УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАУДО ЦДО от 28.12.2022 г. № 398 ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Центр дополнительного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О системе наставничества в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования МАУДО ЦДО дополнительного образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, порядок осуществления наставничества, а также зоны ответственности, права и обязанности участников наставничества в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Центр дополнительного образования (далее – МАУДО ЦДО) и условия поощрения, осуществляющих наставничество, с учетом оценки результативности их деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества, в том числе на основании: − письма Министерства просвещения Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 г. №№ АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»; − распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; − письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу МАУДО ЦДО. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает директор МАУДО ЦДО в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в МАУДО ЦДО и замены их отсутствия. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. 2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в МАУДО ЦДО. 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в МАУДО ЦДО является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАУДО ЦДО. 3.2. Основными задачами наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в МАУДО ЦДО; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество в МАУДО ЦДО организуется на основании приказа директора МАУДО ЦДО. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора МАУДО ЦДО по учебно-воспитательной работе. 4.3. Кураторы целевой модели наставничества назначаются приказом директора МА У Д О ЦД О . 4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором МАУДО ЦДО, куратором, педагогами, и иными лицами МАУДО ЦДО, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих участников программы. 4.6. Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.7. Наставниками могут быть: педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей МАУДО ЦДО в целом и от потребностей педагогических работников. 4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных 4.11. Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.12. Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора МАУДО ЦДО. 4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей МАУДО ЦДО в целевой модели наставничества, рассматривается форма наставничества «Педагог-педагог». 5.2. Представление программ наставничества на педагогическом совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник – наставляемый: проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого; проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого; проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым; регулярные встречи наставника и наставляемого; проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; 6. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7. Обязанности наставника: 7.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАУДО ЦДО, определяющих права и обязанности. 7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. 7.3. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 7.4. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. 7.5. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. 7.6. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывать на риски и противоречия. 7.7. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. 7.8. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать и ободрять его. 7.9. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в МАУДО ЦДО, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора 7.10. Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника: 8.1. Вносить на рассмотрение администрации МАУДО ЦДО предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. 8.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8.4. Проходить обучение с использованием федеральных программ, программ МАУДО ЦДО наставничества. 8.5. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого: 9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАУДО ЦДО, определяющих права и обязанности. 9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. 9.3. Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого: 10.1. Вносить на рассмотрение администрации МАУДО ЦДО предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 10.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. 10.3. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 10.4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. 11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника. 11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 11.3. Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте МАУДО ЦДО. 11.4. Создание на сайте методической копилки с программами наставничества. 11.5. Награждение грамотами «Лучший наставник». 11.6. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития МАУДО ЦДО. 12. Документы, регламентирующие наставничество 12.1. Положение о наставничестве в МАУДО ЦДО; 12.2. Приказ руководителя МАУДО ЦДО о внедрении целевой модели наставничества и о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества; 12.3. Целевая модель наставничества в МАУДО ЦДО; 12.4. Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАУДО ЦДО. 12.5. Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп». 12.6. Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».