АДОП Шашки - это просто! (Малышев А.Р.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования

Принята на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2024 г.
протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
______________Андреева И.Р.
Приказ № 255 от 30.08.2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности

«Шашки — это просто!»
Возраст обучающихся: 5 – 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
Малышев Андрей
Романович,
тренер-преподаватель

Чайковский, 2024

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Название объединения: «Школа юного гроссмейстера»
3. Место дислокации: МАУДО ЦДО, каб.12
4. Ф.И.О. педагога: Малышев Андрей Романович
5. Статус программы: адаптированная
6. Направленность: физкультурно-спортивная
7. Образовательная область:
8. По уровню содержания: стартовый
9. По форме реализации: групповые
10.По цели обучения: познавательный
11.Продолжительность освоения: 1 год
12. Количественный состав: 6-8 человек
13. Возрастной диапазон: 5-10 лет

2

Содержание
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.4 Планируемые результаты
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
2.4 Методическое обеспечение программы
Список литературы
Приложение

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Игры в шашки являются интеллектуальными видами спорта, развивают
много полезных качеств и умений у детей, таких как: мышление, память,
усидчивость.
Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила.
Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на
протяжении

истории

человечества

многократно

и

независимо,

чему

способствовала простота инвентаря и правил.
Шашки – настольная игра для двух игроков специальными фишками
(шашками) на доске, такой же, что и у шахмат, при этом шашки делятся на
простые и дамки. Цель игры — уничтожить все шашки противника или
лишить их возможности хода («запереть»).
Для детей с ограниченными возможностями здоровья игра в шашки - самый
доступный вид интеллектуального спорта.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Шашки —
это просто?» учитывает специфические общие и особые образовательные
потребности обучающихся:
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушением поведения и общения, расстройствами аутистического спектра
(РАС);
- с ОВЗ VIII вида (с легкой умственной отсталостью). Программа
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе нормативных
документов.

4

•

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. N 678-р;

•

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196;
•

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 (вступает в
силу 1 марта 2023 г.)
•

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014 г. N 1598;

•

Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)", утвержденный приказом Минобрнауки России от 19
декабря 2014 г. N 1599;
•

Целевая

модель

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3
сентября 2019 г. N 467;
•

Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О
направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации
программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей").

5

•

Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. N ТС-1780/07 "О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ";

•

Примерные

адаптированные

основные

образовательные

программы

дошкольного образования, начального общего образования, основного
общего образования для обучающихся в соответствии с нозологическими
группами https://fgosreestr.ru/;
•

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от
28 июня 2021 г. N 219-ФЗ);

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации»

•

Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с "Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»)

Актуальность программы:
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей
и детей с задержкой психического развития вызывают особый интерес у
педагогов и психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка
проявляется в способах его познания окружающего мира и использование
своих знаний в различных жизненных ситуациях.
Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать
самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных
взаимоотношений, которые помогают ему овладевать культурой поведения. С
возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный
6

мир. По мере расширения представлений об окружающем мире повышается
интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие
формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка.
Адаптированная

образовательная

программа

для

обучающихся

направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей
разностороннее

развитие

их

личности,

владение

специфической

для

школьного возраста учебной деятельностью.
В современных условиях комплексная реабилитация и социальная
интеграция детей с ограниченными возможностями является одним из
приоритетных направлений государственной социальной политики РФ.
Приоритетность обусловлена отчетливой тенденцией к увеличению детей с
ОВЗ. Соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными
возможностями
переосмысление

является

неотъемлемым

содержательного

атрибутом.

компонента

Происходит

реабилитационных

мероприятий, наполняя их не только медицинским, психолого-педагогическим
и социокультурным содержанием.
В основу разработки адаптированной программы для детей с ОВЗ
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный

подход

к

построению

адаптированной

программы для детей с ОВЗ предполагает учет их особых образовательных
потребностей,

которые

проявляются

в

неоднородности

возможностей

освоения содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с ОВЗ.
Для данной категории детей в меньшей степени доступны культурно досуговые и образовательные услуги. В связи с этим дети с ОВЗ, как правило,
оказываются практически не готовы к интеграции в социум. Важным
направлением комплексной реабилитации детей с ОВЗ является творческая
7

