа над проектом» Задание: Просмотрите 2 презентации, и ответьте на вопросы. 4 часа Фото ответов до 4 часа Фото ответов до 30 Освоение учебного материала Дата/время проведения мастеркласса Тематический план во время дистанционного обучения Содержание работы учащихся на мастерклассе Тема мастеркласса Содержание самостоятельной работы Тема из программы /Задание Количество часов Форма мониторинга/срок сдачи «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 6 часов Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 4 часа Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 6 часов Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 2 часа Фото ответа 31 «Работа над проектом» Тема: «Работа над проектом» Задание: Просмотрите 2 презентации, и ответьте на вопросы. Тема: «Работа над проектом» Задание: Просмотрите 2 презентации, и ответьте на вопросы. Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 4 часа Фото ответов 4 часа Фото ответов «Из чего состоит лобзик» Просмотр 2 презентаций проектов «Подарок для бабушки», « Ванная комната». Выполнить задание Просмотр 2 презентаций проектов «Подарок для бабушки», «Ванная комната». Выполнить задание Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания 6 часов Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 4 часа Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 6 часов Фото ответа «Из чего состоит лобзик» Просмотр Видео ролика по Теме «Из чего состоит лобзик» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: Посмотреть видео ролик и заполнить таблицу. 6 часов Фото ответа «Работа над проектом» 32 Освоение учебного материала Дата/время проведения мастеркласса Тематический план во время дистанционного обучения Содержание работы учащихся на мастерклассе Тема мастеркласса «Виды транспорта» Тема из программы /Задание Просмотр презентации: «Виды транспорта» Выполнение задания «Насекомые» Просмотр презентации: «Насекомые» Выполнение задания « Виды транспорта» Содержание самостоятельной работы Просмотр презентации: «Виды транспорта» Выполнение задания Тема: Самостоятельная работа Задание: 9 слайд. Найди лишний предмет в каждом ряду. 2. Разгадать кроссворд на 14 слайде, написать названия транспорта Тема: Изготовление насекомых» Задание: Найти по три понятия, одно из которых к насекомым отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете. Тема: Самостоятельная работа Задание: 9 слайд. Найди лишний предмет в каждом ряду. 2. Разгадать кроссворд на 14 слайде, написать названия Количество часов Форма мониторинга/срок сдачи 6 часов Фото ответа 4 часа Фото ответа 6 часов Фото ответа 33 транспорта « Виды транспорта» Просмотр презентации: «Виды транспорта» Выполнение задания «Виды брака и способы их устранения» на занятиях выпиливание лобзиком» Видео-урок. Ориентирую обучающихся на качество изделия через повторение правил работы при выпиливании лобиком выполнить задание «Виды брака и способы их устранения» на занятиях выпиливание лобзиком» Ориентирую обучающихся на качество изделия через повторение правил работы при выпиливании лобиком выполнить задание Тема: Самостоятельная работа Задание: 9 слайд. Найди лишний предмет в каждом ряду. 2. Разгадать кроссворд на 14 слайде, написать названия транспорта Тема: «Самостоятельная работа» Задание: Прослушать видеоурок, тест 2 часа Фото ответа 4 часа Тест, Тема: «Самостоятельная работа» Задание: Прослушать видеоурок, тест 4 часа Тест, 34 Воспитательный модуль программы Воспитательный процесс осуществляется как на учебных занятиях, так и во время итоговых мероприятий. Направления воспитательной работы в объединении: Трудовое воспитание Занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание. Научить детей трудиться, причем трудиться с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия ребенок получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда и гордится ими – это одна из задач программы. В процессе труда решаются сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьезному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию; экономному отношению к материалам и денежным средствам родителей. Нравственное воспитание Во время занятий формируется моральное