принlIто
на педагогическом совете
мАудо цдо
Протокол
J\ф
2 от 31.01.2025 г.
Положение о порядке разработки и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования
Щентр дополнительного образования
(мАуло цдо)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и
реализации
общеобразовательной
дополнительной
общеразвивающей
программы
Муницип€lJIьного автономного учреждения дополнительного образования
I{eHTp ДоПолнительного образования (далее - Положение) разработано в
информации))
(вместе с
<Методическими рекомендациями
по
IIроектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)> ;
ПрикаЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от
2з.Oв.20l7 г, М 816 (об утверждении Порядка применения организациями,
осуществJIяющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных технологий
образовательных программ)
;
при
реализации
<<С
анитарно-эпидемиологические
требования
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
2.4.З648-20);
организациям
молодежи)) (СП
Устав МАУДО Щентра дополнительного образования.
|.2. Положение
устанавливает порядок деятелъности по разработке,
УТВеРЖДениЮ и ре€Lпизации дополнительных общеобразовательных
Общеразвивающих программ, ре€Lлизуемых
в
МАУЩО ЦДО.
и (или) планируемых к реЕLлизации
1.3.
ЩОполнительная общеобр€Iзовательная общеразвивающ€ш про|рамма
Разрабатывается с целью создания условиЙ для планирования, организации и
УПРаВЛения образовательноЙ деятельностью в дополнителъном образовании
ДеТеЙ И ВЗРосЛых.,Щополнumельная общеобржоваmельнqя обtцеразвuваюu4ая
проераfutJиа - это образовательная программа, направленная на формирование
И Р€ВВитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их
инДиВиду€tпьных потребностей в интеллектуаJIьном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование кулътуры здорового и
беЗОпасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного
ВРеМеНи; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ОРИенТациЮ, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
СПОСОбНОСти. Под образовательной программой понимается комплекс
ОСНОВных характеристик дополнительного образования детей и взрослых
(объем, содержание, планируемые
результаты), организационноПеДаГОГических условий, форшt аттестации, атакже оценочных и методических
материаJIов.
I.4.
СОдержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ и сроки обучения по ним определяются МАУДО ЦДО.
1.5. В СООтвеТсТвии с утвержденной дополнительной общеобразовательной
ОбЩеРаЗВИВающей программой образователъная деятельность может
ОСУЩесТВляться как одним, так и несколькими педагогическими работниками
дополнительного образования.
1.6. Разработка и реализация дополнительных общеобразователъных
общеразвивающих программ основана на свободе выбора и режима их
освоения; соответствии образовательных программ и форм дополнительного
образования
возрастным
и
индивидуаJIьным
особенностям
детей;
вариативности, гибкости и мобильности; разноуровневости (ступенчатости);
модульности содержания, возможности взаимозачета результатов;
ориентации на метапредметные и личностные результаты образования;
творческом и продуктивном характере; открытом и сетевом характере
ре€tлизации.
2.
2.|.
СОДеРЖаЦиедополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
Содержание дополнительных общеобр€Lзовательных общеразвивающих
программ определяется в рамках следующих направленностей:
художественная, техническая, физкультурно-спортивная, соци€шьногуманитарная.
2.2.
Образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразOвательным общеразвивающим программам должна быть
направлена на: формирование и р€lзвитие творческих способностей
обучающ ижся; удовлетворение индивидуzшьных потребностей обl^rающихся в
интеллекту€lJIьноМ,
ХУДожествеНно-эстетическом, нравственном
и
интеллеКту€tльноМ р€ввитиИ, а такЖе в занятиях физической культурой и
спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания
обучающихся; выявление, р€ввитие и поддержку т€шIантливых обучающихся,
а также Лиц, проявивших выдающиеся способности; профессион€Lльную
ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для
личностного развития, УкРепление здоровья, профессион€UIьного
самоопределения И творческого тРУда обучающихся; социЕLлизацию и
адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры
обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей - и
интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской
Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных
образовательных стандартов.
2.з. Материал программы дополнительного образов анияразрабатывается по
ПРИНЦИПУ ДИффеРенциации в соответствии с уровнями сложности: вводный,
стартовый, базовый и углубленный.
2.4. Каждый обучающийся МАудО цдО должен иметь доступ к обучению
на любом из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению
дополниТельной общеразвивающей программы, а матери€Lл программы, в
свою очередь, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые
могут испытывать объективные сложности при освоении программы.
2.5.
дополнительной общеоъразовательной
общеразвивающей программы должно соответствовать ее цели и содержанию.
Наименование
3.
Требованиякусловиямреализациидополнительной
общеобразовательной программы
З.1. Содержание
обучения
по
формы
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам определяются
самостоятельно
по согласованию с администрацией мдуло
разработчиком
в
соответс,гвии
с
цдо
действующими нормативными актами, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, и утверждаются
руководителем I\4АУДО ЦЛО.
