ПРИНЯТО на педагогическом совете МАУДО ЦДО Протокол № 2 от 28.01.2021г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАУДО ЦДО от 28.01.2021 г. № 33 __________ И.Р. Андреева Положение о порядке разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования (МАУДО ЦДО) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Уставом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования 1.2. Положение устанавливает порядок деятельности по разработке, утверждению и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых и (или) планируемых к реализации в МАУДО ЦДО. 1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей и взрослых. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - это образовательная программа, направленная на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик дополнительного образования детей и взрослых (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов. 1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются МАУДО ЦДО. 1.5. В соответствии с утвержденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой образовательная деятельность может осуществляться как одним, так и несколькими педагогическими работниками дополнительного образования. 1.6. Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ основана на свободе выбора и режима их освоения; соответствии образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативности, гибкости и мобильности; разноуровневости (ступенчатости); модульности содержания, возможности взаимозачета результатов; ориентации на метапредметные и личностные результаты образования; творческом и продуктивном характере; открытом и сетевом характере реализации. 2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы 2.1. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей: художественная, техническая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая. 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. 2.3. Материал программы дополнительного образования разрабатывается по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: вводный, ознакомительный, базовый и углубленный. 2.4. Каждый обучающийся МАУДО ЦДО должен иметь доступ к обучению на любом из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению дополнительной общеразвивающей программы, а материал программы, в свою очередь, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении программы. 2.5. Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно соответствовать ее цели и содержанию. 3. Требования к условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы 3.1. Содержание, сроки, формы обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам определяются разработчиком самостоятельно по согласованию с администрацией МАУДО ЦДО в соответствии с действующими нормативными актами, не противоречащих законодательству Российской Федерации, и утверждаются руководителем МАУДО ЦДО. 3.2. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут: реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия; осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения; использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов; обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами МАУДО ЦДО; способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; с учетом особенностей обучающихся, осуществляться в очной, очнозаочной или заочной форме, а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4. Оформление и структура дополнительной общеобразовательной программы 4.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно: Титульный лист программы. Паспорт программы или информационная карта Пояснительная записка (характеристика программы). Содержание программы: учебно-тематический план; содержание учебно-тематического плана, календарный учебный график. Формы аттестации и оценочные материалы. Организационно-педагогические условия реализации программы. Список литературы. Приложение 4.2. Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа (Приложение №1). Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения: полное наименование МАУДО ЦДО, (согласно формулировке устава организации); гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты); дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации; название, направленность и уровень программы; возраст обучающихся; срок реализации программы (количество лет и количество часов в год); ФИО, должность автора (ов) – разработчика (ов) программы; (город) и год разработки программы. 4.3. Пояснительная записка содержит основные характеристики программы: направленность (профиль) программы (техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая); актуальность программы (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени и т.п); цель и задачи программы (цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат; формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами); отличительные особенности программы (основные идеи, отличающие программу от существующих); адресат программы (краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики); объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы); планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций) по каждому году обучения. 4.4. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя учебно-тематический план и содержание учебно-тематического плана. Учебно-тематический план содержит перечень разделов (тем), определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (теме) с указанием теоретических (лекция, консультация, и др.) и практических занятий (семинар, лабораторная работа, мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, участие в фестивалях, отчетных выставках, отчетных концертах, вернисажах и т.п.), составляемых по темам/разделам; оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения (Приложение №2). Содержание учебно-тематического плана включает реферативное краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. Календарный учебный график является комплексом основных организационнопедагогических характеристик образовательной деятельности, определяющий: даты начала и окончания учебных периодов/этапов; количество учебных недель или дней; сроки контрольных процедур; организационных выездов, экспедиций и т.п. Календарный учебный график является приложением к дополнительной общеразвивающей программе, оформляется в виде таблицы, составляется на срок освоения образовательной программы для каждой учебной группы (Приложение №3). 4.5. Формы контроля и подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы содержит описание входного (при необходимости), текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации (при наличии) согласно учебно-тематическому плану (тесты, проекты, творческие задания, контрольные работы и т.д.), которые позволяют определить достижение обучающимися планируемых результатов. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводится с целью установления соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам. 4.6. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы содержит: учебно-методическое обеспечение программы (перечень форм занятий, приемов и методов организации образовательного процесса по темам программы, используемого дидактического материала); материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); учебноинформационное обеспечение программы (перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения: нормативноправовые акты и документы, основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы); кадровое обеспечение - целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора (указание на педагогический и вспомогательный кадровый состав при реализации программы-необходимость концертмейстера, лаборанта и др.); примерный репертуар, перечень тем (при наличии) учебно-исследовательских или реферативных и других работ для выполнения обучающимися по годам обучения и т.