ДОП Светофорик (Грачева Л.А.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования

Принята на заседании
педагогического совета
от «22» января 2021 г.
протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ДДХТТ
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 34 от 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности

СВЕТОФОРИК
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев

Автор программы:
Грачева Лариса
Александровна,
педагог дополнительного
образования МАУДО ЦДО
первой квалификационной
категории

г. Чайковский, 2021

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: социально-гуманитарная
В целях недостаточной эффективности профилактической работы по
безопасному поведению детей на дороге и детского автодорожного
травматизма,

осуществляемой

необходимо

принципиально

в

образовательном
изменить

процессе

концепцию

ДОУ,

обучения

дошкольников безопасному поведению на дороге. Для того чтобы,
обучение детей безопасности дорожного движения было эффективным, в
нем, прежде всего акцент должен быть сделан не на информативной
составляющей, а на практической.

Содержание, методы и формы

обучения детей БДД должны соответствовать психологическим основам
безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) – не стихийное бедствие.
Все

они

вызваны

действиями

людей.

Основная

причина

детского

травматизма – результат неправильного поведения детей в различных
дорожных ситуациях.
Исследования последних лет указывают на то, что правильная
разработка мероприятий по обучению детей в возрасте до 7 лет безопасному
поведению на дорогах, может снижать количество ДТП, связанных с детским
травматизмом.
Разрозненные

мероприятия

по

профилактике

ДТП

не

дают

эффективного результата. Нужны систематические занятия по обучению
безопасному поведению детей дошкольного возраста на дорогах.
Цель программы
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста
устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Задачи программы:
1.Изучать с детьми правилами дорожного движения посредством игр
и мультфильмов по ПДД;

2.Формировать у детей первоначальные умения и навыки безопасного
поведения на улице посредством подвижных игр.
3.Прививать детям желание быть законопослушными пешеходам.
Возраст детей и сроки реализации программы
Программа

составлена

с

учетом возрастных психологических

особенностей детей. Содержание программы рассчитано на детей от 5-7 лет.
Занятия проводятся с каждой группой индивидуально. Количество детей в
группах до 25 человек. Время обучения каждой группы – 9 месяцев. Занятия
проводятся 1 раз в месяц по 30-40 минут.
Суть обучения заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые
навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное
отношение к решению этой задачи. Главная задача работы педагога с детьми
младшего возраста – это формирование у ребенка умения ориентироваться в
пространстве, различать правую и левую руку, дифференцировать понятия
«направо», «налево», «середина». Учить понимать понятия – «здесь», «там»,
«вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знакомство с элементарными
правилами дорожного движения.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте (5-7лет)
отдельные сведения о правилах дорожного движения необходимо связать в
последовательную и стройную систему представлений. Педагог постоянно
ставит

перед

детьми

новые

задачи,

требуя

от

них

проявления

самостоятельности, активности мышления, умение применять знания на
практике.

Формы работы

Настольные
игры

Беседы

Подвижные
игры

Дидактические
игры

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на
дорогах осуществляется через:
• тематические занятия
• беседы
• чтение художественной литературы
•

просмотр мультфильмов по ПДД

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится
организации

игровой

деятельности,

в

которой

формируются

пространственная ориентация и умение применять знания на практике.
Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения
отводится настольном и подвижным играм.
Примерный перечень игр и методических материалов для детей
дошкольного возраста:
1. Дидактические игры:
1.1. «Слушай и запоминай»
1.2. « Назови знак»
1.3. «Угадай, какой знак»
1.4. «Светофор»
1.5. «Наша улица»

1.6. «Поставь дорожный знак»
1.7. «Теремок»
1.8. «Улица города»
1.9. «Виды перекрестков»
1.10. «Слушай-запоминай»
1.11 «Знаешь ли ты?»
2. Подвижные игры:
2.1. «Найди свой цвет»
2.2. « Автобус»
2.3. «Воробушки и автомобили»
2.4. «Стоп»
2.5. «Красный, желтый, зеленый»
2.6. «Улица полна неожиданностей»
2.7. «Знающий пешеход»
2.8. «Мы едем, едем, едем»
3. Альбом «Автотранспорт»
4. Коллекция дорожных знаков
5. Детская художественная литература. Рассказы, стихи, сказки, загадки,
пословицы.
6. Книжки- раскраски.
7. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «На улице», «Мы пассажиры» и
др.
8. Видеофильмы.
Ожидаемые результаты:
I. Навыки:
Курс занятий направлен на формирование первоначальных навыков
безопасного поведения у детей

дошкольного возраста под руководством

взрослых.
1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к

поребрику, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую
для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону
(проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице.
Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы
при спокойной ходьбе иметь запас времени.
3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим
поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством
взрослых.
4. Навык предвидения опасности. Ребенок должен видеть своими
глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки
предвидения скрытой опасности проводятся, находясь в зоне пешеходного
перехода или на специально оборудованной площадке.
Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному
обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация
к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс
«опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».
Внимание детей обращается на обманчивость и опасность пустынных
улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные
улицы: не видя транспортных средств и не слыша их шума, несколько минут,
дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев её,
интуитивно предполагая, что улица пуста.
5. Навык наблюдения. Тренировать ребенка в постоянном наблюдении за
ситуацией на улице, т.к. обстановка дороге может резко меняться. Подойдя к
поребрику, прежде чем перейти проезжую часть, необходимо остановиться
посмотреть налево, направо и снова налево, убедиться в безопасности и только
тогда начинать переход дороги. Идти нужно быстрым шагом, но не бегом.
Дойдя до середины дороги, надо осмотреться, если нет машин, то закончить
переход. Навык перехода проезжей части (алгоритм) необходимо довести до
автоматизма. Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с

противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда
ребенок переходят улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих
случаях легко не заметить движущийся транспорт.