з.2. Срок
дополнительной общеобразовательной
ре€lJIизации
общеразвивающей программы не должен превышать 5 лет.
з.3. Щополнительные общеобразовательные общер€ввивающие программы
могут:
реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого
технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения;
основанную на
модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов;
Обеспечивать освоение образовательной программы на основе
ИНДиВиДУ€lJIизации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося;
Обеспечивать обучение по индивиду€lJIьному учебному llлану, в том
ЧИСЛе УСкоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной
общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке,
установЛенноМ локальными нормативными актамИ мАудо Цло;
СПОСОбстВовать решению задач инклюзивного образования,
НаПРаВлеННого на обеспечение равного доступа к образованию для всех
ОбУчающИхся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
ИнДИвидуаJIьных возможностей при создании специаJIьных условий для
ПОлУчения образования обучающимися с ограниченными возможностями
ЗДОРОВЬЯ, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
С УЧеТОМ особенностеЙ обучающихся, осуществляться в очноЙ, очноЗаОЧнОЙ иЛИ ЗаочноЙ форме, а также допускается сочетание р€lзличных форм
получения образования и форм обучения.
Оформление и струкryра дополнительной
4.
нчIзвание, направленность и уровень программы;
возраст обучающихся;
срок реализации программы (количество лет и количество часов в год);
Фио, должность автора (о") - разработчика (ов) программы; (город) и
год разработки программы.
4.з. Пояснительная записка содержит основные характеристики программы:
(профиль)
про|раммы
(техническая,
прогнозируемыми результатами
планируемые результатЫ (совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств и компетенций) по каждому году обучения.
4.4, Содержание дополнительной общеобразователъной общеразвивающей
программы включает в себя учебно-тематический план и содержание
учебнотематического плана. Учебно-тематический план содержит перечень
разделов
(тем), огIределяет их последовательность, количество часов по каждому
разделу (теме) с ук€ванием теоретических (лекция, консультация, и др.) и
практических занятий (семинар, лабораторная работа, мастерская,
СаМОСТОЯТеЛЬНаЯ РабОТа, КОНцерт, выставка, соревнование, и|р€l,
дискуссия,
круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет,
контролъная работа, творческая работа, выставка, конкурс,
участие в
отчетных
выставках, отчетных концертах, вернисажах и т.п.),
фестивалях,
составляемых по темам/разделам; оформляется в виде таблицы; составляется
на каждый год обучения (Приложение J\Iil2). Содержание учебно-
тематического плана включает реферативное краткое описание
р€вделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебнотематическим планом, включая описание теоретических и практических
частей и форпл контроля
по каждой теме; должен соответствовать
целепOлаганию и прогнOзируемым результатам освоения прOграммы.
календарный учебный график является комплексом основных
организационно-педагогических
характеристик
образовательной
деятельности, определяющий: даты начаJIа и окончания учебных
периодов/этапов; количество учебных недель или дней; сроки контрольных
ПРОЦеДУР; организационных выездов, экспедиций и т.п. Календарный
учебный
график является приложением к дополнительной общеразвивающей
программе, оформляется в виде таблицы, составляется на срок освоения
образователъной програмМы длЯ каждой учебной |руппы (Приложение J\ъ3).
4.5. Формы контроля и подвеДение итогов ре€Lлизации дополнительной
общеобр€вовательной общеразвивающей про|раммы содержит описание
ВХОДНОГО (.rРИ необходимости), текущего, промежуточного контроля и
итоговой аттестации (при наличии) согласно учебно-тематическому плану
(тесты, проекты, творческие задания, контрольные работы и Т.Д.), которые
позволяют определить достижение обучающимися планируемых результатов.
Итоговая аттестация
по
общеобразовательной
дополнительной
общеразвивающей программе проводится с целью установления соответствия
результатов освоения программы заявленным задачам и лланируемым
результатам.
4.6. Организационно-ледагогические условия ре€шизации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы содержит: учебноМеТОДИЧеСКОе Обеспечение программы (перечень форм занятий, приемов и
МеТОДОВ орГанизации образовательного процесса по темам программы,
используемого дидактического материала); материаJIьно-техническое
обеспечение - характеристика помещен ия для занятийпо программе; перечень
оборудования, инструментов и материаJIов, необходимых дJtя реЕLлизации
программы (в расчете на количество обучающихся); учебно-информационное
обеспечение программы
(перечень современных источников,
поддерживающих процесс обучения: нормативноправовые акты и документы,
основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы); кадровое
обеспечение - целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации
программы, охарактеризовать их профессионаJIизм, квалификацию, критерии
отбора (указание на педагогический и вспомогательный кадровый состав при
реализации программы-необходимость концертмейстера, лаборанта и др.);
примерный репертуар, перечень тем (при наличии) учебно-исследовательских
или реферативньiх и других работ для выполнения обучающимися
обучения и т.п.