сознание личности, развитие гуманных качеств, следование правилам и нормам правильного поведения. Это одни из важных составляющих структуры личности в целостном педагогическом процессе. В свою очередь, формирование нравственности - это проникновение в духовный мир воспитанника, понимание его и влияние на него тончайшими средствами – словом и красотой; осознание личностью этических норм, принципов; моральных ценностей, способность к положительным или отрицательным переживаниям, то есть её внутреннее отношение ко всему окружающему. Эстетическое воспитание Занимаясь ручным творчеством, дети проникаются дружелюбием, учатся взаимовыручке, поддержке. Занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Дети узнают о культурных традициях своего народа, впитывают любовь к Родине, трепетное отношение к ней, развивают чувство патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. Патриотическое воспитание. Через изготовление военной техники на занятиях, и участие в выставках «Оружие Победы» идёт воспитание патриотизма и уважения к культурной прошлой России. Работа с родителями Результат образовательного процесса во многом зависит от отношения родителей к увлечению ребенка, его отношению к занятиям. Если родители интересуются, радуются успехам детей, то творческие результаты ребенка намного выше. Изучение семьи воспитанников позволяет поближе познакомиться с детьми, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения родителей и детей, воспитательные возможности семьи. В объединении сложились следующие формы работы с родителями: - День открытых дверей. «Грани творчества», - Мастер-класс, обучение родителей на занятиях приемам работы с лобзиком для дальнейшей работы с детьми дома. - Встречи с родителями по проектной деятельности (помощь в написании). - Родительские собрания, родительская помощь в приобретении необходимых материалов, инструментов и приспособлений. План воспитательной работы, ожидаемые результаты и как их измерить II. Комплекс организационно-педагогических условий 4. Формы аттестации и оценочные материалы Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Важнейшими принципами диагностирование и контролирования обученности учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность): Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических процедур, равном дружеском отношении педагога ко всем обучаемым. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения. Наглядность (гласность) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливается в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. В диагностировании как составная часть включается контроль. Предварительный контроль включает в себя проверку ключевых компонентов обучаемых. Она осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащихся важнейших инструментов, приспособлений для 36 данного вида деятельности – выпиливание лобзиком. Проверяется уровень подготовленности обучаемых в работе с лобзиком. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в средине, когда начинается изучение нового раздела. Формы – беседа, опрос. Текущий контроль проверка ключевых компонентов в процессе освоения каждой изучаемой темы. В конце каждой темы проводится самостоятельная работа, где дети самостоятельно изготавливают поделки. В конце работы демонстрируют, рассказывают, какая трудность была в работе, что нового внесли (защита работы). Итоговая проверка и учет ключевых компонентов, приобретенных на всех этапах дидактического процесса. Итоговый контроль проводится в форме выставки. Выставка – это информация о результатах труда, место обмена опытом работы. Выставки проводятся в детском объединении, детских библиотеках, в школах, в других учреждениях города. В день защиты детей проводится ярмарка, где продаются лучшие изделия, изготовленные детьми. Предварительный и текущий контроль – занятий по индивидуальному обучению является наблюдение педагога за работами учащихся, выявление одарённых детей, которое определяется по успешному участию в выставках работ. Итоговым контролем проектной деятельности учащихся третьего года обучения является участие в конкурсах учебных проектов, выставках, олимпиадах по технологии. Тестирование – один из методов проверки ключевых компонентов – экзамен. При работе с лобзиком замечена утомляемость детей как физическая, так и умственная. Для этого есть тест на быстрое логическое мышление. По этому тесту идет апробация в начале года и в конце. Восстановление утомляемости обучающихся идет посредствам внедрения физических упражнений. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ: - Педагогическое наблюдение - Анализ продуктов деятельности - Выставка - Опрос, тестирование (приложения) - Карта отслеживания трудовой деятельности 1, 2 года обучения (приложения) 37 Аттестация учащихся Год обучения 1 года Дата аттестации 2 года 3года Контроль Предварительный Текущий Итоговый Форма проведения аттестации Карточки по технологическому процессу(приложение), опрос. Тест на знание инструментов и приспособлений.(приложение) Опросник на сообразительность для 3г.обучения (приложение) Форма отслеживания результатов I год обучения Опрос Собеседование Анкетирование «Давайте познакомимся» Наблюдение (карта отслеживания трудовой деятельности). Кроссворд по технике. Выявление индивидуальных особенностей. Поведение и особенности взаимоотношений. Опрос. Загадки на знание инструментов. Задание на знание техн. процесса Наблюдение. Выставки в объединении. II год обучения Собеседование Анкетирование на выявление интересов детей III год обучения Собеседование Анкетирование на выявление интересов детей Наблюдение (карта отслеживания трудовой деятельности). Тест на знание инструментов и приспособлений. Задание на знание последовательност и техн. процесса. Поведение и особенности взаимоотношений. Загадки на знание инструментов Наблюдение. Тест на знание инструментов и приспособлений. Вопросы на сообразительность 38 Условия реализации программы Для реализации данной программы необходимо: 1. Наличие материально-технической базы: Оснащение: кабинет для прикладного искусства(4,5 квадратных метра на учащегося по условиям постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»). • Помещение: светлое, легко проветриваемое, оборудованное столами и стульями, комодами с выдвижными ящиками для незавершённых детских работ, материалов, застеклёнными шкафами для образцов и выставки. • Оборудование и инструменты: электролобзик, тиски, лобзики, дрель ручная, плоскогубцы, ключи для лобзика, кусачки, набор напильников, ножницы, линейка, карандаш, сверло, шило, ноутбук, мультипроектор, экран. • Приспособление: «ласточкин хвост». • Материалы для работы: фанера, проволока, наждачная бумага № 8, картон. 2. Инструктаж по технике безопасности: • Правила безопасной работы лобзиком. • Правила безопасной работы лобзиком. • Правила работы дрелью. 3. Наличие демонстративного и методического материала: • Таблицы, шаблоны, образцы. 39 8. Методические материалы Метод организации осуществления учебной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной информации *СЛОВЕСНЫЕ -рассказ; -беседа. *НАГЛЯДНЫЕ -иллюстрация; демонстрация; -экскурсия; -наблюдение *ПРАКТИЧЕСКИЕ -упражнения. По логике передачи и восприятия информации *ИНДУКТИВНЫЕ *ДЕДУКТИВНЫЕ По степени самостоятельПо степени ности управления мышления учебной обучаемых при работой овладении навыками *РЕПРОДУК*УЧЕБНОЙ ТИВНЫЕ РАБОТЫ ПОД * ПРОЕКТНЫЙ РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА -изучение нового материала. - разработка проекта модели. *САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМОГО -выполнение трудовых заданий. самостоятельное изготовление модели Мотивации Методы стимулирования интереса *СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ Методы стимулирования долга и ответственности *УБЕЖДЕННИЕ В ЗНАЧИМОСТИ УЧЕНИЯ -примеры через беседу; -приучение. Контроль Методы устного контроля Методы практического контроля *ИНДИВ. ОПРОС *ФРОНТАЛЬНЫЙ опрос *ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ 9. Список литературы 1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества младших школьников. - М.: Просвещение, 1990. – 110с.: ил. 2. Данкевич Е. Выпиливание из фанеры – СПб., «Кристалл», 208стр., ил. 1998г. 3. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. – М.: «Народное творчество», 2006г. – 40с. ISBN: 5 – 93357 – 037 – 0. 4. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. – М.: «Народное творчество», 2006г. – 40с. ISBN: 5 – 93357 – 037 – 0. 5. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 3. – М.: «Народное творчество», 2008г. – 40с. ISBN: 978 – 5 – 93357 – 060 – 8. 6. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву. Выпуск 3 – М.: Издательство «Народное творчество», 2001. – 48с. 7. Манжулин А.В. Прорезная резьба. Выпуск 1. – М.: «Народное творчество», 2001г. – 40с. 8. Манжулин А.В. Прорезная резьба. Выпуск 2. – М.: «Народное творчество», 2001г. – 40с. 9. Подласый И.Л. Педагогика, 2001г., 410с. 1 и 2часть. 10. Попов В.В. Выпиливание лобзиком. – 2-е изд. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 208с.: ил. 11. Попов В.В.Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. – М.: «Народное творчество», 2006г. – 39с. 12. Попов В.В.Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 2. – М.: «Народное творчество», 2008г. – 30с. 13. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. ЗАО «Траст Пресс», 1999г., 128с. 14. Семёнов А.Ф. Выпиливание лобзиком. Выпуск 3. – М.: «Народное творчество», 2006г. – 40с. ISBN: 5 – 93357 – 049 – 4. 15. Учись выпиливать. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1955. – 80с. 16. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – 2-е изд. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 208с.: ил. 17. Якобсон В.М. Русский сувенир. – М.: «Малыш», 1982 г., 24с. 18. www.lobzik4you.ru. Интернет ресурсы Список литературы для детей 1. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. и др..Техника вокруг нас: Научн.-поп. изд. Для детей / Ил. М.О.Дмитриева, А.Г.Проскураева, А.Н.Савельева и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЭСС», 2007. – 144с. 2. Кацаф А./Самолёты. – СПб.: «БКК». 2008. – 96с. Ил. 3. Кудишин И.В. Авиация / Научн. - поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЭСС», 2008. – 96с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН). 4. Насекомые. Полная энциклопедия / пер. с англ. М.Авдониной. – М.: ЭКСМО, 2009. – 256с. 5. Постников М. Бронезащита средних танков Т-34 1941-1945 – М.: ООО «Издательский центр «Эспринт», 2004. – 40с. 6. Прати Э. Животные / Энциклопедия для детей. – М. «Махаон», 2003. – 64с. 7. Уолтерс М. птицы / пер.М.Авдониной. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64с.: ил. – (Живая природа). 8. Черненко Г.Т. / Танки и самоходные орудия. – СПб.: «БКК», 2008. – 96.: ил. 42 Применяемые упражнения: ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1) И.п. – основная стойка 1 отведение правой руки влево, левой за локоть, пружинящиеся движения к груди; то же самое другой рукой. 2) И.п. – основная стойка, руки в замок. 1. Руки вверх, разворот кистей наружу. 2. И.п. 3) И.п. – основная стойка, руки в замок за спиной. Пружинящие движения руками вверх и вниз. 4) И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы вперёд (4 раза), назад (4 раза). Наклон головы вправо, влево, повороты вправо, влево, полувращение вправо, влево. Физкультурная минутка при утомлении кистей 1. И.п. – сидя, руки на столе, крепко сжимать кисти и расслаблять 5-6 раз. Расслабить кисти и встряхнуть ими 3-4 раза. 2. И.п. – сидя. Соединить ладони с разведёнными пальцами. Надавливать слегка пружинно на кончики пальцев, осторожно расстягивая ладонную поверхность: 5-6 раз. Встряхнуть кисти 3-4 раза. Повторить 2-3- раза. 3. И.п. – сидя. Самомассаж кистей. Соединить кисти и крепко растирать их друг о друга, как при мытье рук, в течение 10-15 секунд. 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 НСТРУКЦИЯ Т.Б.ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ Т.Б. И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЕ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В КОНЦЕ РАБОТЫ ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. 1. У НИХ ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД – ВСЁ ВРЕМЯ ЧТО-ТО ЖМУТ а) КУСАЧКИ б) ТИСКИ в) ПЛОСКОГУБЦЫ 2. ЕГО ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ПРОСВЕРЛИВАНИЯ ОТДЕЛОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ а) НОЖницы б) шило в) надфиль 3. приспособление для выпиливания а) Галкин хвост б) Синичкин хвост в) ласточкин хвост 4.