реабилитация, основная цель которой, активное содействие улучшению
качества жизни этих детей через расширение сферы их деятельности.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и
определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое
отражение в структуре и содержании образования.
Главная задача состоит в том, чтобы ребенок не просто посещал
занятия, получая определенные знания и практические навыки, но и пополнял
свой потенциал, который позволит ему адаптироваться к современным
условиям общества. Познавательные занятия необходимы для формирования
основных психических функций и учебных навыков, игровые – для решения
поведенческих и эмоционально – волевых проблем. Важным моментом
приобщения детей к компьютерным технологиям является расширение его
кругозора. Очень важно дать ребенку раскрыть себя, как личность, развить
интерес к созидательной деятельности. В этом состоит актуальность
программы.
Отличительные особенности программы:
Одной из главных целей обучения детей с ОВЗ является развитие
познавательных процессов. Содержание программы предусматривает развитие
логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения — все это
поддерживает интерес к обучению.
Значимость адаптированной программы состоит в формировании у
обучающихся умений применять полученные знания на практике. Чтобы
успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности,
необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Игра в
шашки развивает не только перечисленные выше познавательные процессы,
но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение,
логическое

мышление.

Происходит развитие

произвольной

регуляции

деятельности обучающихся: умений работать по заданным правилам и

8

требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать
свои действия и предвидеть их результаты.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ,
направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и
формировании

личностных

качеств.

Игра

в

шашки

может

помочь

обучающемуся усвоить такой круг образовательных и профессиональных
знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям
социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.
Коррекционная деятельность при работе с детьми ОВЗ предполагает
вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие
артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной
памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного,
словесно-логического мышления и т. п.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной программе
только с согласия родителей (законных представителей) и на основании
комиссии ТПМПК.
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся с 7 до 15 лет.
Психолого-педагогическая характеристика по возрастам:
Возраст

Описание характеристики

Дошкольный

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в
психике ребенка появляются принципиально новые образования.
Это произвольность психических процессов: внимания, памяти,
восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять
своим поведением. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке
закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все
моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех
черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень
важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем.

возраст
(5-6 лет)

Младший
школьный

Младший школьный возраст является наиболее ответственным
этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого
возрастного периода определяет большие потенциальные
9

возраст
(7-10 лет)

возможности разностороннего развития ребенка.
Основная особенность этого периода – коренное изменение
социальной ситуации развития ребенка. Он становится
«общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые
обязанности, за выполнение которых получает общественную
оценку.
Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности
складываются
психологические
новообразования,
характеризующие наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и
являющиеся фундаментом,
следующем возрастном этапе.

обеспечивающим

развитие

на

В группу обучающихся входят дети с ОВЗ:
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушением поведения и общения, расстройствами аутистического спектра
(РАС);
- с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная группа характеризуется замедленностью, наличием отклонений от
нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный
процесс,

привносящий

качественные

изменения

в

познавательную

деятельность детей, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре
психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что
обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью.
При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, хотя наиболее нарушенным является
мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими

10

детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и
здоровья каждого ребенка.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется по традиционной модели.
Формы обучения
Форма организации образовательного процесса очная: групповая,
индивидуально – групповая.
Методы обучения
На занятиях используются традиционные методы обучения:
• словесные: объяснение, анализ проделанной работы, беседа, работа с
учебником на печатной базе или электронным продуктом;
• наглядные:

показ

видеоматериалов,

наблюдение,

иллюстрация,

демонстрация наглядных пособий, презентаций;
• практические: устные задания, игра в шашки.
• Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения:
мотивационную,

организующую,

обучающую,

развивающую

и

воспитывающую. Эти функции взаимосвязаны.
По дидактическим целям методы обучения делятся на методы приобретения
новых знаний, методы формирования умений, навыков и применения знаний
на практике. Именно исходя из дидактических целей, выстраивается каждое
занятие по информационно – коммуникативным технологиям.
Практика показывает, что при работе с детьми ОВЗ существуют такие
педагогические приемы, которые направлены на развитие у детей умений
выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний
от простого к сложному. В свою очередь процесс обучения детей строится на
основе дифференцированного подхода к каждому ребенку. Методы обучения
зависят

от

содержания

предмета

изучения

и

уровня

мыслительной

деятельности учащихся:

11

Используемые методы обучения:
•

объяснительный - постановка задачи, оценка ее значимости (форма
проведения занятия - групповая);

•

репродуктивный – ознакомление со средствами решения задачи,
практическое решение задачи в конкретном варианте под управлением
педагога (форма проведения занятия – индивидуальная);

