АДОП Калейдоскоп (Утробина Н.В.)

Управление образования администрации Чайковского городского округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского художественного и технического творчества

Принята на заседании
педагогического совета
от «22» января 2021 г.
протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО ЦДО
_______________ Андреева И.Р.
Приказ № 34 от 28.01. 2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности

«Калейдоскоп»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
Утробина Наталья Викторовна,
педагог дополнительного
образования

Чайковский, 2021

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение: МАУДО ЦДО
2. Название объединения: «Умелые руки»
3. Место дислокации: каб.5
4. Ф.И.О. педагога: Утробина Наталья Викторовна
5. Статус программы: модифицированная
6. Направленность: техническая
7. Образовательная область: технология
8. По уровню содержания: базовый
9. По форме реализации: групповые
10.По цели обучения: познавательная
11.По уровню освоения: общекультурный уровень
12.Продолжительность освоения: 1 год
13. Количественный состав: 10 человек
14. Возрастной диапазон: 7-12 лет
15. Перечень разделов:
• Пояснительная записка
• Учебно-тематический план
• Содержание учебного плана
• Календарный учебный график
• Формы аттестации и оценочные материалы
• Обеспечение программы
• Список литературы
• Приложения.

Данная программа составлена на основании следующих нормативных
документов:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России
от 18.11.2015 Н - 09-3242);
5. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р
«Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
7. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (с изменениями на 27 мая 2000года).
8. Устав и локальные акты муниципального автономного учреждения
дополнительного образования МАУДО ЦДО г. Чайковский

Пояснительная записка
• Направленность программы – адаптированная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
относится к технической направленности.

дополнительная
«Калейдоскоп»

• Актуальность
В настоящее время огромное количество детей относится к категории
детей с ограниченными возможностями, вызванными различными
отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном
образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. К
их числу относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми
нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными
недостатками в развитии.
Адаптированная общеобразовательная программа «Калейдоскоп»
адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Федеральные государственные образовательные стандарты и личностноориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с
ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и
поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в
развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих
направлений развития ребёнка с ОВЗ является начально-техническое
моделирование - техническое, в которое входит в область технического
творчества.
Данный
вид
творчества
обладает
необходимой
эмоциональностью и привлекательностью для детей.
Программа адаптирована для детей с ОВЗ и направлена на
формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и
обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными
возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к
творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте.
Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук,

ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются
эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
• Отличительной особенностью программы является то, что она
адаптирована с учетом психологических, возрастных и индивидуальных
особенностей детей с ОВЗ. Адаптированная программа определяет пути
решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка
плана решения проблемы.
Адаптация
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Калейдоскоп» включает:
1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2. Определение особенностей организации образовательной деятельности
в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ
дополнительной общеобразовательной программы.
• Адресат программы
Программа «Калейдоскоп» разработана для детей с ОВЗ младшего
школьного возраста разных категорий. Данную программу могут
осваивать также:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Дети с ОВЗ, категории НОДА, имеют легкие двигательные нарушения,
—
они
передвигаются
самостоятельно,
владеют
навыками
самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств, у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата отмечаются недостатки интеллектуального развития
- задержка психического развития; или умственная отсталость разной
степени выраженности.
Двигательные нарушения выражаются в поражении верхних и нижних
конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы,
наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации,
недостатки мелкой моторики). Из-за трудностей передвижения у детей
нарушается
формирование
пространственных
представлений,
проявляющиеся в трудностях при рисовании, письме, в понимании и

использовании предлогов над, под, из-под, приставок подъехал, въехал,
выехал, наречий ближе, дальше; формирования схемы тела. У таких детей
часто выявляется:
• задержка формирования школьных навыков;
• сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и
эмоциональной незрелостью;
• задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за
речевой недостаточности и бедности практического опыта.
• малый объем знаний и представлений об окружающем мире.
Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной
отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по
учебным дисциплинам. У большинства учащихся отмечаются нарушения
умственной работоспособности. Нарушение умственной работоспособности
является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные
нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми
программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками.
У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) нарушена
коммуникативная сфера, поведенческие проблемы затрудняют построение
учебной коммуникации, что безусловно сказывается на восприятии и
усвоении содержательного компонента обучения.
Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания
адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал детей с РАС
позволит им осваивать учебный материал. Каждый ребенок с РАС уникален в
своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной
адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках
реализации программы. Форма организации дополнительного образования
дает возможность сохранить для ученика привычный средовой уровень,
позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих
дополнительных мешающих факторов.
Программа построена с учетом возрастных и психофизических
особенностей обучающихся. Возраст обучающихся участвующих в
реализации данной программы – 7-12 лет.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют дефекты в
развитии как физическом, так и психологическом и предусматривают особый