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по обучению детей дошкольного возраста
№
п/п

Наименование темы
Теория

Кол-во часов
Практика
Всего

1.

Улица

20 мин.

40 мин.

2 академ. часа

2.

Светофор

10 мин.

20 мин.

1 академ. час

3.

Пешеход

10 мин.

20 мин.

1 академ. час

4.

Пешеходный переход.

10 мин.

20 мин.

1 академ. час

5.

Транспорт

10 мин.

20 мин.

1 академ. час

6.

Дорожные знаки.

20 мин.

40 мин.

2 академ. часа

Итоговое занятие

10 мин.

20 мин.

1 академ. час

ИТОГО:

2,40 ч.

6,20 ч.

9
академических
часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Улица.
Основные части улицы (Беседа)
Подвижные и дидактические игры

Тема 2. Светофор.

Занятие 2.1. Школа светофорных наук (Беседа)
Виды светофора. Отгадывание загадок. Просмотр видеофильма.

Тема 3. Пешеход
Школа пешеходных наук (Беседа)
Педагог проводит беседу о том, кто называется пешеходом, по какой части
улицы должен ходить пешеход. Для чего нужно знать правила движения. Где
можно играть детям. Чтение художественной литературы.
Викторина «Лучший пешеход».

Тема 4. Пешеходный переход.
Переходим улицу (Беседа)
Упражнения на размеченной площадке и на улице.
Дидактическая игра «Виды перекрестков»

Тема 5. Транспорт

Виды транспорта (Беседа)
Правила поведения пассажиров в автобусе и на остановке. (Беседа)
Содержание: Педагог рассказывает детям о правилах поведения в автобусе и
на остановке. Задает детям вопросы. Читает рассказы и загадки.
Подвижные игры и дидактические игры.

Тема 6. Дорожные знаки.

Название и значение дорожных знаков. Беседа
Дидактические игры.
Упражнения на площадке и подвижные игры.
Чтение рассказов по теме

Итоговое занятие «Школа пешеходных наук».
Игра по ПДД (итоговая аттестация). В игре участвуют 2-3 команды.
Игра содержит практические задания и контрольные вопросы.

Формы аттестации и оценочные материалы
По завершению курса проводится итоговая аттестация в форме
игры. Игра содержит контрольные вопросы и практические задания
по всем темам.
Также в течение реализации программы предусмотрен текущий
контроль по завершению каждой темы в виде практических
заданий и опросов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
С детьми 5-7 лет рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- разъяснять детям, что они - будущие школьники, которым придется
самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и
пассажира.
-

развивать

у

ребенка

основные

психофизиологические

установки,

необходимые для безопасного движения по дорогам:
а) оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха
(увидел сигнал светофора, транспорт и т.д., услышал предупредительный
звуковой сигнал, подаваемый водителем или свистком регулировщика);
б) воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими
явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до
автомобиля кажется далеким, а на самом деле он близко, на скользкой дороге
тормозной путь увеличивается);
в) развивать мышление - обрабатывать полученную информацию, умение
подключать знания, полученные на занятиях, от родителей и педагога.
Методы и приемы
В

обучении

ПДД

огромное

значение

имеет

привитие

детям

практических навыков безопасного поведения на дорогах, и здесь одной из
важнейших форм обучения является игра. Это одно из древнейших
культурных проявлений человеческого разума. Игра не только развлечение,
она обучает творчеству, развивает ум, делает более доступным содержание

предмета. ПДД едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны
«взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача
педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе
формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил,
при этом, не исказив их содержания. Здесь игра учит ориентироваться в
сложных дорожных ситуациях, развивает волю, терпение, быстроту реакции.
Игра повышает эффективность обучения. Психологи утверждают, что
учебный процесс наиболее эффективен, если он имеет игровую форму, живо
и доходчиво организован

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аведеева Н.Н. Безопасность на улицах – М., 1997г.
2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного
движения - М., 1979г.
3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Под ред.
Романовой Е.А., Полякова Л.Б. – М., 2006г.
4. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность – Ростов-на- Дону, 2004г.
5. Полякова В.А. Дети и дорога. Дошкольник на улице.- М.,1991г.
6. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения
детей правилам

дорожного движения под рук. Барканова С.В. и

Никоновой О.А. – М.,2001г.
7. Сост. ФоминоваЕ.С., Маковлева В.Л. Методические рекомендации к
проведению профилактической работы по детскому дорожнотранспортному травматизму в 1999-2000 гг. – Оренбург, 2000г.
8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.
Под редакцией Ерофеевой Т.И.., - М., 1999г.
Список детской литературы
Стихотворения
1. Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»,
«Шагая осторожно…».
2. Маршак С. «Мяч», «Милиционер», «Пострадал о не в атаке».
3. Пишумов Я. «Через улицу», «Пожарная машина», «Машины»,
«Скорая помощь», «Трамвай», «Постовой», «Все мальчишки…»,
«Машина моя», «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор», «Юрка
живет на другой стороне…», «Азбука города».
4. Яворская И.А. «Дети и дорога».
5. Пляцковский М. «Светофор».
6. Северный А. «Три чудесных света».
7. Кончаловская Н. «Самокат».

8. Бедарев О. «Если бы…», «Азбука безопасности».
9. Семернин В. «Запрещается-разрешается».
10. Берестов В. «Это еду я бегом».
11. Кожевников В. «Светофор».
12. Лешкевич И. «Гололед».
13. Гангов А. «Кто храбрей?»
14. Дмоховский А. «Чудесный островок»
Рассказы
15. Носов Н. «Автомобиль».
16. Юрмин Г. «Любопытный мышонок».
17. Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»,
«Шлагбаум».
18. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».