по годам
4.7. Список литературы. Литература, исIlользУемая педагогом
для
разработки дополнительноЙ общеобразовательной общеразвивающей
программы и организации образовательной деятелъности по реzlJIизации
программы,
(перечень
дидактических
матери€lJIов,
программных
нормативных документов, инструкций, Интернет-ресурсов и т.п.). Литература
для детей и родителей. Список литературы оформляется в соответствии со
стандартными требованиями (ГОСТ Р 7 .0.5-200В).
5.
Порядокразработкииутверждениедополнительной
5.1.,Щополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
РаЗРабатыВается самостоятельно педагогическим работником на основе
НаСТОЯЩеГО ПОложения. .Щопускается р€lзработка про|раммы коллективом
педагогических работников (творческой группой).
5.2. АдминистрациrI и методическая служба МАУДо
ЦДо осуществляют
консультирование и практическую помощь в процессе разработки и
оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
5.3.
!ОпОлнительная общеобразовательная общеразвивающ€ш программа
является локапьным нормативным документом, поэтому она должна пройти
внутреннюю экспертизу, и утверждение в определённом порядке.
ВНУтРенняя экспертиза - в зависимости и соответствии с
направленностью (профилем)
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
обсуждение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы на заседании
методической службы в зависимости и соответствии с направленностью
(ПРОфилем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
ПРОГраМмы - это ан€Lпиз качества документа, его соответствия уставу МАУДО
ЦДО, ДейСтвУющим нормативно-правовым документам и требованиям к
содержанию дополнительного образования детей.
5.4. Решение о согласовании дополнительной
общеобразовательной
ОбЩеРаЗвивающей программы обязательно заносится в протокол
ПеДаГОГИЧеСКОГО совета. Утверждение дополнительноЙ общеобразовательноЙ
ОбЩеРаЗВИваюЩей программы осуществляется прик€Lзом руководителя
мАуло цдо.
5.5.
ТОЛЬКО После утверждения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы она может считаться полноценным
нормативно-правовым документом.
5.6. ЩОПОЛниТельная обrцеобразовательная общеразвивающая программа
может быть дополнительно передана на внешнюю экспертизу содержания
программы профильныМ специ€lJIИстаМ В сторонние организации как по
инициативе автора, так и по инициативе МАУДО ЦДО.
5.1. Процедура утверждения ранее разработанных и реализуемых
дополнительных общеразвивающих программ проводится до начала
следующего учебного года. Щля новых дополнительных общеразвивающих
программ процедура разработки, обсуждения и утверждения осуществляется
в течении учебного года.
6. обязанности и ответственность
6.1. Администрация мАулО цдО осуществляет систематический контроль
выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, их практической части.
6.2. МАУДО ЦДО И Педагог несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством в образовании за ре€шизацию не в полном
ОбЪеМе ДОПолнителъной общеобр€вовательной общеразвивающей программы
в сOOтветствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
6.з.
К обязанностям педагога относится:
разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы;
своевреМенное представление дополнительных обrцеобразовательных
общеразвивающих программ в соответствии с требованиями настоящего
Положения;
организация
образовательной
деятельности по реализации
общеобразовательной
дополнительной
общеразвивающей программы,
календарно-тематического планирования в соответствии с годовым
кzrлендарным учебным графиком на текущий учебный год;
деятельности;
6.4. Итоги
проверки
общеобр€вовательных
дополнительных
общеразвивающих про|рамм подводятся на административных совещаниях.
Порядок приема обучающихся и формирование учебных групп
7.1. Правила приема на обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам регулируются соответствующим лок€UIьным
нормативным актом МАУЩО ЦДО.
7.2.
освоению образовательного содержания
дополнителъной
общеобр€вовательной общеразвивающей программы допускаются любые
лица без предъявлениrI требований к уровню образования, если иное не
обусловлено спецификой реализуемой программы.
7.з. Каждый обучающийся имеет право обучаться
нескольким
программам, менять их.
7.4. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с учебным
7.
К
по
планом, сформированных в группы обучающихся одного возраста или
категорий (разновозрастные |руппы), являющиеся основным
составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории,
студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также
индивидуаJIьно.
7.5. Нормы наполняемости учебных групп устанавливаются нормативноправовым актом мАудо цдо на каждый учебный год в соответствии с
рекомендациями СанПин и особенностью направленности (профиля)
дополниТельной общеобР€вовательной общерЕввивающей программы.