подход в обучении, с помощью которого ребенок развивает необходимые
жизненные навыки.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого
терпения. Поэтому программа основана на таких принципах как:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу
Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоемкой
работе, для них велика потребность в игре (ролевой, сюжетной,
познавательной). Для них даются специальные задания в игровой форме,
предлагаются упрощенные модели поделок из бумаги. В этом возрасте для
ребёнка очень важна оценка его деятельности, поэтому в обучении
используется метод поощрения.
Объем и срок освоения программы
Срок
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы «Калейдоскоп» – 1 год.

адаптированной

Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия
должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Специфика
форм
организации
деятельности
по
программе
«Калейдоскоп» состоит в том, что поделки, выполняемые воспитанниками,
могут быть изготовлены как индивидуально, так и микрогруппой, члены
которой выполняют часть общего замысла или самостоятельно завершенное
задании. При распределении заданий учитываются возрастные особенности,
способности ребёнка, его интересы.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей,
создания непринужденной и творческой атмосферы используется
музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских
песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных
процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений,
т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Организуя деятельность, педагог может осуществлять индивидуальный
и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются
различные по уровню сложности поделки.
При организации образовательного процесса создаются специальные
условия:
Для детей с НОДА: - занятия в малых группах, включение в социальную
активность с другими детьми на массовых мероприятиях; индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям ПМПК); использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их
эффективности и доступности.
- предоставление различных видов
дозированной помощи.
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
создаются условия, соответствующие их особым образовательным
потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход,
использование специальных методов работы, изменение планирования
учебного материала:
- постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового
взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне
«учитель — ученик». На первоначальном этапе или при возникновении
аффективных реакций, нежелательных форм поведения,
необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к
правилам взаимодействия в группе
- возможность чередования сложных и легких заданий
- объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок
усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную
подачу материала
- формирование учебного и временного стереотипа: у обучающегося
должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет
ребенку отслеживать выполненные задания.
- дозированное введение новизны
Принципы построения программы:
- постепенность;
- возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его
в качестве основы или элемента для формирования содержания других
разделов;

- единство образовательных задач, требований жизни, интересов
развития личности.
Методы обучения, способствующие организации и реализации
программы являются методами, активизирующими творческое мышление:
• вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;
• наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам,
образцам;
• практические методы;
• метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и
приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.
Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников,
содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении
выполнять различные поделки из бумаги.
Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе те или
иные методы играют первостепенную роль.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30
минут, с обязательным включением в структуру занятия двух
физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические
технологии (36 часов в год).
Цель и задачи программы
Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Задачи
Личностные
Формировать, развивать:
- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; - владение навыками коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Метапредметные
Формировать, развивать:
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умения работать с учебной книгой для решения коммуникативных и
познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими
особенностями обучающихся;
- умения использования элементарных знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
Предметные
Формировать, развивать:
- навыки самообслуживания; усвоения правил техники безопасности;
- навыки трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах,
- навыки использования приобретенных знаний и умений для
творческого решения несложных конструкторских, технологических и
организационных задач.

Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок:

В результате обучения по программе у ребенка:

-будет знать и соблюдать правила техники
безопасности;
-научится работать с различными
инструментами;
-будет уметь подготавливать все необходимое
для работы с бумагой;
-будет уметь читать схему изготовления
поделок
; -будет уметь подбирать подходящие формы для
изделий;
-будет уметь создавать различные изделия из
бумаги в технике: простая и обрывная
аппликация, оригами;
- будет уметь оформлять поделки
; -будет знать и называть геометрические фигур

-будут сформированы простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-улучшается координации и точность движений
рук, концентрация внимания;
-улучшаются коммуникативные навыки,
повышается степень адаптации ребёнка в социуме;
-раскрываются потенциальные способности; развивается интерес к предмету через результаты
своего труда;
-будут развиты творческие способности.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Название раздела/темы
1. Организационное
занятие. Материалы,
инструменты, ТБ.
2. Обрывная аппликация.
3. Простая аппликация
4. Оригами.
5 Итоговое занятие.
Итого:

Всего
1

Теория
1

Практика
-

16
12
6
1
36

4
3
2
10

12
9
4
1
26

Содержание программы
1.Организационное занятие.
Теоретическая работа. Знакомства с ребёнком, родителями. Режим
работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места. Правил техники
безопасности, ПДД.