п. 4.7. Список литературы. Литература, используемая педагогом для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и организации образовательной деятельности по реализации программы, (перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций, Интернет-ресурсов и т.п.). Литература для детей и родителей. Список литературы оформляется в соответствии со стандартными требованиями «ГОСТ Р 7.0.5–2008». 5. Порядок разработки и утверждение дополнительной общеобразовательной программы 5.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается самостоятельно педагогическим работником на основе настоящего Положения. Допускается разработка программы коллективом педагогических работников (творческой группой). 5.2 Администрация и методическая служба МАУДО ЦДО осуществляют консультирование и практическую помощь в процессе разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 5.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти внутреннюю экспертизу, и утверждение в определѐнном порядке. Внутренняя экспертиза - в зависимости и соответствии с направленностью (профилем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обсуждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на заседании методической службы в зависимости и соответствии с направленностью (профилем) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - это анализ качества документа, его соответствия уставу МАУДО ЦДО, действующим нормативноправовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. 5.4. Решение о согласовании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обязательно заносится в протокол педагогического совета. Утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется приказом руководителя МАУДО ЦДО. 5.5. Только после утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы она может считаться полноценным нормативно-правовым документом. 5.6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может быть дополнительно передана на внешнюю экспертизу содержания программы профильным специалистам в сторонние организации как по инициативе автора, так и по инициативе МАУДО ЦДО. 5.7. Процедура утверждения ранее разработанных и реализуемых дополнительных общеразвивающих программ проводится до начала следующего учебного года. Для новых дополнительных общеразвивающих программ процедура разработки, обсуждения и утверждения осуществляется в течении учебного года. 6. Обязанности и ответственность 6.1. Администрация МАУДО ЦДО осуществляет систематический контроль выполнения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, их практической части. 6.2. МАУДО ЦДО и педагог несут ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 6.3.К обязанностям педагога относится: разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; своевременное представление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с требованиями настоящего Положения; организация образовательной деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, календарно-тематического планирования в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год; использование и совершенствование педагогических методик и образовательных технологий для качественной организации образовательной деятельности; 6.4. Итоги проверки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подводятся на административных совещаниях. 7. Порядок приема обучающихся и формирование учебных групп 7.1. Правила приема на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам регулируются соответствующим локальным нормативным актом МАУДО ЦДО. 7.2. К освоению образовательного содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой программы. 7.3. Каждый обучающийся имеет право обучаться по нескольким программам, менять их. 7.4. Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разновозрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. 7.5. Нормы наполняемости учебных групп устанавливаются приказом МАУДО ЦДО на каждый учебный год в соответствии с рекомендациями СанПин и особенностью направленности (профиля) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 7.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается в пределе от 5 до 15 человек. 7.7. Учебная группа считается сформированной на основании приказа МАУДО ЦДО о зачислении минимального количества обучающихся на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 7.8. Списочный состав учебной группы отражается в журнале учета работы учебной группы в МАУДО ЦДО и в электронной базе. 8. Организация образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам 8.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в МАУДО ЦДО в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В каникулярное время, преимущественно в летний период, могут реализовываться краткосрочные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы или программы лагерей дневного пребывания. 8.2. Режим рабочего времени педагогических работников в каникулярное время определяется, в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникулярного времени. 8.3. Начало и окончание учебного года устанавливается приказом МАУДО ЦДО. 8.4. Расписание занятий в учебных группах составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 8.5. Рекомендуемый режим занятий устанавливается в соответствии с нормами СанПин (Приложение №4). 8.6. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. 8.7. Занятия в учебных группах осуществляются в соответствии с СанПин, нормами охраны труда и техники безопасности, предъявляемыми к таким занятиям. 8.8. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. 8.9. Обучающиеся обязательно проходят инструктаж по соблюдению правил техники безопасности, о чем делается соответствующая запись в журнале учета работы учебной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 8.10. Правила ведения журнала учета работы учебной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе утверждаются приказом МАУДО ЦДО. Введение журнала осуществляется строго в соответствии календарным учебным графиком дополнительной общеразвивающей программы. 8.11. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Форма обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе может быть очной и очно-заочной (с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий). 8.12. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. 8.13. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам осуществляется на русском языке. Возможно использование иностранных языков и национальных языков Российской Федерации, предусмотренных специализированными профильными программами МАУДО ЦДО. 8.14. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую профессиональную подготовку. 9. Заключительные положения 9.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ежегодно обновляются разработчиками с учетом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы. 9.2. Изменения и (или) дополнения в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, изменений законодательных и нормативных правовых актов в сфере образования и иных сферах. Внесенные изменения и дополнения в программу проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения согласно Положению. 9.3. К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по усмотрению разработчика может быть разработан образовательно-методический комплекс, представляющий совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности и эффективной реализации программы, успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности, включающий примеры (сценарии) занятий, примеры заданий для обучающихся и иные материалы по усмотрению разработчика программы. 9.4. Утвержденная дополнительная общеразвивающая программа находится в МАУДО ЦДО в печатном и электронном виде.