Опора делается на:
-

наглядность, «пошаговое» предъявление и дозированность материала,

многократное повторение;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов,
алгоритмов, образцов выполнения задания).
Тип занятия, формы проведения занятий
В процессе обучения педагогом применяется комбинированный,
интерактивный тип занятия. В ходе комбинированного занятия сочетаются
несколько видов деятельности: игровая, коммуникативная и другие.
Интерактивный тип занятия характеризуется такими заданиями, которые
выполняются обучающимися. Они направлены не только и не столько на
закрепление уже изученного материала, сколько на освоение нового.
Перечень видов занятий: беседа с игровыми элементами, мини-турнир,
открытое занятие и др.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа,
практическое занятие, открытое занятие, шашечный турнир.
Режим проведения занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 мин. На данный курс
принимаются дети в возрасте от 5-10 лет. Количество детей в группе – 6-8
человек.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, объем программы - 72 часа.
1.2 . Цели и задачи

12

Цель: развитие социально-адаптированной личности ребёнка, способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими
качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,
через овладение общеразвивающими и спортивными навыками игры в шашки.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о различных видах приемов игры в шашки;
- формировать алгоритм продуктивной познавательной деятельности;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные способности, взаимоуважение, толерантность;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к своим
партнерам по игре;
- воспитывать целеустремленность, настойчивость и умение добиваться
намеченной цели.
Развивающие:
- развивать внимание, воображение, наблюдательность, память;
- развивать стойкий интерес к занятиям шашками;
- развивать инициативу и творчество учащихся;
- развивать познавательную самостоятельность в процессе овладения
знаниями и умениями игры в шашки.
Коррекционная работа направлена на:
• восполнение пробелов в развитии обучающихся, расширение их кругозора,
развитие речи детей на основе приобретенных знаний,
• формирование общеинтеллектуальных умений на близком жизненному
опыту ребенка материале,
• создание

специальных

условий,

позволяющих

учитывать

особые

образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья

посредством

индивидуализации

и

дифференциации

образовательного процесса;
13

• дальнейшую

социальную

адаптацию

и

интеграцию

детей

в

общеобразовательном учреждении;
• компенсация

дефицитов

эмоционального

развития

и

формирование

осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• развитие восприятия, представлений, ощущений, сенсорной и моторной
сферы с помощью игры в шашки;
• развитие памяти; внимания;
• развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления: умение
видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями;
• развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять
сходство и различие понятий.
Ожидаемые результаты
По итогам освоения

программы

учащиеся

должны

овладеть

следующими компетенциями:
- учебно-познавательная компетенция – пополнение знаний в области
игры в шашки, ознакомление с разнообразными приемами и способами
творческого воплощения образа, овладение креативными навыками при
целенаправленном изучении окружающей действительности.
Обучение по программе обеспечивает достижение личностных, мета
предметных и предметных результатов.
Для учащихся предметными результатами являются следующие знания и
умения: Должны знать:
- все ходы шашками;
- общие принципы игры в начале партии;
- правила поведения во время игры;
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение,);
- правила поведения в помещении и на улице;
- правила техники безопасности.
14

1.3.

Содержание программы

Учебно-тематический план
Стартовый уровень (72 часа в год)
Формы
организации
всего теория практика
занятий
Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

№

Название темы, раздела

1

Организационное занятие.

2

1

1

групповая

Устный опрос

2

6

1

5

групповая

3

Тема 1. История возникновения
шашечной
игры. Знакомство с шашечной
доской.
Тема 2. Азбука шашечной игры

10

1

9

групповая

4

Тема 3. Правила шашечной игры.

17

6

11

групповая

5

Тема 4. Игра «Русские шашки»

19

0

19

групповая

6

Тема 5. Общие принципы
разыгрывания партии

16

8

8

групповая

7

Итоговая аттестация.
Внутригрупповой контрольный
турнир. Подведение итогов
ИТОГО

2

0

2

Игра «Собери
пазлы».
Игра «Пятый
лишний».
Игра «Смотрит
внимательно».
Игра «Найди
ошибку»
Игра «Учимся
считать»
Игра «Зеркало»
Дети должны
выложить
фишки
в зеркальном
отображении.
Внутригруппово
й контрольный
турнир

72

17

55

групповая

Содержание учебно-тематического плана
1. Организационное занятие.
2. Тема 1. История возникновения шашечной игры. Знакомство с
шашечной доской.
3. Тема 2. Азбука шашечной игры. Изучение нотации на шашечной доске
(условные обозначения). Правильная расстановка шашек в изначальной
позиции на доске.
4. Тема 3. Правила шашечной игры. Правила ходов простых шашек во
время игрового процесса. Правила ходов дамок во время игрового процесса.
15