2.Обрывная аппликация.
Теоретическая работа.
Ознакомить с обрывной аппликацией.
Практическая работа.
Изготовление работ в технике обрывная аппликация. Изготовление
открыток в технике аппликация
3.Простая аппликация.
Теоретическая работа.
Ознакомить с простой аппликацией. Дать понятие шаблон, контур.
Практическая работа
Изготовление работ в технике простая аппликация. Изготовление работ
из кругов. Оформление открыток к различным праздникам в технике простая
аппликация.
4.Оригами.
Теоретическая работа.
Дать понятие оригами. История возникновения оригами. Рассказ о
технике, основных приемах изготовления, базовых формах.
Практическая работа
Изучение схем. Изучение геометрических форм: деление отрезка
пополам, деление угла пополам. Изготовление несложных фигурок.
Изготовление деталей орнамента в традиционной форме оригами с подбором
цветового решения
5.Итоговое занятие.
Практическая работа. Подготовка работ к выставке. Оформление
готовых работ.

Календарно – учебный график
Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь
Тема 1.1 Вводное занятие. Урок безопасности

1

Тема 2.1 Виды бумаги для аппликации.

1
Октябрь

Тема 2.1 Способы работы с бумагой разной фактурности

1

Тема 2.2 Изготовление творческих работ

1

Тема 3.1Виды аппликации

1

Тема 3.1 Правила работы с шаблоном и трафаретом

1
Ноябрь

Тема 3.1 Разметка по шаблонам и трафаретам сложной
конфигурации
Тема 4.1 История техники оригами
Тема 4.1 Виды бумаги. используемой для складывания
Тема 4.1 Способы изготовления квадрата. Правила

1
1
1
1

5 неделя

работы в технике оригами.
1

Тема 4.2 Простые базовые формы. «Треугольник»
Декабрь
1
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Треугольник»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Треугольник»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Воздушный змей»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Воздушный змей»
Январь
1
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Воздушный змей»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Дверь»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Дверь»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Дверь»
Февраль
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Блинчик»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Блинчик»
Тема 4.2 Простые базовые формы. «Блинчик»
Тема 4. 3 Складывание изделий на основе базовых форм
Март

1

Тема 4.3 Сложные базовые формы. «Рыба»

1

Тема 4.3 Сложные базовые формы. «Рыба»
Тема 4.3 Сложные базовые формы. «Двойной

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

треугольник»
Тема 4.3 Сложные базовые формы. «Двойной квадрат»

1

Тема 4.4 Оформление композиций полученными
изделиями.

1
Апрель

Тема 4.4 Оформление композиций полученными
изделиями.
Тема 5.1 Геометрия вокруг нас.

1
1

Тема 5.1 Знакомство с геометрическими фигурами
Многоугольники.
Тема 5.1 Основы конструирования.

1
1
Май

Тема 6.1 Способы изготовления бумажных полос.
Конструирование из полосок.
Тема 6.1 Изготовление элементов для сюжетных
композиций.
Тема 6.1 Оформление коллективного тематического
панно.
Тема 7.1 Изготовление поздравительной открытки с
применением изученных техник.

1
1
1
1

Формы аттестации и оценочные материалы
Используются следующие формы отслеживания результативности:
• творческая работа;
• выставка;
• конкурс;
• педагогическое наблюдение
• педагогический анализ результатов: выполнения обучающимися
творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах,
спектаклях), активности обучающихся на занятиях.
• мониторинг: для отслеживания результативности используются дневники
достижений воспитанников, портфолио, учащихся с ОВЗ и т.д.
Оценка результативности для обучающихся
Результативность
действий ребенка.