7.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в
негО обучаюЩихсЯ с огранИченными возможностями здоровья и (или) детейИНВ€UIИДОВ, ИНВ€tЛИДОВ. Численностъ обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей - инв€Lлидов и инв€tлидов в учебной группе
устанавливается в пределе от 5 до 15 человек.
].7. Учебная группа считается сформированной на основании приказа
мАудО
цдО О зачислении миним€lлъного количества обучающихся на
р€вновозрастных
ОбУЧеНИе По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
7.8. СПиСочный состав учебной группы отражается в журнале учета работы
учебной группы в МАУЩО ЦДО и в электронной базе.
8.
8.1.
ОРГаНИЗацияобразовательнойдеятельностиподополнительным
общеразвивающим программам
Щополнительные общеобрЕвовательные общер€ввивающие программы
Ре€tJIИЗУЮТСЯ В МАУДО ЦДО в течение всего к€шендарного года, включая
каникулярное время. В каникулярное время, преимущественно в летний
период, могут ре€Lлизовываться краткосрочные дополнительные
общеобр€}зовательные общеразвивающие программы или программы лагерей
дневного пребывания.
8.2. РеЖИМ рабочего времени педагогических работников в каникулярное
времЯ определЯется В пределаХ нормирУемоЙ части их педагогической
работы,
определенной им до начаJIа каникулярного времени.
В.З. Начало и окончание учебного года устанавливается прик€вом МАУДО
цдо.
в.4.
Расписание занятий в учебных группах составляется для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом
пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных
особенностей обучающихся.
8.5. Рекомендуемый режим занятий устанавливается в соответствии с
нормами СанПин (Приложение J\Ъ4).
8.6. ЗаНЯТИЯ В Объединениях могут проводиться по группам, индивиду€IJIьно
или всем составом объединения.
8.]. Занятия в учебных группах осуществляются в соответствии с СанПин,
НОРМаМИ ОХраны труда и техники безопасности, предъявляемыми к таким
занятиям.
В.8. Занятия в объединениях
с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми - инвчlJIидами и инвалидами могут быть
организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах.
8.9. ОбучаюЩиесяобязательно проходят инструктаж по соблюдению правил
техники безопасности, о чем делается соответствующая запись в журн€Lле
учета работы учебной группы по допопнительной общеобразовательной
обrцеразвивающей программе.
в.10. Правила ведения журнала учета работы учебной группы по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
утверждаются прик€вом мАудо цдо. Введение }курнаJIа осуществляется
строго в соответствии к€lJIендарным учебным графиком дополнительной
общеразвивающей программы.
8.1 1. Щопускается сочетание различных форм получения образованияи
форм
обучения. Форма обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразВивающеЙ программе можеТ бытЬ очноЙ И очно-заочной (с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий).
8.|2. ПРОМеЖУТочная
и итоговая аттестация обучающихся по дополнительной
ОбШДеОбраЗовательной общеразвивающей
программе осуществляется
соответствии с дополнительной общеобр€вовательной
в
общеразвивающей
программой.
8.13. Обучение
по
общеобр€вовательным
дополнительным
общеразвивающим программам осуществляется на русском языке. Возможно
использОвание иностранных языков и национЕLльных языков Российской
Федерации, предусмотренных специ€tлизированными
профильными
про|раммами МАУДО ЦДО.
8.14. Образовательная деятельностъ обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может осуществлятъся на основе дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, ап,аптированных при
необходИмостИ для обучения указанных обучающихся, с цривлечением
специ€rлИстоВ в области коррекционноЙ педагогики) атакже педагогическими
работниками, прошедшими соответствующую
профессион€lлъную
подготовку.
9.1.
9.
Заключительные положения
,Цополнительные общеобразовательные общерчввивающие программы
ежегодно обновляются р€вработчиками с учетом р€Lзвития науки, техники,
технологий, культуры, экономики и социаJIьной сферы.
9.2. Изменения
дополнения
дополнительную
общеобр€Iзовательную
общеразвивающую программу вносятся с учетом
мониторинга
полноты и качества ре€tJIизации программы,
результатов
и
(или)
в
изменений законодательных и нормативных правовых актов в сфере
образования и иных сферах. Внесенные измене ния и дополнения в программу
проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения согласно
Положению.
9.з. К дополнительной общеобразовательной общер€ввивающей программе
по усмотрению разработчика может быть разработан образовательнометодический
комплекс,
представляющий
совокупность
систематизированных матери€UIов,
необходимых для осуществления
образовательной деятелъности и эффективной реаJIизации программы,
успеха
обучаюЩихся В познавательной, творческой, коммуникативной и других
видах деятельности, включаюrций примеры (сценарии) занятий, примеры
заданий для обучающихся и иные материсLлы по усмотрению
разработчика
программы.
9.4. Утвержденная дополнительная общеразвивающая программа находится
в МАУЩО ЦДО в печатном и электронном виде.