Правила взятия простой шашкой во время игрового процесса. Правила взятия
дамкой во время игрового процесса
5. Тема 4. Игра «Русские шашки» Игра в русские шашки с применением
правил ходов и взятия
6. Тема 5. Общие принципы разыгрывания партии. Основные принципы
центральных шашек во время игры. Важность развития отсталых шашек.
7. Итоговая аттестация.
Внутригрупповой контрольный турнир. Подведение итогов
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты
• овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие мотивов учебной деятельности;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• расширение круга общения;
• способность

к

организации

своей

жизни

в

соответствии

с

представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях,
нормах социального взаимодействия;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
16

• использование
информации

знаково-символических
для

создания

моделей

средств

представления

изучаемых

объектов

и

технологических приемов, схем решения практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
• готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
• владение базовым понятийным аппаратом;
• владение практически значимыми информационными умениями и
навыками;

17

РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год
Тема
1
2
3
4
5
неделя неделя неделя неделя неделя
Сентябрь
Организационное занятие.
2
Тема 1 История
2
возникновения шашечной
игры. Знакомство с
шашечной доской.
Октябрь
Тема 1 История
возникновения шашечной
игры. Знакомство с
шашечной доской.
Тема 2. Азбука шашечной
игры
Тема 2. Азбука шашечной
игры
Тема 3. Правила шашечной
игры.
Тема 3. Правила шашечной
игры.
Тема 3. Правила шашечной
игры.
Тема 4. Игра «Русские
шашки»
Тема 4. Игра «Русские
шашки»
Тема 4. Игра «Русские
шашки»
Тема 5. Общие принципы
разыгрывание партии

2

2

2
Ноябрь

2

Декабрь
2
2
Январь

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1
1

Февраль
2
2
Март
2

2

2

2

2

1
1

Апрель
18

Тема 5. Общие принципы
разыгрывание партии
Тема 5. Общие принципы
разыгрывание партии
Промежуточная аттестация.
Внутригрупповой
контрольный турнир.
Подведение итогов

1

2

2

2

Май
1

2

2

2

1

2

2.2 Условия реализации программы
Специальные условия реализации программы
Содержание программы позволяет осваивать ее ступенчато и без ущерба
здоровью детей. Предусмотрен индивидуальный подход к каждому
обучающемуся, который не ущемляет его интересов. Комплексный характер
занятий предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. В
процессе реализации программы предусмотрены ситуации по коррекции
работы с конкретным ребенком.
При изучении информационных технологий дети с ОВЗ испытывают
определѐнные трудности: замедленно происходит усвоение лексического
материала, затруднено восприятие грамматических категорий и их
применение на практике; характерно возникновение проблем при устной речи,
особенно связанных текстов.
Ввиду психологических особенностей детей с легкой умственной
отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти; развитие внимания, логического мышления.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие логического мышления: умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, объектами.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие мыслительного потенциала;
- развитие умения сравнивать;
- анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
19

- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности,
- стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
При подборе содержания занятий для обучающихся с ОВЗ учитывается
принцип доступности. Содержание становится эффективным средством
активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует
психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так
как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является
подбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому
содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации
обучения.
Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание
обучения. Методы выбираются в зависимости от характера познавательной
деятельности, уровня активности обучающихся.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности развития детей с
ОВЗ: низкий уровень интеллектуальной активности, недоразвитие сложных
форм поведения (плохо развита произвольная регуляция движения), низкая
речевая активность, скуден запас знаний об окружающей действительности,
допускается повторное зачисление по результатам диагностики.
Вопрос о повторном обучении детей с ограниченными возможностями
здоровья по итогам диагностики решается индивидуально, по желанию
обучающегося, с согласия законных представителей обучающегося. С этой
целью наряду с базовой программой в содержание дополнительно вводятся
элементы усложнения отдельных разделов программы.
Программа основывается на следующих организационных принципах:
• принцип учета особенностей детей: психологических, физиологических,
умственных, в том числе и возрастных с учетом заболевания;
• принцип учета временных рамок реализации программы;
• принцип соблюдения условий осуществления набора и наполняемости
групп, режима проведения занятий;
• принцип индивидуализации и дифференциации в обучении и развитии
данного контингента;
• принцип учета психофизиологического состояния ребенка на момент
проведения занятий, во избежание негативного отношения к процессу
занятий.
20