оценивается

через

развитие

самостоятельности

Показатели самостоятельности обучающегося

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)
Действие выполняется ребенком:
-со значительной помощью взрослого
-с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
-по подражанию или по образцу
-самостоятельно
Тема: «Обрывная аппликация»
Выбрать необходимые инструменты для работы.
Сгибание листа бумаги.
Разрывание бумаги по линии сгиба
Отрывание мелких кусочков от полоски бумаги
Обрывание бумаги по контуру рисунка.
Сминание и скатывание бумаги пальчиками.
Скатывание бумаги ладошками
Соединение частей при помощи клея:
- «точечное»
- «сплошное»
Из предложенных картинок выбрать овощи.
Из предложенных картинок выбрать фрукты.
Группировка предметов по цветам. Тема:
Тема: «Простая аппликация»
Узнавание основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник)
Разметка по шаблонам простой конфигурации
Разметка по шаблонам сложной конфигурации.
Безопасное обращение с ножницами.
«Разрез по короткой прямой линии».
«Разрез по короткой наклонной линии».
«Разрез по незначительно изогнутой линии».

!
пп
п
и
о
с

«Вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму.
«Вырезание по совершенной кривой линии (кругу)»
Тема: «Аппликация из геометрических фигур»
Приемы сгибания бумаги:
«Сгибание пополам»
«Сгибание сторон к середине».
Соединение частей при помощи клея:
- «точечное»
- «сплошное»
Раскрашивать сложные рисунки.
Тема: «Оригами»
Приемы сгибания бумаги
«Сгибание треугольника пополам».
«Сгибание квадрата пополам».
«Сгибание сторон к середине».
«Сгибание углов к центру».

Обеспечение программы
Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание
развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса
комфортных, психолого- педагогических и социальных условий,
необходимых для развития творческих интересов и способностей детей с
ОВЗ.
1. Наличие отдельного кабинета на 1 этаже; шкафов для хранения
материалов, инструментов, наглядных пособий.
Занятия проходят в просторном светлом помещении с мебелью,
рассчитанной на младших школьников.
Предусмотрены места для выставки готовых изделий.
2. Наличие материалов и инструментов. Инструменты размещаются в
удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). 3. Информационный
стенд, на котором размещены правила техники безопасности при работе с
инструментами. Правила противопожарной безопасности. Информационное
обеспечение содержит: специальную и популярную литературу для педагога
и для обучающихся, альбомы, журналы, фото, демонстрационный материал:
изделия, таблицы, показывающие последовательность изготовления поделок
из бумаги и их оформления.

Методическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в
работе с детьми ОВЗ используются методические разработки, методические
пособия и наглядные пособия следующих видов:
- объемный (образцы изделий);
- схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды,
фотоматериалы);
- дидактические
практические задания).

пособия

(карточки,

№

Раздел или тема программы

Форма
занятий

1

Организационное занятие. Урок
безопасности(инструктаж)

2

Обрывная аппликация.

Инструктаж
по технике
безопасности,
беседа. Игра.
Рассказ,
практическая
работа.

3

Простая аппликация.

Рассказ,
практическая
работа

4

Аппликация из геометрических
фигур.

Рассказ,
практическая
работа

5

Аппликация из бумажных
петель.

Рассказ,
практическая
работа

6

Базовые формы оригами

Рассказ,
практическая
работа

7

Итоговое занятие. Выставка.

«Путешествие
в город
мастеров»

раздаточный

материал,

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий
Наглядный
материал.

Формы
подведения
итогов

Цветная
бумага.
наглядный
материал.
Цветная
бумага.
наглядный
материал
Цветная
бумага.
наглядный
материал
Цветная
бумага.
наглядный
материал
Квадраты
разного
размера,
разных цветов,
наглядный
материал.

Выставка
изделий.

Игра.

Выставка
изделий.
Выставка
изделий.
Выставка
изделий.
Выставка
изделий.

Итоговая
выставка
творческих
работ

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до
сложных форм. - М., «Оникс», 2008г.
2. Выгонов В. Оригами. - Москва, издательский Дом МСП, 2006 г.
3. Волков И. П. Учим творчеству. М., 1983г.
4. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской личности. - М., 1978г.
5. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк,
Сталкер, 2007 г.
6. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, природных
материалов. – М., Мой мир, 2006 г.
7. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000 .г
8. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М. «АСТ-Пресс»,
2010 г.
9. Способности вашего ребенка. - М., 1974г.
10. Тхоржевский Д. А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. Мн., 1986г.
Список литературы для родителей и детей:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до
сложных форм. - М., «Оникс», 2008г.
2. Выгонов В. Оригами. - Москва, издательский Дом МСП, 2006 г.
3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк,
Сталкер, 2007 г.
4. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, природных
материалов. - Москва, Мой мир, 2006 г.
5. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М. «АСТ-Пресс»,
2010 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».