Положение по наставничеству

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАУДО ЦДО
от 28.12.2022 г. № 398
ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве
в Муниципальном автономном учреждении
дополнительного образования Центр дополнительного образования
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О системе наставничества в
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования
МАУДО ЦДО дополнительного образования (далее – Положение)
определяет цели, задачи, порядок осуществления наставничества, а также
зоны ответственности, права и обязанности участников наставничества в
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования
Центр дополнительного образования (далее – МАУДО ЦДО) и условия
поощрения, осуществляющих наставничество, с учетом оценки
результативности их деятельности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с
нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества, в том
числе на основании: − письма Министерства просвещения Российской
Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 г.
№№ АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендации по
разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников в образовательных организациях»; −
распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от
25.12.2019 г. № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися»; − письма Минпросвещения России от 23.01.2020
№ МР-42/02 «Методические рекомендации по внедрению методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися».
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу МАУДО ЦДО. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для
участия в мероприятиях плана реализации персонализированной
программы наставничества принимает директор МАУДО ЦДО в
исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности

образовательного процесса в МАУДО ЦДО и замены их отсутствия.
2.
Основные понятия и термины
2.1. Наставничество – универсальная технология передачи опыта,
знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное
на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества – способ реализации целевой модели
через организацию работы наставнической пары или группы, участники
которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества – комплекс мероприятий и
формирующих
их
действий,
направленный
на
организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для
получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый – участник программы наставничества,
который через взаимодействие с наставником и при его помощи и
поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные
задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник – участник программы наставничества, имеющий
успешный
опыт
в
достижении
жизненного,
личностного
и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам, который отвечает за разработку проекта
программы в соответствии с выбранной формой, формирование
наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
2.7. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
МАУДО ЦДО.
3.
Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в МАУДО ЦДО является максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для
успешной личной и профессиональной самореализации в современных
условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки педагогических работников (далее –
педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАУДО ЦДО.
3.2. Основными задачами наставничества являются:

разработка и реализация мероприятий дорожной карты
внедрения целевой модели;

разработка и реализация программ наставничества;


реализация кадровой политики, в том числе: привлечение,
обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в
программе наставничества;

инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества;

осуществление
персонифицированного
учета
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;

проведение
внутреннего
мониторинга
реализации
и
эффективности программ наставничества в МАУДО ЦДО;

формирования баз данных программ наставничества и лучших
практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации
целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4.
Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в МАУДО ЦДО организуется на основании
приказа директора МАУДО ЦДО.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет
куратор, заместитель директора МАУДО ЦДО по учебно-воспитательной
работе.
4.3. Кураторы целевой модели наставничества назначаются
приказом директора МА У Д О ЦД О .
4.4. Реализация наставнической программы происходит через
работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и
базой наставников.
4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
директором МАУДО ЦДО, куратором, педагогами, и иными лицами
МАУДО ЦДО, располагающими информацией о потребностях педагогов и
подростков – будущих участников программы.
4.6. Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания,
хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми
навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
4.7. Наставниками могут быть:

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании
личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;

успешные предприниматели или общественные деятели,
которые чувствуют потребность передать свой опыт;

ветераны педагогического труда.

4.8. База наставляемых и база наставников может меняться в
зависимости от потребностей МАУДО ЦДО в целом и от потребностей
педагогических работников.
4.9. Участие наставника и наставляемых в целевой модели
основывается на добровольном согласии.
4.10. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных
4.11. Формирование наставнических пар/групп осуществляется после
знакомства с программами наставничества.
4.12. Формирование наставнических пар/групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора МАУДО ЦДО.
4.13. С наставниками, приглашенными из внешней среды,
составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5.
Реализация целевой модели наставничества.
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества,
исходя из образовательных потребностей МАУДО ЦДО в целевой модели
наставничества, рассматривается форма наставничества «Педагог-педагог».
5.2. Представление программ наставничества на педагогическом
совете.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия
наставник – наставляемый:

проведение первой, организационной, встречи наставника и
наставляемого;

проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и
наставляемого;

проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках
программы наставничества с наставником и наставляемым;

регулярные встречи наставника и наставляемого;

проведение
заключительной
встречи
наставника
и
наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в
течение календарного года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи – планировании.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества
понимается как система сбора, обработки, хранения и использования
информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух
основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;
6.


оценка
мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников
программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой
программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за
период наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7.
Обязанности наставника:
7.1. Знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, Устава МАУДО ЦДО, определяющих
права и обязанности.
7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
7.3. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые
стороны и определить векторы развития.
7.4. Формировать наставнические отношения в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
7.5. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого
цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее.
7.6. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний
наставляемого, и указывать на риски и противоречия.
7.7. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию,
но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального
видения.
7.8. Оказывать наставляемому личностную и психологическую
поддержку, мотивировать и ободрять его.
7.9. Личным примером развивать положительные качества
наставляемого, корректировать его поведение в МАУДО ЦДО, привлекать к
участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию
общекультурного и профессионального кругозора
7.10. Подводить итоги наставнической программы, с формированием
отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
8.
Права наставника:
8.1. Вносить на рассмотрение администрации МАУДО ЦДО
предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
8.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения.
8.4. Проходить обучение с использованием федеральных программ,
программ МАУДО ЦДО наставничества.
8.5. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских
конкурсах наставничества.

9. Обязанности наставляемого:
9.1. Знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, Устава МАУДО ЦДО, определяющих
права и обязанности.
9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
9.3. Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10.
Права наставляемого:
10.1. Вносить на рассмотрение администрации МАУДО ЦДО
предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
10.2. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
10.3. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских
конкурсах наставничества.
10.4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через
представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия
на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
11.3. Создание специальной рубрики «Наши наставники» на сайте
МАУДО ЦДО.
11.4. Создание на сайте методической копилки с программами
наставничества.
11.5. Награждение грамотами «Лучший наставник».
11.6. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в
формировании предложений, касающихся развития МАУДО ЦДО.
12. Документы, регламентирующие наставничество
12.1. Положение о наставничестве в МАУДО ЦДО;
12.2. Приказ руководителя МАУДО ЦДО о внедрении целевой
модели наставничества и о назначение координатора и кураторов внедрения
Целевой модели наставничества;
12.3. Целевая модель наставничества в МАУДО ЦДО;
12.4. Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАУДО
ЦДО.
12.5. Приказ «Об утверждении наставников и наставнических
пар/групп».
12.6. Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках
реализации целевой модели наставничества».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».