направление зубьев пилки к ручке лобзика должно быть а) вниз б) вверх в) без разницы 5.она понадобится для того , чтобы в заготовке сделать отверстия , а потом в них вставлять пилку лобзика а) надфиль б) игла в) дрель 6. им зачищают выпиленные внутренние участки заготовки а) нож б) брусок с наждачной бумагой в) надфиль 7. Ею зачищают внешние участки заготовки а) напильник б) наждачная бумага в) брусок с наждачной бумагой 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Вопросы на сообразительность для 3 год.обуч. 1.Что нужно сделать перед сверлением ? Наметить центр карандашом. 2.Что такое лобзик? Что им делают? Выпиливают криволинейные узоры из фанеры. 3. Как называется инструмент, в котором сверло зажимают при работе? Дрель. 4. Для чего у некоторых отвёрток пластмассовые рукоятки? Для защиты от тока. 5.Для чего нужны при работе выпиливания лобзиком плоскогубцы? Пилки исправлять, затягивать проволоку при склеивании работ. 6. Какая разница между болтом и шурупом ? Болт одинаков по всей длине, а шуруп сужается книзу. 7. Как надёжно зажать в тисках шарик или круглую деталь? Положить шарик между гайками. 8.Как легче вбивать мелкие гвозди? С помощью расчёски или бумажной полоски. 9. У какой пилки зубья мельче: пилки по дереву или по металлу? У пилки по металлу. 10. Чем перекусывают проволоку? Кусачками. 11. Как нужно держать сверло при работе? Строго вертикально и не качать. 12. Можно ли, обрабатывая деталь, бить по тискам молотком? Нельзя: тиски сделаны из хрупкого чугуна. 13.Почему шаблоны длинных деталей надо обводить вдоль волокон фанеры? Чтобы не было сколов. 14.Из чего состоит фанера? 3 х мм Из трёхслойного шпона. 15.Как называется верхний и нижний слои фанеры? Рубашкой. 16. Как называется бревно из которого делают лущёный шпон? Чурак. 17.При какой температуре варят брёвна перед лущением? 75-80 градусов. 18. При какой температуре сушат лущёный шпон? При 350 градусов 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Загадки на знание инструментов Телом вёртким – как змея, в тело вкручиваюсь я. /Сверло/ Толстый тонкого побьёт,тонкий что-нибудь прибьёт. /Молоток и гвоздь/ Я по лысине бегу , кудри с лысины стригу. /Рубанок/ Смотрите, мы раскрыли пасть: в неё бумагу можно класть, бумага в нашей пасти разделится на части. /Ножницы/ Везде суёт свой нос витой, Дыру проделает в стене, Чтобы узнать, а что на той Обратной стороне. /Сверло/ Гостя примут от души: Так обнимут-не дыши. /Тиски/ Задание на знание порядка технологического процесса. Расставить правильно по порядку тех.процесс: 1. подготовительный этап; (ВЫБОР ЗАГОТОВКИ И РАЗМЕТКА) 2. ВЫПИЛИВАНИЕ; 3. СКЛЕИВАНИЕ; 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА; 5. СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА (ШЛИФОВАНИЕ). 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Карта отслеживания трудовой деятельности М/С Знание Порядка технолог. процесса Слесарная обработка орнамента Худ.выпиливание С геом.раст.орн.усложн.констр Выпиливание по контуру Знание свойств фанеры Правильная Работа с инструментами Объёмные модели насекомые Экономное Расходование материала Техника безопасности Худ. Выпиливание Карандашница «Спорт» Работа с трафаретами Фамилия, имя ребенка Ровное Выпиливание по Карандашному следу № Темы занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 - справился отлично - справился, но иногда подходит за помощью - не справился с работой ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Карта отслеживания трудовой деятельности Темы занятий Знание Различных инструментов Слесарная обротка орнамента Худ. Выпиливание (раст. жив. орнамент) Выпиливание по контуру Умение найти и Исправить ошибки Объёмные модели животные Ажурное выпиливание Сборка деталей Качество Самостоятельная работа Самостоятельность Техника безопасности Объёмные модели Работа с трафаретами Фамилия, имя ребенка Ровное Выпиливание по Карандашному следу № Умение владеть лобзиком М/С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 - справился отлично - справился, но иногда подходит за помощью - не справился с работой 48