Материально-техническое обеспечение программы
− учебный класс со столами и стульями;
− дидактический материал (плакаты, задачи, демонстрационная доска с
фигурами);
− комплекты шахмат, шашек и досок;
− тетради, ручки;
− шахматные часы.
Информационное обеспечение.
Компьютер, проектор, видеоматериалы.
Кадровое обеспечение.
Педагог-специалист по профилю
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды
контроля:
- входной: при зачислении на стартовый уровень к потенциальным
воспитанникам требований никаких нет, при зачислении на базовый уровень
ребенок должен продемонстрировать:
Правильную расстановку шахматных фигур;
Правильную расстановку шашек на шахматной доске.
Должен знать:
Нотацию (условные обозначения полей на шахматной доске);
Как совершаются ходы фигурами во время шахматной партии;
Как совершаются ходы дамками и пешками во время шашечной партии и
правила взятия.
В рамках текущего контроля по итогам изучения отдельного раздела,
ребята понимают участия в еженедельных внутригрупповых турнирах по
шахматам и шашкам, решают комбинационные и тактические задачи.
Программой предусмотрен промежуточный контроль, по окончанию
первого года обучения – турнир по шашкам и шахматам. Формой итогового
21

контроля по завершению изучения курса является организация детьми
турнира по шашкам и шахматам.
Оценочные материалы
Основными оценочными материалами являются протоколы и таблицы,
где фиксируются результаты детей. (Приложение, таблицы 1,2,3)

2.4. Методическое обеспечение программы
Технологии, формы и методы организации учебного процесса:
Формы:
- Игровая;
- Беседа.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических
видов продукции:
- Картотеки с задачами по шахматам;
- Картотеки с задачами по шашкам;
- Книги по шахматам;
- Книги по шашкам;
- Шашечный кодекс.

22

Список литературы
1. Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: парциальная
программа. Издательство: Линка-пресс, 2016 - 88 с.
2. Христич В. Правила вида спорта «Шашки». Издательство: Русский
шахматный дом, 2019 - 86 с.
3. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 160 с.
4. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992
– 250 с.
6. Юровский Е.М, Кондратьева Л.П.. Зайкины шашки. – СПб., 2001.
7. Internet ресурсы, сайты.

Таблица № 1

Карта оценки предметных результатов

Педагог__________________________________________
Год обучения, № группы____________________________
№

Ф.И. учащегося

Объединение______________________________________

Полнота усвоения знаний
неполные
Частично
полные
полные
1 балл
3 балла
2 балла

на 20__- 20___ учебный год

Самостоятельность применения усвоенных знаний
Задание не
Выполнено по
Выполнено по Задание
выполнено при образцу
инструкции
выполнено
оказании
самостоятельно
2 балла
3 балла
помощи
4 балла
0 – 1 балл

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Иванов

2

2

Образец

Таблица № 2

Карта оценки личностных результатов

Педагог__________________________________________
Год обучения, № группы____________________________
№

Ф.И. учащегося

1

Иванов

Адаптация
к условиям
детсковзрослой
общности

0

Объединение______________________________________

Удовлетв
орённость
своей
деятельно
стью в
объедине
ниии

Повышени
е
творческой
активности
,
проявление
инициатив
ыи
любознате
льности

Взаимодей
ствие со
сверстника
ми и
педагогом

Навыки в
изложени
и своих
мыслей и
взглядов

Навыки
взаимоде
йствия в
конфликт
ных
ситуациях
,
толерантн
ое
отношени
е

Способно
сть делать
выбор и
контроли
ровать
своё
поведени
еи
поступки

2

1

1

0

0

0

Умение
ставить
цели и
достигать
их

образец

2
3
4
5
6
7
8
Условные обозначения:

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ―значительная динамика
25

Таблица №

3Мониторинг

качества образования для детей с ОВЗ 20__-20___ учебный год

Педагог__________________________________________
Год обучения, № группы____________________________

Ф.И.
обучающегося

Иванов

Объединение______________________________________

Промежуточный контроль

Предметные результаты
Полнота
усвоения
знаний

2

Самостоятельн
ость
применения
усвоенных
знаний

2

Итоговый контроль

Личностные
результаты
(сред.балл по
динамике)

1

Предметные результаты
Полнота
усвоения
знаний

Самостоятель
ность
применения
усвоенных
знаний

Личностные
результаты

Уровень
освоения
программы

(сред.балл по
динамике)

3

образец

Условные обозначения:

0-1 баллов ― программа не освоена;
2 балла ― достаточный уровень освоения;
3 балла ―программа освоена полностью.
Выводы. Достигнутые результаты:
― программа не освоена кол-во чел., кол-во % от общего числа учащихся в группе;
― достаточный уровень освоения - кол-во чел., кол-во % от общего числа учащихся в группе;
―программа освоена полностью - кол-во чел., кол-во % от общего числа учащихся в группе.
Какие требуются изменения, дополнения, корректировка и т.д
26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».